Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-395/2020 ~ М-198/2020 от 07.02.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2020 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Кривицкой О.Г.,

при секретаре Селютиной Ю.В.,

с участием представителя административных истцов Регова Д.Н., Попова А.А. адвоката Маслака И.И. по ордеру № 059347 от 04 марта 2020г., ордеру № 059346 от 04 марта 2020г.,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области Фроловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-395/2020 по административному исковому заявлению Регова Дмитрия Николаевича, Попова Андрея Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и обязать осуществить государственную регистрацию права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Регов Д.Н., Попов А.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и обязать осуществить государственную регистрацию права собственности, указав, что решением Кировского районного суда г.Самары от 18 июля 2019 г. за Реговым Д.Н., Поповым А.А. признано право собственности на долю в объекте незавершенного строительства, расположенного по строительному адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером в виде нежилого помещения н1, расположенного на первом этаже секции № 3, общей площадью 328,6 кв.м. Решение вступило в законную силу 27.08.2019.

17.09.2019 Регов Д.Н., Попов А.А. обратились в Управление Росреестра по Самарской области с целью осуществления государственной регистрации права собственности на вышеуказанную долю в объекте незавершенного строительства.

24.12.2019 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказано в государственной регистрации права.

Считают, что решение Управления Росреестра по Самарской области является незаконным, принято за пределами предоставленных полномочий. Отказ в государственной регистрации права собственности, при наличии соответствующего судебного акта, влечет неопределенность в имущественных правах, нарушая законный интерес в легализации права собственности в установленном законом порядке, что является принципом правовой неопределенности.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просили суд признать незаконным решение административного ответчика от 24.12.2020 N 63/001/478/2019-462,463 об отказе в государственной регистрации права собственности на долю в объекте незавершенного строительства, расположенного по строительному адресу: <адрес>, д. б/н, на земельном участке с кадастровым номером , в виде нежилого помещения н1, расположенного на 1 этаже секции №3, общей площадью 328,6 кв.м.; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на долю в объекте незавершенного строительства, расположенного по строительному адресу: <адрес>, 18 км., <адрес>, д. б/н, на земельном участке с кадастровым номером , в виде нежилого помещения н1, расположенного на 1 этаже секции № 3, общей площадью 328,6 кв.м., на основании заявления от 17.09.2019 и представленных документов.

В судебном заседании представитель административных истцов Регова Д.Н., Попова А.А. адвокат Маслак И.И., действующий на основании ордера адвоката, административные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Фролова О.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.

В соответствии с части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п. п. 5, 7 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Закона N 218-ФЗ).

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Самары от 18 июля 2019 года за Реговым Д.Н., Поповым А.А. признано право собственности на долю в объекте незавершенного строительства, расположенного по строительному адресу: <адрес>, д. б/н, на земельном участке с кадастровым номером , в виде нежилого помещения н1, расположенного на 1 этаже секции № 3, общей площадью 328,6 кв.м. (л.д. 7-11 том 1).

17.09.2019 Регов Д.Н. и Попов А.А. обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями и о государственной регистрации права общей долевой собственности (по 1/2 доли) на объект незавершенного строительства площадью 328,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. б/н на земельном участке с кадастровым номером в виде нежилого помещения н1, расположенного на 1 этаже секции .

23.09.2019 регистрационные действия по данному заявлению были приостановлены на основании пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015г. №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) (л.д. 38-40 том 1).ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> административным истцам отказано в осуществлении заявленных регистрационных действий на основании статьи 27 Закона №218-ФЗ (л.д. 12-16 том 1). Из данного решения следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости отсутствует информация о государственном кадастровом учете объекта недвижимого имущества – нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Согласно решению Кировского районного суда г.Самары от 18.07.2019 здание, в котором расположено нежилое помещение, не введено в эксплуатацию. Постановка на государственный кадастровый учет помещения, расположенного в объекте незавершенного строительства, законом не допускается. Согласно нормам Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» постановка на кадастровый учет помещения в составе здания возможно после ввода здания в эксплуатацию и его постановки на кадастровый учет в соответствии со статьей 19 Закона.

В обоснование заявленных административных требований о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности, административные истцы ссылаются на то, что решение Управления Росреестра по Самарской области является незаконным, принято за пределами предоставленных полномочий, свидетельствует фактически об уклонении от исполнения судебного решения, которым за истцами признано собственности на долю в объекте незавершенного строительства в виде нежилого помещения. Отказ в государственной регистрации права собственности, при наличии соответствующего судебного акта, влечет неопределенность в имущественных правах, нарушая законный интерес в легализации права собственности в установленном законом порядке, что является принципом правовой неопределенности.

Однако указанные доводы не являются безусловным основанием для регистрации права истцов на нежилое помещение.

В соответствии с п.5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Вместе с тем, наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону о регистрации (абзац 5 пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (пункт 2).

В кадастр недвижимости вносятся, в том числе такие основные сведения об объекте недвижимости, как кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната (подп.8 п.4).

Согласно подп. 6. п. 43 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, в разделе "Характеристики объекта недвижимости" указывается кадастровый номер иного объекта недвижимости, в пределах которого расположено здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта жилой недвижимости.

В силу пункта 4 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.

Таким образом, согласно действующему законодательству государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на помещение в многоквартирном доме возможно только после постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, в котором расположено помещение.

В данном же случае объекту не присвоен кадастровый номер, что исключает возможность регистрации права на долю в этом объекте.

Поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте, расположенном по адресу: <адрес> , проведение государственного кадастрового учета и, соответственно, государственной регистрации права на нежилое помещение, расположенное в данном доме, невозможно в силу закона. Наличие судебного акта о признании права собственности на такое помещение не отменяет необходимости представления иных документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.Из изложенного следует, что административный ответчик, принимая решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, и в последующем, принимая решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права действовал в соответствии с законом, в рамках предоставленных полномочий и прав и законные интересы административных истцов не нарушал.

При таких обстоятельствах, правовых и фактических оснований для признания оспариваемого решения незаконным и возложения на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности не имеется.Как усматривается из материалов дела, причиной отсутствия в ЕГРН сведений о здании является непредставление уполномоченным лицом соответствующего заявления и документов. Поэтому возможность кадастрового учета объекта недвижимого имущества имеется.

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

От имени данных органов с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права может обратиться представитель при наличии доверенности (п.4 ст. 15 Закона N 218-ФЗ). Уполномоченное лицо должно обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете данного объекта недвижимости, представив необходимые документы. Бездействие органа государственной власти может быть обжаловано в судебном порядке.

Невыполнение уполномоченными лицами установленных требований закона не предполагает возможность предоставления преимуществ в реализации права лишь при наличии судебного акта.

Наличие судебного решения не исключает необходимости соблюдения требований закона о предоставлении иных документов.

Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом подлежит вводу в эксплуатацию, что подтверждается соответствующим документом - разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

Решением Кировского районного суда г. Самара от 18 июля 2019г. за истцами признано право собственности на долю в виде нежилого помещения в объекте незавершенном строительством с учетом отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию.

Таким образом, осуществить постановку на кадастровый учет нежилого помещения по указанному адресу и зарегистрировать право общей совместной собственности на объект возможно только после ввода жилого дома в эксплуатацию.

Обоснованность позиции органа регистрации прав подтверждается и Определением Верховного суда Российской Федерации от 02.12.2014 № 306-ЭС14-2019, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда по делу № 33а-1263\2019, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда по делу № 33а-11684\2019.

Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Регова Дмитрия Николаевича, Попова Андрея Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным решения от 24.12.2020 N 63/001/478/2019-462,463 об отказе в государственной регистрации права собственности и обязать осуществить государственную регистрацию права собственности отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Г. Кривицкая

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2020 года.

2а-395/2020 ~ М-198/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Попов А.А.
Регов Д.Н.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Кривицкая О.Г.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
07.02.2020Регистрация административного искового заявления
07.02.2020Передача материалов судье
10.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
11.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
16.04.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее