РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2014 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Козачка С.А., при секретаре – Назировой Ю.А., с участием заявителя и его представителя Скороходова А.В., представителя начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» Бородиной И.И., действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 21208 подполковника запаса Воронина <данные изъяты> об оспаривании решения ФГКУ «<данные изъяты>» от 03 июня 2014 года № об отказе в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» от 03 июня 2014 года №, Воронину <данные изъяты>. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с отсутствием у заявителя статуса военнослужащего, проходящего военную службу по контракту.
Не соглашаясь с указанным решением, Воронин и его представитель Скороходов обратились в военный суд с заявлением, в котором просили признать решение ФГКУ «<данные изъяты> от 03 июня 2014 года № 165, об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с отсутствием у заявителя статуса военнослужащего, незаконным, и обязать начальника ФГКУ «<данные изъяты>» принять заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заявитель и его представитель в ходе судебного заседания каждый в отдельности, пояснили, что командованием войсковой части 21208 заявитель был введен в заблуждение. Так как до увольнения с военной службы он обращался с рапортом о постановке его учет нуждающихся в жилых помещениях, при этом согласно копии выписки из протокола жилищной комиссии войсковой части 21208 на заседании которой он участвовал он был признан нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма по избранному месту жительства, а в дальнейшем был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части.
При этом он наивно полагал, что командованием части данный вопрос разрешен в полном объеме и он стоит на учете в Чернореченской КЭЧ района. После расформирования органов КЭЧ он узнал, что в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в жилом помещениях не внесен, в связи с чем обратился в структурное подразделение Департамента жилищного обеспечения МО РФ, 3 июня 2014 года решением ФГКУ «<данные изъяты>», ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с отсутствием у него статуса военнослужащего, а также отсутствием сведений о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в ФГКЭУ КЭЧ района и войсковой части 21208, так как им предоставлена лишь одна копия выписки из протокола жилищной комиссии указанной части и лист беседы при увольнении с военной службы.
Указанное решение, по мнению заявителя и его представителя, является незаконным, поскольку в период прохождения военной службы Воронин жилым помещением для постоянного проживания не обеспечивался, до исключения из списков личного состава части ходатайствовал перед командованием об обеспечении его жильем для постоянного проживания, что подтверждается листом беседы от13 сентября 2006 года, копией выписки из протокола жилищной комиссии, вместе с тем книга протоколов жилищной комиссии уничтожена, а какие-либо документы, в том числе сведения об его обращениях о обеспечении его жильем в личном деле отсутствуют, нет таких документов и в воинской части, так как последние уничтожены в связи с давностью данных событий. Вместе с тем, в ходе проверки органами дознания подлинности, представленной им копии выписки из протокола жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты>, факты подлога данного документа своего подтверждения не нашли, командование части копию документа не оспаривает, но и дополнительных материалов представить возможности не имеет.
Представитель начальника ФКГУ «<данные изъяты>», в судебном заседании пояснила, что действующий в области жилищного обеспечения прав военнослужащих приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № не предусматривает постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан уволенных с военной службы, предоставление заявителем лишь листа беседы и копии выписки из протокола жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> не может свидетельствовать о том, что Воронин может быть принят на учет нуждающихся в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года. Кроме того, по мнению представителя должностного лица, заявление о постановке на учет нуждающихся должно быть подано до даты исключения военнослужащего из списков личного состава части, из документов представленных заявителем усматривается, что Воронин установленным ранее порядком нуждающимся в получении жилого помещения в период прохождения военной службы не признавался, а свое заявление о постановке на учет нуждающихся подал в ФГКУ «<данные изъяты> по истечении более пяти лет с момента увольнения.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав представленные и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как видно из решения ФГКУ «<данные изъяты>» от 03 июня 2014 года №, Воронину отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с отсутствием подтверждающих документов о том, что он ранее установленным порядком определенным приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № был принят на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно копии выписки из протокола жилищной комиссии № утвержденной командиром войсковой части <данные изъяты> 19 сентября 2006 года усматривается, что Воронин с составом семьи 4 человека был признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания по избранному месту жительства.
Из листа беседы оформленного 13 сентября 2006 года командованием части <данные изъяты> усматривается, что Воронин изъявил желание уволиться с военной службы, с предоставлением жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства после увольнения в запас.
Как следует из выписок из приказов командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от 4 октября 2006 года и командира войсковой части <данные изъяты> от 11 декабря 2006 года подполковник Воронин, уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, и исключен из списков личного состава части с 11 декабря 2006 года, при этом общая продолжительность его военной службы составляет более десяти лет.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО1 бывший секретарь жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты>, пояснила, что заявитель перед предстоящим увольнением с военной службы изъявлял желание уволиться с военной службы с оставлением в списках очередников для получения жилого помещения для постоянного проживания, при этом данный вопрос был рассмотрен жилищной комиссией, а Воронин признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания по избранному месту жительства. Также свидетель ФИО1 в судебном заседании подтвердила, что копия выписки из протокола жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует действительности, вместе с тем книга протоколов заседаний жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> в части отсутствует, в связи с чем командование части оригиналы документов представить в установленном порядке не может.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
В ходе судебного заседания установлено, что Воронин, общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, изъявил желание уволится с военной службы и поставил вопрос об обеспечении его жильем.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом, осуществляющим принятие на учет на основании заявлений данных граждан.
Из материалов дела усматривается, что до увольнения с военной службы в запас заявитель установленным порядком обращался к командованию части о признании его нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, Воронин поставил вопрос о признании его нуждающимся в получении жилья в период прохождения военной службы, согласно показаний свидетеля, а также исследованных в судебном заседании доказательств данный вопрос заявителя был предметом рассмотрения жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты>, по результатам которой Воронин был признан нуждающимся в жилом помещении, данные обстоятельства командование части не отрицает. Вместе с тем, каких-либо сведений о постановке заявителя на учет в Чернореченскую КЭЧ района установленным порядком, в материалах дела не содержится.
В соответствии с абз. 3 п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Предусмотренные данным пунктом основания снятия военнослужащего с жилищного учета полностью воспроизводят установленные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, данная норма, предусматривает гарантии сохранения права военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, состоять на жилищном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, при отсутствии предусмотренных Жилищным кодексом РФ оснований для снятия с такого учета.
При этом до издания приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 порядок постановки и снятия военнослужащих с жилищного учета регулировался Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, в соответствии с которой учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1297 Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации утратила силу.
После вступления в силу Инструкции полномочия по жилищному учету военнослужащих в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года № 1455 переданы уполномоченному органу - Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющему свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации - федеральные государственные учреждения регионов.
При этом военнослужащие, принятые на жилищный учет в ранее действовавшем порядке, сохраняют право на внесение в Единый реестр вновь созданным жилищным органом при отсутствии препятствий, установленных законом, которое оформляется решением уполномоченного жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации.
В силу ст.ст. 75, 78 Устава внутренней службы ВС РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, командир обязан последовательно проводить в жизнь политику государства в области обороны и безопасности, строго соблюдать порядок прохождения военной службы подчиненными военнослужащими. Командир (начальник) обязан постоянно воспитывать подчиненных военнослужащих, принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками.
Основываясь на анализе приведённых норм и установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд находит, что командование части и органы жилищного обеспечения Министерства обороны РФ были обязано разрешить вопрос о нуждаемости Воронина в жилом помещении, оказать содействие в оформлении необходимых документов, направить установленным порядком принятое решение в довольствующую КЭЧ района, которой осуществлялся учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что нераспорядительность командования войсковой части <данные изъяты> и Чернореченской КЭЧ района, связанная с отсутствием сведений о принятии на жилищный учет Воронина в ранее действовавшем порядке в довольствующей КЭЧ района, в данном конкретном случае, не могут служить основанием для отказа в принятии заявителя на учет и ограничивать его права, так как согласно материалам дела вопрос о нуждаемости Воронина в жилом помещении был разрешен командованием части. В связи с изложенным суд считает необходимым, в целях реализации права заявителя на жилое помещение, решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» от 03 июня 2014 года №, об отказе в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма отменить и возложить на начальника ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны РФ обязанность в установленном порядке повторно рассмотреть заявление Воронина о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с учетом данного решения суда, как военнослужащего, обратившегося о разрешении данного вопроса в период прохождения военной службы и представившего в соответствии с абз. 3 п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, другие документы, подтверждающие право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Что же касается требований заявителя в части возложения на начальника ФГКУ «<данные изъяты>» обязанности принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, то суд в настоящем судебном разбирательстве не может принять решение об их удовлетворении, так как сторонами данных о фактической нуждаемости Воронина и членов его семьи в жилом помещении не представлено, вместе с тем данные обстоятельства могут послужить основаниями для снятия заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Руководствуясь ст.ст.194-199 и 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Воронина <данные изъяты> удовлетворить частично.
Решение ФГКУ «<данные изъяты> от 03 июня 2014 года № об отказе в принятии Воронина <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признать незаконным и недействующим с момента его принятия.
Обязать начальника ФГКУ «<данные изъяты>» в установленном порядке рассмотреть вопрос о принятии Воронина <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как военнослужащего, обратившегося с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в период прохождения военной службы.
В удовлетворении остальной части требований заявителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 1 июля 2014 года.