Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-839/2017 ~ М-245/2017 от 25.01.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара                      31 марта 2017г.

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 839/2017 по исковому заявлению Олейник О. С., Олейник А. А.вны к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Олейник О.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Олейник А.А. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что они являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Жилое помещение расположено в многоквартирном <адрес> и представляет собой две комнаты в коммунальной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., занимаемое жилое помещение истцами составляет <данные изъяты> кв.м. жилой площади.

Согласно распоряжению первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. , семье истцов было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.

Истцы полагают данное распоряжение незаконным по следующим основаниям.

Актом межведомственной комиссии, назначенной Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. было установлено, что многоквартирный <адрес> признан аварийным, в связи с тем, что проведение восстановительных работ технически невозможно и экономически нецелесообразно.

На протяжении последних <данные изъяты> лет дом находился в том состоянии, которое описано в акте межведомственной комиссии, дом не ремонтировался, не приводился в пригодное для проживание людей состояние, конструкции дома в каждым годом разрушаются, что создает угрозу жизни для проживающих в нем людей.

С данным вопросом истцы неоднократно обращались в администрацию <адрес> г.о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, однако никаких действий со стороны муниципальных органов по переселению семьи истцов из аварийного дома предпринято не было.

ДД.ММ.ГГГГ. истцы обратились с письменным заявлением в Департамент управления имуществом городского округа Самара с требованием прекратить бездействие органов власти, предоставить истцам, как нанимателям <адрес>, иного благоустроенного жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ. истцами был получен ответ, согласно которому дом истцов учтен в списке многоквартирных домов, планируемых к обследованию с целью признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. жилой <адрес> был включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ., поскольку акт осмотра межведомственной комиссии был составлен ДД.ММ.ГГГГ

На основании Федерального закона от 24.05.2002г. № 73-ФФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения в приложение к Постановлению в том числе в части исключения пункта в отношении многоквартирного <адрес>. Жилой дом исключили из перечня аварийных домов, на основании того, что он является объектом культурного наследия. Однако техническое состояние дома не изменилось, дом до настоящего времени является аварийным, непригодным для проживания и подлежит сносу.

Постановлением правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. , жилой дом по <адрес>, был исключен из реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили суд признать распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить нанимателям <адрес> иное благоустроенное жилое помещение.

В процессе рассмотрения дела истцы требования изменили, просили суд признать жилой <адрес> аварийным и подлежащим сносу, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить нанимателям <адрес> иное благоустроенное жилое помещение.

В судебном заседании Олейник О.С. и её представитель А.А. действующий на основании доверенности, требования поддержали, пояснили, что просят предоставить истцам жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара О.С., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения требований истцов, указала, что жилой дом по <адрес>, не признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Отдел опеки и попечительства Ленинского и Самарского районов Департамента семьи, опеки и попечительства администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>,2 зарегистрированы Олейник О.С. с ДД.ММ.ГГГГ. и Олейник А.А. с ДД.ММ.ГГГГ. ранее в указанном жилом помещении был зарегистрирован Олейник А.А., умерший ДД.ММ.ГГГГ., и Е.А., умерший ДД.ММ.ГГГГ.

Актом межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., назначенной Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденным Распоряжением <адрес> от 24.12.2002г. , было установлено, что в связи с тем, что проведение восстановительных работ технически невозможно и экономически нецелесообразно, признать жилой <адрес>, аварийным.

Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. «О сносе многоквартирных домов, признанных аварийными (непригодными для проживания») в п. 37 Приложения к указанному постановлению, <адрес>, признан подлежащим сносу.

Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в приложение к постановлению Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. -Р «О сносе многоквартирных домов, признанных аварийными (непригодными для проживания»), п. 37 из приложения был исключен.

Из сообщения Департамента управления имуществом городского округа Самара многоквартирный <адрес> в соответствии с положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался.

Указанный дом учен в списке многоквартирных домов, планируемых к обследованию с целью признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на 2017г.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ , истцам было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма производится, в том числе, в случае, когда дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Статья 89 ЖК Российской Федерации устанавливает, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам жилого помещения в связи с непригодностью занимаемого ими жилья для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Судом установлено, что многоквартирный <адрес> в соответствии с положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. , аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался.

При этом судом первой инстанции учитывается позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в своих Определениях (от 05.03.2009 г. N 376-О-П, от 03.11.2009 г. N 1368-О-О, от 19.10.2010 г. N 1328-О-О, от 26.05.2011 г. N 643-О-О, от 21.12.2011 г. N 1655-О-О), где указано, что для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Истице было отказано в постановке на учет, в виду того, что она ухудшила свои жилищные условия, путем регистрации в доме по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. ранее истица была зарегистрирована у матери, по адресу: <адрес>, в двухэтажном жилом доме, общей площадью 89,2 кв.м.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что дом, в котором зарегистрированы истцы в установленном порядке на момент обращения не признан аварийным и подлежащим сносу, требования истцов удовлетворению не подлежат.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах, требования истцов о признании дома аварийным и подлежащим сносу удовлетворению не подлежат, поскольку данный вопрос находится в исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Доводы истцов о том, что дом был признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации <адрес> и до настоящего времени не отменено, суд не принимает во внимание. Решение о сносе дома было принято ДД.ММ.ГГГГ. постановлением Администрации городского округа Самара

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации городского округа Самара дом по <адрес>, был исключен из числа домов подлещах сносу.

Исходя из того, что истцы были зарегистрированы в доме по <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ., ранее действующее законодательство по отношению в ним применимо быть не может.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Олейник О. С., Олейник А. А.вне отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Борисова

Копия верна

Судья

2-839/2017 ~ М-245/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Олейник А.А.
Олейник О.С.
Ответчики
ДУИ г.о.Самара
Другие
Отдел опеки и попечительства Куйбышевского района г.Самары
Администрация Куйбышевского района г.о.Самара
Администрация г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Борисова Е. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
25.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2017Передача материалов судье
27.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2017Подготовка дела (собеседование)
14.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2017Судебное заседание
20.03.2017Судебное заседание
31.03.2017Судебное заседание
05.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее