Дело № 2-530 /2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2017 года город Лесной Свердловской области
Городской суд города Лесного Свердловской области в составе:
председательствующего Чариковой И.В.
секретаря судебного заседания Заниной Т.Ю.
с участием:
помощника прокурора ЗАТО «Город Лесной» Сорокина Д.Г.
представителя администрации ГО «Город Лесной» Таран Д.П.
представителя МКУ «УГХ» Потапенка А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО «Город Лесной», действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского округа «Город Лесной», Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Экологическому производственному кооперативу «Меркурий» о понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО «Город Лесной», в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в городской суд города Лесного с иском к Администрации городского округа «Город Лесной» (ГО «Город Лесной»), Экологическому производственному кооперативу «Меркурий» (ЭПК «Меркурий») о понуждении к совершению действий.
Истец просит: - обязать администрацию ГО «Город Лесной» за счет средств местного бюджета обеспечить передачу специализированной организации, имеющей лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, на обезвреживание и утилизацию ртути, ртутьсодержащих ламп и других ртутьсодержащих приборов, материалов, находящихся в здании и на территории ЭПК «Меркурий» по адресу: <адрес>
- обязать ЭПК «Меркурий» обеспечить доступ в здание по адресу: <адрес> для передачи отходов специализированной организации.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО «Город Лесной» проведена проверка исполнения решения городского суда города Лесного от 16.03.2010 года по иску прокурора ЗАТО «Город Лесной», действовавшего в интересах неопределенного круга лиц, к ЭПК «Меркурий» о приостановлении деятельности предприятия.
Решение суда, в части передачи ртутьсодержащих отходов в специализированную организацию для обезвреживания, не исполнено.
***
***
01.08.2017г. по ходатайству прокурора определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» (МКУ «УГХ»).
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Сорокин Д.Г. заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить. ***
Представитель ответчика, Администрации ГО «Город Лесной», Таран Д.П. полагает, что иск к администрации города заявлен необоснованно, т.к. имеется судебное решение о возложении обязанности по утилизации отходов на ЭПК «Меркурий», которое подлежит исполнению. В 2014 году аналогичный иск уже был заявлен прокурором, от которого он отказался. Полагает, что производство по делу подлежит прекращению, в связи с тождественностью иска. Также пояснил, что в бюджете городского округа на 2017 год статьи расходов на утилизацию опасных отходов не предусмотрено. Бюджет городского округа на 2018 год будет формироваться и рассматриваться в четвертом квартале 2017 года, поэтому требование прокурора об исполнении решения суда в течение шести месяцев неисполнимо.
Представитель ответчика – МКУ «Управление городского хозяйства» Потапенок А.Г. считает, что иск заявлен необоснованно, позицию представителя администрации поддерживает.
Представитель ответчика ЭПК «Меркурий» - председатель кооператива Палян И.О в заседание не явился, извещен надлежащим образом по юридическому адресу кооператива, заявлений и ходатайств не представил.
Третье лицо - Андриевская Ю.В., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представила.
Суд, огласив исковые требования, заслушав объяснения участников процесса, заслушав показания специалиста ФГБУЗ ЦГиЭ № ФМБА России Т. В.С., рассмотрев представленные в дело доказательства, обозрев материалы гражданских дел № 2-150/2010, № 2-240/2014, № 2-475/2016 приходит к следующему выводу:
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ). Суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст.195 ч.2 ГПК РФ). С учетом данного положения Закона, суд, разрешая спор, исходит из представленных сторонами доказательств.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.8 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статья 11Федерального закона РФ № 7-ФЗ содержит также обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц.
При рассмотрении дела установлено, что ЭПК «Меркурий» зарегистрирован в качестве юридического лица с 18.09.2002 года, по адресу: <адрес>А, что подтверждается Выпиской из ЕГРПНИ от 12.07.2017 года (л.д.188).
Председателем ЭПК «Меркурий» с 26.10.2004 года, на основании протокола заседания членов кооператива № 13 от 26.10.2004 года, является Палян И.О. (гражданское дело № 2-240/2014, л.д.67). Изменения по сведениям об ином лице, уполномоченном представлять кооператив, а также о прекращении деятельности кооператива в МРИ ФНС № 27 не подавались, в ЕГРЮЛ не вносились.
Установлено, что ЭПК «Меркурий» с 27.05.2005 года по 27.05.2010 г. имел лицензию № ОТ-54-ОООЭ25 (66), выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. В соответствии с приложением к Лицензии, ЭПК «Меркурий» может осуществлять деятельность только по сбору (приему) отходов, централизованному размещению (временному хранению), транспортированию, передаче отходов на демеркуризацию специализированным предприятиям. В лицензируемую деятельность включены 5 видов отходов (ртутьсодержащие), которые относятся к 1 классу опасности.
Производственная площадка ЭПК «Меркурий» расположена на территории, прилегающей к нежилым зданиям по адресу: <адрес> «А, А1», т.е. по месту регистрации юридического лица.
Нежилое помещение по адресу: <адрес> и земельный участок площадью 1253 кв.м. переданы администрацией ЗАТО «Город Лесной» по решению Главы администрации № 983 от 21.09.1995 г. в бессрочное пользование для размещения производственной базы кооператива «Меркурий», что подтверждается материалами гражданского дела № 2-150/2010 (л.д.28).
По материалам гражданского дела № 2-475/2016 установлено, что 01.01.2000 года инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора РФ города Лесного Экологическому производственному кооперативу «Меркурий» (ЭПК «Меркурий») дано разрешение на строительство производственного здания, состоящего из пяти блоков по адресу: <адрес>, 5 А, для демеркуризации ртутьсодержащих отходов.
16.08.2000 года производственное здание по указанному адресу застройщиком - администрацией МО «Город Лесной» - принято в эксплуатацию.
Земельный участок, площадью 1816 кв.м., с кадастровым №, на котором размещается нежилое здание и пристрой, относится к землям населенных пунктов, разрешенный вид использования – под промышленные объекты.
Право собственности на здание нежилого назначения, с литерами А, А1 по адресу: <адрес>, 5А зарегистрировано в ЕГРПНИ под № с 23.10.2000 года на праве единоличной собственности за ЭПК «Меркурий», ИНН 6630001075.
Вторым собственником с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано ООО «***». Основанием перехода прав собственности указан Договор купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, который признан решением городского суда № недействительным с момента его заключения.
Третьим правообладателем нежилого здания с ДД.ММ.ГГГГ указана Андриевская Ю.В., сведения о которой значатся в ЕГРПНИ по настоящее время. ***
Решением городского суда города Лесного № 2-26/2007 от 20.04.2007 года по иску ЭПК «Меркурий» к Андриевской Ю.В., К., М, КН Договор купли-продажи здания нежилого назначения с литерами А, А1 (<адрес> «А») между М, действующим от лица ЭПК «Меркурий», и ООО «Флеш-Технология» в лице директора КН признан недействительным с момента совершения сделки, постановлено возвратить нежилое здание ЭПК «Меркурий». Решение городского суда № 2-26/2007 вступило в законную силу 03.07.2007 г.
Как следует из Выписки из ЕГРПНИ о правообладателях на нежилое здание по адресу : <адрес>А, ни одна из заинтересованных сторон с даты вступления решения суда №2-26/2007 в законную силу не подавала заявления в ЕГР об изменении сведений о правообладателе нежилого здания на основании решения городского суда № 2-26/2007. Согласно выписке из ЕГРПНИ собственником нежилого здания по адресу: <адрес> «А, А1» указана Андриевская Ю.В.
Как следует из материалов, ранее рассмотренных гражданских дел в отношении ЭПК «Меркурий» информации о том, что Андриевская Ю.В. имеет отношение к деятельности кооператива, связанной со сбором и хранением опасных рутьсодержащих отходов (приборов, изделий), не имеется.
По материалам настоящего дела, а также дела № 2-150/2010 г. следует, что 01.11.2009 года прокуратурой ЗАТО «Город Лесной» проводился осмотр производственной площадки ЭПК «Меркурий», в результате которого было выявлено, что внутри здания (в производственной части) находится разобранная установка по переработке ртутных ламп *** Производственная часть помещения, склада (пристроя) заполнена ртутьсодержащими лампами типа ***, которые находятся как в коробках, так и без них. Коробки с лампами и лампы повалены друг на друга, герметичность упаковок нарушена, в связи с чем, возможно выпадение и бой ламп. Там же хранятся разбитые лампы. При осмотре прокурором прилегающей к зданию территории обнаружена свалка люминесцентных ртутьсодержащих ламп, хранящихся без упаковки, под открытым небом, на открытом грунте, рядом хранятся отходы от демеркуризации ртутных ламп. Производственная часть здания требует ремонта: нарушена целостность стен и кровли. Приведенные факты подтверждаются Актом осмотра помещения от 01.11.2009 года с иллюстрационными таблицами (№ 2-530/2017 (л.д.55-72), № 2-150/2010 (л.д. 33-48)), представленными в материалы дела
Со слов помощника прокурора Сорокина Д.Г. определить количество ртутьсодержащих отходов, визуально невозможно. Для этого потребуются значительные затраты по времени, что в отсутствие представителя специализированной организации по обезвреживанию отходов 1 класса опасности, затруднительно.
По обозрении материалов гражданского дела № 2-150/2010 установлено, что в ЭПК «Меркурий» имелся проект «Экологического обоснования деятельности» по обращению с опасными отходами, из которого следует, что размещение отходов должно осуществляться на специально оборудованных стеллажах, а ртутьсодержащих отходов, герметичность которых нарушена - в герметичных контейнерах (2-150/2010 л.д. 62-68). Предельный объем временного накопления ртутьсодержащих отходов для кооператива установлен в 20 000 отработанных люминесцентных ламп. К моменту получения ЭПК «Меркурий» соответствующей лицензии (ДД.ММ.ГГГГ) предприятием уже было накоплено 15000 ед. отработанных ламп, что составляло ***
В судебном заседании установлено, что деятельность по приему ртутьсодержащих приборов, ртутьсодержащих ламп ЭПК «Меркурий» не осуществляет с начала 2010 года. За период с 2005 года и по настоящее время принятые от организаций ртутьсодержащие лампы, приборы, материалы на утилизацию в специализированные предприятия не передавались, обратного суду не представлено.
ЭПК «Меркурий», в нарушение условий лицензии № ОТ-54-000325(66) от ДД.ММ.ГГГГ, осуществлял и продолжает осуществлять хранение опасных отходов.
25.12.2009 года прокуратура ЗАТО «Город Лесной», действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в городской суд города Лесного с иском к ЭПК «Меркурий» о приостановлении деятельности кооператива до устранения нарушений и обязании ответчика передать специализированной организации на обезвреживание и утилизацию ртуть, ртутьсодержащие лампы, ртутьсодержащие приборы, размещенные в здании и на территории предприятия.
Решением городского суда города Лесного № 2-150/2010 г. от 16.03.2010 г., вступившим в законную силу 27.03.2010 года, иск прокурора был удовлетворен. Деятельность ЭПК «Меркурий» по сбору и накоплению опасных отходов приостановлена до 01.06.2010 года. На ответчика возложена обязанность по передаче специализированной организации на обезвреживание ртуть, ртутьсодержащие лампы и другие ртутьсодержащие приборы, материалы, находящиеся в здании и на территории предприятия.
24.04.2010 года Лесным городским отделом УФССП по Свердловской области было возбуждено исполнительное производство № 2529/10/61/66 по исполнительному документу ВС № о приостановлении деятельности ЭПК «Меркурий» и обязательстве передать на утилизацию отходы.
24.10.2012 года постановлением судебного пристава-исполнителя производство было окончено по п.2 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст. 47, ст.ст. 6, 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с тем, что ЭПК «Меркурий» деятельности не ведет с начала 2010 года, руководителя и работающих сотрудников нет, отчетность в ФНС и ПФР кооперативом не предоставляется. Принятыми мерами розыска местонахождение должника-организации не установлено, организовать исполнение требований исполнительного документа в части утилизации отходов невозможно без участия организации - должника. Исполнительный документ возвращен взыскателю – прокурору ЗАТО «Город Лесной».
В судебном заседании установлено, что юридически деятельность кооператива не прекращена, однако, фактически деятельность по сбору ртутьсодержащих отходов не ведется с 2009 г., только уже ранее накопленных - хранение.
Данный факт подтверждается справкой, предоставленной МРИ ФНС № 27 по Свердловской области от 13.06.2017 г. (т.1, л.д.177) о том, что за период с 2010 по 2016 годы отчеты кооперативом предоставлялись, но показатели деятельности были нулевыми. Последний отчет ЭПК «Меркурий» предоставил 02.05.2017 года тоже с нулевыми показателем.
Обстоятельства, на которые ссылается прокурор в обоснование предъявленного им в суд иска подтверждаются представленными в материалы настоящего дела и дела № 2-150/2010 документами: актом инвентаризации отходов (л.д.44); журналом регистрации отходов, принятых в период с марта по сентябрь 2009 года от сторонних организаций (ЭПК «Меркурий» в указанный период принято 2026 ламп типа ЛБ); актом осмотра помещения от 01.11.2009 года и фототаблицей к нему (л.д. 55-72; дело № 2-150/2010 -л.д.33-48); характеристикой объекта (№ 2-150/2010 - л.д.50); техническим паспортом на административно-производственное здание (л.д. 44, 27) и фототаблицей к нему.
В силу условий п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 года N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются, в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. К первому (класс 1) - отнесены чрезвычайно опасные отходы, к которым относятся, в числе прочего, ртутьсодержащие люминесцентные лампы.
Согласно п.1 ст.14 Федерального закона № 89-ФЗ, опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Пунктом 6 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", утв. Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года N 681 (далее - Правила), не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, размещение и транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.
В силу п.13 Правил, размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующая переработка и использование переработанной продукции осуществляется специализированными организациями.
В соответствии с п.14, п.16 Правил хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары. Не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
Пунктом 19 Правил установлено, что обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований.
Допрошенный по данному факту заведующий отделом санитарно-эпидемиологической экспертизы ФГБУЗ ЦГиЭ № ФМБА России Т. В.С. пояснил, что проведенные исследования почвы, помещения, воздуха на территории <адрес> показывают, что содержание ртути в почве и атмосферном воздухе имеется, но в пределах нормы. При ненадлежащем хранении отходов, содержащих ртуть, возможно их всасывание в почву и стены помещения, отравление парами ртути, что приводит к тяжким последствия для здоровья живых организмов. В случае боя ртутьсодержащих ламп загрязненное помещение должно быть покинуто людьми и должен быть организован вызов специализированных организаций для проведения комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений. Обезвреживание ртутного загрязнения может быть выполнено с помощью демеркуризационного комплекса, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений.
Как следует из актов проверок, проведенных прокуратурой ЗАТО «Город Лесной» хранение ртутьсодержащих материалов осуществляется с нарушением установленных Правилами требований.
Согласно п. 11.1 Санитарных правил при работе с ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением» сбор, хранение, упаковка, транспортировка и прием ртутьсодержащих отходов должны осуществляться согласно "Инструкции по сбору, хранению, упаковке, транспортировке и приему ртутных отходов", утвержденной Минцветметом СССР от 27.10.1956 г.
Согласно п.4 «Инструкции по сбору, хранению, упаковке, транспортированию и приему ртутьсодержащих отходов» хранить ртутьсодержащие отходы необходимо в герметично закрывающихся стальных контейнерах.
В силу требований п.п. 4.8, 14.5 Санитарных правил при работе с ртутью и ее соединениями и приборами с ртутным наполнением, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР № 4607-88 от 04.04.1988 года и п.3.3.3 Межгосударственного стандарта «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия. ГОСТ 1639-93», ртутьсодержащие отходы упаковывают в герметичную тару по ГОСТ 17366 и ГОСТ 5044 и другой нормативной документации. Упаковка ртутных выпрямителей, приборов и ламп должна исключать механические повреждения при их транспортировании.
Аналогичные требования к упаковке, транспортированию и хранению ртутьсодержащих ламп установлены ГОСТ 6825-91 (МЭК 81-84). «Лампы люминесцентные трубчатые для общего освещения».
В соответствии с п.3.5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Сан ПиН 2.1.7.1322-03», введенных в действие с 15.06.200 3года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 80 от 30.04.2003года, хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде - не допускается. В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.
Пунктом 3.6. указанных Правил предусмотрено, что условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом, хранение твердых промышленных отходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).
Нарушение ЭПК «Меркурий» требований законодательства по хранению ртутьсодержащих материалов и неисполнение решения городского суда № 2-150/2010 объективно подтверждается материалами настоящего гражданского дела.
При рассмотрении гражданского дела № 2-150/2010 судом установлено, что ЭПК «Меркурий» отходы принимались с нарушением действующего законодательства: кооператив не имел паспорт на отходы 1 класса, не был разработан экологический паспорт предприятия, председатель не проходил профессиональную подготовку, отсутствовал список лиц, допущенных для работы с отходами 1 класса опасности, не велись учет и отчетность в области обращения с отходами. Документы о предоставлении ежегодного технического отчета об образовании, использовании, обезвреживании, размещении указанных отходов в Центр экологического мониторинга и контроля также отсутствовали. В нарушение требований ст.26 Федерального закона № 89-ФЗ и ст.67 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) производственный контроль в области обращения с отходами ЭПК «Меркурий» не осуществлялся.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, ч.1 ст.22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и регулируются законодательством Российской Федерации.
Суд считает доказанным, что на протяжении длительного времени ЭПК «Меркурий» осуществлял деятельность по сбору (приему), централизованному размещению (временному хранению), транспортированию, с нарушением санитарных и природоохранных норм. Решением городского суда № 2-150/2010 деятельность ЭПК «Меркурий» была признана создающей угрозу причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки возможного воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки (экспертизы) проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В силу ст.7 Федерального закона РФ № 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участие в организации деятельности по сбору (в т.ч., раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Так в соответствии со ст.7, ст.33 Устава городского округа «Город Лесной», зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Свердловской области 07.10.2011 года (с изменениями по состоянию на 09.06.2015 года), к вопросам местного значения и полномочиям администрации городского округа относятся вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по сбору (в т.ч., раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К полномочиям Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» (далее МКУ «УГХ»), как самостоятельного юридического лица, созданного в соответствии с п. 2.1 Устава, относится обеспечение реализации полномочий городского округа «Город Лесной» в сфере содержания и управления объектами городского хозяйства, включая транспортную инфраструктуру, муниципального жилых и нежилых фондов, организации благоустройства, озеленения и содержания территории городского округа «Город Лесной», контроля за состоянием окружающей среды, природы, прочего.
В силу п.п. 2.2.4, 2.2.6, 2.2.15 Устава МКУ «УГХ», основными видами деятельности учреждения является: охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов - особо охраняемых природных террито-рий, расположенных в границах городского округа, в том числе, осуществление уборки территорий и аналогичных видов деятельности; формирование заказа, а также выполнение функций заказчика, на работы в сфере содержания и управления объектами городского хозяйства, включая транспортную инфраструктуру, муниципальный жилищный и нежилой фонд; в сфере организации благоустройства, озеленения и содержания территории городского округа «Город Лесной»; контроля за состоянием окружающей среды, природы, а также размещение заказов, проведение закупок товаров, работ, услуг для реализации перечисленных видов деятельности учреждения; обеспечение сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов для дальнейшей утилизации.
Учитывая изложенные в решении обстоятельства, а также круг полномочий ответчиков суд приходит к выводу, что ЭПК «Меркурий» деятельность не ведется. Установить местонахождение членов кооператива и председателя юридического лица уполномоченным органам не представилось возможным, в связи с этим, и исполнить решение городского суда города Лесного № 2-150/2010 от 16.03.2010 года.
Принимая во внимание установленный факт длительного ненадлежащего хранения отходов чрезвычайного класса опасности, их значительный объем, возможность свободного доступа на территорию объекта, в здание и склад, влияние воздействия атмосферных осадков и температуры на герметичность упаковки, степень опасности испарения паров ртути и попадания ее в атмосферный воздух, почву, помещения, влияние на окружающую среду, здоровье населения города суд полагает, что иск прокурора в защиту неопределенного круга лиц о возложении на администрацию городского округа «Город Лесной» и муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» ответственности за обеспечение передачи специализированной организации на обезвреживание и утилизацию ртути, ртутьсодержащих ламп и других ртутьсодержащих приборов, материалов, хранящихся в здании и на территории ЭПК «Меркурий» по адресу: <адрес> - обоснованным и подлежащим удовлетворению. Также подлежит удовлетворению второе требование прокурора об обязании председателя и пайщиков ЭПК «Меркурий» обеспечить доступ администрации ГО «Город Лесной», МКУ «УГХ» на территорию и в здание по адресу: <адрес>, где хранятся ртутьсодержащие отходы для передачи их специализированной организации.
В рамках настоящей проверки также установлено, что нежилое здание с пристроем, по указанному адресу находится в аварийном состоянии, то есть нарушена целостность стен и кровли. Ртутьсодержащие отходы подвергаются воздействию ветра и атмосферных осадков, вследствие чего герметичность ламп может нарушиться и в атмосферу могут попасть пары ртути, которые токсичны и вредны для здоровья человека и окружающей среды. Ртуть, ртутьсодержащие лампы и другие ртутьсодержащие приборы, материалы, находящиеся в здании и на территории предприятия, создают угрозу причинения вреда окружающей среде, а также здоровью граждан (жителям городского округа «Город Лесной»). Ртуть, ртутьсодержащие лампы относятся к 1 классу опасности - чрезвычайно опасные отходы (ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. No 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Доводы представителя администрации ГО «Город Лесной» о том, что производство по данному делу подлежит прекращению, в силу ст.221 ГПК РФ, в связи с подачей прокурором тождественного иска в 2014 году, суд отклоняет, т.к. иск, поданный прокурором ЗАТО «Город Лесной» 11.02.2014 года по аналогичному предмету и основанию был заявлен к следующим ответчикам: Администрации, ЭПК «Меркурий», Андриевской Ю.В. и прекращен производством определением суда № 2-240/2014 г. от 05.05.2014 года в связи с отказом истца от иска.
Настоящий иск заявлен к иному составу ответчиков: Администрации, Муниципальному казенному учреждению «УГХ», ЭПК «Меркурий», что не дает основания для вывода о тождественности исков.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения решения суда в части передачи ответчиками специализированной организации для обезвреживания и утилизации ртуть, ртутьсодержащие лампы и другие ртутьсодержащие отходы, суд учитывает позицию, высказанную по данному вопросу позицию представителя администрации, а также сроки и порядок рассмотрения вопроса при принятии бюджета городского округа, срок для заключения договора и его фактического исполнения, наличие угрозы загрязнения окружающей среды, причинение вреда здоровью граждан города, полагает, что заявленный представителем прокуратуры срок - шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу – является разумным.
При этом ответчики (администрация города, МКУ УГХ» не лишены права, после вступления решения суда в законную силу, в порядке статьи 203 ГПК РФ, обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения решения на более длительный срок - при наличии к тому объективных и подтвержденных документально оснований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора ЗАТО «Город Лесной», действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «Город Лесной», Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» за счет средств местного бюджета обеспечить передачу специализированной организации, имеющей лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I класса опасности, на обезвреживание и утилизацию ртуть, ртутьсодержащие лампы и иные ртутьсодержащие отходы, размещенные в здании и на территории ЭПК «Меркурий» по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Возложить обязанность на ЭПК «Меркурий» обеспечить администрации ГО «Город Лесной», МКУ «УГХ» доступ на территорию и в здание по адресу: <адрес>, где хранятся ртутьсодержащие отходы, для передачи их специализированной организации.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд, в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме, через городской суд города Лесного.
Текст резолютивной части решения изготовлен в совещательной комнате с использованием компьютерной техники
СУДЬЯ И.В. Чарикова
Текст мотивированного решения изготовлен с использованием компьютерной техники 11.08.2017 г.
СУДЬЯ И.В. Чарикова