Дело № 2-1939/2019
УИД 75RS0001-01-2019-001006-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 апреля 2019 года
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.
при секретаре судебного заседания Мальцевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Костиной Р.М., Васильева А.А., Васильевой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ВКА, ВЕА, к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Забайкальского края о признании права на получение финансовой помощи, включении в списки, выплате денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истцы в лице представителя по доверенности Евдокимовой О.Ю. обратились суд с вышеназванным иском, просили признать за собой право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, обязать администрацию городского округа «Город Чита» включить в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, обязать ответчиков Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края выплатить финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости по 50 000 рублей каждому.
В обоснование заявленных требований указано, с 2013 года истцы постоянно проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Летом 2018 года семья истцов лишилась имущества первой необходимости, в связи с чем им была оказана материальная помощь в размере по 10 000 рублей на каждого, в оказании финансовой помощи было отказано.
Причиной отказа явилось то, что актом обследования не установлена частичная утрата имущества первой необходимости, с чем истцы не согласны.
В настоящее судебное заседание истцы не явились, их представитель по доверенности Евдокимова О.Ю. заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» в настоящее судебное заседание не явился, от представителя по доверенности Петрика А.В. поступили возражения на иск, ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, от представителя по доверенности Сумаревой Н.А. поступили возражения на иск, ходатайство о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, от представителя по доверенности Нарышкина С.Г. поступил отзыв на иск, ходатайство о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Гуменная Н.В. направила отзыв на иск, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения стороны истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем первым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт «г, д» пункта 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
При этом 30 мая 2018 года постановлением Правительства РФ № 627 введен в действие п. 2.1 Правил, согласно которому выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2.1 Правил (введен в действие постановлением Правительства РФ № 627 от 30 мая 2018 года) критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования."
Согласно п. 1.1 вышеназванных Правил к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Под частичной утратой имущества первой необходимости понимается приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования. Под полной утратой имущества первой необходимости приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами, заключением эксперта.
Судом установлено, что постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 в связи с выпадением большого количества осадков, приведшим к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, с 9 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела следует, что истцы Костина Р.М., Васильев А.А., Васильева О.В., Васильева К.А., Васильева Е.А. с 18.04.2013 зарегистрированы и постоянно проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что жилой дом по указанному адресу попал в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Также не оспаривалось, что истцы в связи с чрезвычайной ситуацией получили единовременную материальную помощь в размере по 10 000 рублей каждый.
В материалы дела истцами представлен акт обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов Забайкальского края в июле 2018 года, составленный 31.07.2018.
Согласно заключению комиссии, имущество первой необходимости у пострадавших истцов утрачено частично, а именно: из предметов для хранения и приготовления пищи утрачен шкаф для посуды, из предметов мебели для приема пищи стол, стулья, из предметов мебели для сна – утрачена кровать.
Вместе с тем, на обращение истцов за выплатой финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества администрацией городского округа «Город Чита» 31 августа 2018 года выдана справка, в которой указано на отсутствие правовых оснований для включения истцов в списки на оказание финансовой помощи в связи с тем, что не установлена частичная утрата имущества первой необходимости.
С указанным отказом суд не может согласиться в силу следующего.
Под частичной утратой имущества первой необходимости, как указано выше, понимается приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Из материалов дела следует, что специально созданная органом местного самоуправления – администрацией городского округа «Город Чита» - комиссия по оценке ущерба, нанесенного паводком 2018 года, сделала заключение о частичной утрате истцами имущества первой необходимости (три предмета), что отражено в акте обследования от 31.07.2018.
Указанный акт не отменен, не признан незаконным, недействительным.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
При этом доводы представителя ответчика администрации городского округа «Город Чита» о том, что истцы не представили доказательств в подтверждение частичной утраты принадлежащего им имущества, суд полагает несостоятельными, поскольку полномочия по оценке ущерба, нанесенного паводком, были возложены на специально созданную комиссию, составившую акт обследования имущества, на граждан такая обязанность не возлагалась.
Доводы стороны ответчиков о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, суд полагает несостоятельными, поскольку в силу Приложения №10 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи составляется главой местной администрации, согласовывается начальником ГУ МЧС России по субъекту, руководителем территориального органа МВД России на территориальном уровне, а уполномоченным органом исполнительной власти в части организации единовременных выплат определено Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство финансов Забайкальского края (п.10 Постановления Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 №45).
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, с другой стороны суд присуждает все понесенные по делу расходы.
Как следует из материалов дела,24.01.2019 между истцами (Клиенты) и Евдокимовой О.Ю. (Исполнитель) был заключен Договор об оказании юридических услуг, согласно условиям которого Исполнитель обязалась составить и подать настоящий иск в суд, представлять интересы истцов в суде.
Согласно п. 3.1 Договора Клиенты оплачивают Исполнителю 25 000 рублей (по 5 000 рублей за каждого из истцов).
Согласно расписке от 24.01.2019, истица Васильева О.В. уплатила представителю указанную сумму.
В соответствии с Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
При этом разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным взыскать с администрации городского округа «Город Чита» как с надлежащего ответчика, поскольку именно данный орган местного самоуправления отказал в выплате финансовой помощи истцам, судебные расходы в размере 10 000 рублей.
Данные расходы подлежат взысканию в пользу Васильевой О.В., так как согласно расписке, денежные средства представителю были переданы именно ею.
Что касается требования в части взыскании с ответчиков расходов по оформлению доверенности на сумму 2 400 рублей, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Из представленной в материалы дела доверенности, выданной истцами 11.01.2019 на имя Евдокимовой О.Ю., не следует, что данная доверенность выдана для участия в конкретном гражданском деле или судебном заседании.
В связи с указанным, оснований для взыскания расходов за оформление доверенности у суда не имеется.
Расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей также не подлежат возмещению, поскольку истцы при подаче настоящего иска освобождены от уплаты госпошлины.
Указанные расходы подлежат возврат в пользу Васильевой О.В., так как согласно чеку-ордеру от 08.02.2019 именно она произвела платеж в размере 300 рублей.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить частично.
Признать за Костиной Р.М., Васильевым А.А., Васильевой О.В., ВКА, ВЕА право на получение единовременной финансовой помощи в размере по 50 000 рублей каждому за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» включить Костину Р.М., Васильева А.А., Васильеву О.В., ВКА, ВЕА в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Костиной Р.М., Васильеву А.А., Васильевой О.В., ВКА, ВЕА финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей каждому при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Взыскать с администрации городского округа «Город Чита» в пользу Васильевой О.В. 10 000 рублей.
Возвратить Васильевой О.В. излишне уплаченную государственную пошлину по чеку – ордеру от 08.02.2019 № 4983 в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Решение в окончательной форме принято 15 апреля 2019 года.
Судья Т.В. Лоншакова