Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1908/2022 ~ М-1480/2022 от 16.05.2022

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июля 2022 года

Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.

при секретаре Софоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1908/2022 по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Ракетиной М.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

у с т а н о в и л:

ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к Ракетиной М.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> размере 96 224,62 руб., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 086 руб., ссылаясь на то, что Ракетина М.А. является собственником объекта недвижимости, площадью 684,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от <дата> осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от <дата> № ***, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от <дата> № *** утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме – 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от <дата> № *** утвержден норматив накопления ТКО на территории г.о. Самарской области: Жигулевск, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091м3 в год.

С <дата> Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. Однако, обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг за период с <дата> по <дата> ответчиком не было исполнено, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 96 224,62руб. (3104,02 руб. (сумма в месяц) х 31 (кол-во месяцев) = 96 224,62 руб.

Истец обратился к мировому судье судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа. <дата> мировым судьей судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области вынесен судебный приказ № *** о взыскании с Ракетиной М.А. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> в размере 1 543руб.

На основании поступивших от должника возражений судебный приказ № *** от <дата> определением мирового судьи судебного участка №82 судебного района г. Сызрани Самарской области был отменен. До настоящего времени задолженность ответчиком не погашена.

В судебное заседание представитель истца - ООО «ЭкоСтройРесурс» по доверенности ФИО4 не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

В судебное заседание ответчик – Ракетина М.А. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской об извещении о дате судебного заседания, доказательств уважительности причин своей неявки в суд не представила, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика на основании ст. 233, 234 ГПК РФ в порядке заочного производства. В письменных возражениях указала, что возражает против предъявленных истцом исковых требований по следующим основаниям:

    Подпункт «а» пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) в редакции, действовавшей до 13.07.2019, предусматривал, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются, в том числе, в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Изменения в Правила № 354, в частности, подпункт «а» пункта 148(5), предусматривающие заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО, внесены лишь <дата> Постановлением Правительства Российской Федерации № 897.

На основании изложенного полагает, что начисление ежемесячной платы за обращение с ТКО за период с <дата> по <дата> является незаконным, ввиду того, что договор на обращение с ТКО не мог быть заключен с собственником жилого дома на условиях типового договора и считаться вступившим в силу ранее <дата>, так как до этого одно из существенных условий договора, а именно сторона - потребитель услуги, было неопределенным.

Кроме того, ссылка Истца на Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.10.2018 №41963-АЧ/04, как на обоснование отсутствия необходимости заключения собственником жилого дома договора в письменной форме, является несостоятельной, так как:

а)    данный документ не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ;

б)    опубликован не был;

в)    не является документом нормативного характера;

г)    актуален на дату издания;

д)    является разъяснением по конкретному запросу, а именно разъяснением исключительно по заключению прямых договоров на оказание услуг по обращению с ТКО между региональным оператором и собственниками помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с 4.1 ст. 196 ГК РФ Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.

Согласно 4.1. ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии с п. 18. Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» от 29.09.2015 № 43, По смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.

В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев( п.1 ст.6, п.3 ст.204ГК РФ)

<дата> мировым судьей судебного участка №82 судебного района г. Сызрани было вынесено определение об отмене судебного приказа № *** о взыскании с Ракетиной М.А. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуг по обращению с ТКО в размере 96 224,62 руб. за период с <дата> по <дата>.

Срок исковой давности подлежит исчислению отдельно по каждому ежемесячному платежу. Согласно ч.1, ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, на которые ссылается истец в исковом заявлении, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.

Таким образом, срок исковой давности по взысканию задолженности за предоставление услуг по обращению с ТКО за период с <дата> по <дата> истек на момент подачи искового заявления ООО «ЭкоСтройРесурс», исх.№№ *** от <дата>.    

Указала, что в соответствии с 4.1, ч. 2, ч.2.1 ст. 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, которые исполнитель услуг (ООО «ЭкоСтройРесурс») обязан предоставить не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, что также подтверждается Правилами №354.

Согласно информации, размещенной Правительством Самарской области посредством официальной страницы в социальной сети ВКонтакте, а также на официальном сайте Регионального оператора Самарской области по обращению с твердыми коммунальными отходами- ООО«ЭкоСтройРесурс» (https://ecostr.ru/), для печати и доставки платежных квитанций выбран подрядчик ФГУП «Почта России».

Однако, ООО «ЭкоСтройРесурс» каких-либо доказательств, подтверждающих направление в мой адрес и доставку соответствующих квитанций (например, реестр почтовых отправлений и т.п.) за период с <дата>    по <дата> в суд не представило.

Фактически, платежные документы доставили Ракетиной М.А. только за расчетные периоды, начиная с марта 2021 г.

Кроме того, не предоставление региональным оператором квитанций на оплату услуг нарушает права Ответчика как потребителя коммунальной услуги в связи с неполучением необходимой и достоверной информации об услуге (состав ст.14.8 КоАП РФ).

Таким образом, не предоставление региональным оператором платежных документов делает невозможным оплату его услуг и лишает Истца права требования задолженности за период с <дата> по <дата>.

Согласно представленным ООО «ЭкоСтройРесурс» документам услуга по обращению с ТКО оказывалась Ответчику ежемесячно в объеме 5,189 м.куб., что составляет ежедневно:

5,189м.куб. х 1000 л : 30 дней : 10 л (объем ведра) = 17 ведер мусора ежедневно.

Произвести такой объем ТКО физиологически невозможно, учитывая, что в доме проживают 2 человека. Фактически объем ежедневных отходов не превышает 1 ведра.

Согласно ранее действовавшими в Самарской области нормативами по вывозу ТКО, утвержденным также Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области, норматив накопления ТКО составлял 2,81м.куб в год или в нашем случае на 2 человек, 0,47м.куб или 1,5 ведра в день.

Полагает, что услуга по обращению с ТКО в объеме, указанном в платежном документе, а именно 5,189 м.куб. ежемесячно ООО «ЭкоСтройРесурс» не оказана. Доказательств, подтверждающих оказание услуги в заявленном объеме Истцом не представлено. Ссылка истца на утвержденные нормативы накопления ТКО не является безусловным доказательством фактического оказания услуги в таком объеме.

Проверив дело, исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

    Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" и другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ).

    В статье 1 вышеназванного закона содержится понятие твердых коммунальных отходов - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156.

Согласно ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Согласно п. 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в том числе: в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника.

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(4) Правил).

Согласно п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05. 2011 г. N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой, приложения N 2 к настоящим Правилам.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой, приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно пункту 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 148(36) Правил).

Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 г. № 95 установлен Единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс".

Судом установлено, что Ракетина М.А. является собственником жилого помещения, площадью * * *.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата> №КУВИ-№ ***

<дата> между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области.

Согласно п. 1.2. вышеуказанного Соглашения Региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов) на всей территории Самарской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с отходами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Самарской области и настоящим Соглашением.

Согласно п. 2.16 Соглашения Региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с установленной даты применения, утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 01.01.2019.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 ЖК РФ собственники ТКО обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.

Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от <дата> № *** «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от <дата> № ***».

Согласно пунктам 8(4)-8(17) Правил №1156 договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором <дата> на сайте: * * * в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также опубликовано в средствах массовой информации – в газете «Волжская коммуна», выпуск № *** от <дата>.

    Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителем, а также согласно оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с <дата>, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.

Кроме того, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148 (54) настоящих Правил (п. 7).

При таких обстоятельствах, исходя из положений закона, регулирующих спорные правоотношения, законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Факт не заключения истцом и ответчиком письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные. Наличие договорных отношений между истцом и ответчиком предполагается в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". При этом отсутствие письменного договора не освобождает истца от обязанности произвести оплату за услуги, фактически оказанные эксплуатирующей организацией собственникам жилых домов.

На основании вышеизложенного, довод ответчика Ракетиной М.А. об отсутствии договорных отношений с региональным оператором ООО «ЭкоСтройРесурс» суд признает несостоятельным.

Положениями абз. 2 п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354) предусмотрено определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № 2 Правил № 354.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области №1023 от 29.12.2018 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м, общей площади жилого помещения» принято решение об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г.о. Сызрань на 1 кв.м общей площади жилого помещения.

Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории десяти городских округов Самарской области, в том числе в г.о. Сызрань, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № 2 к Правилам №354, где расчетной единицей указана площадь жилых помещений, что не предусматривает зависимость размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 №846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 №95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме – 598,16 руб./м3.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 №1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе г.о.Сызрань, на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год.

Согласно выписке ЕГРН от <дата> общая площадь объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> составляет * * *.м.

    Согласно представленному ООО «ЭкоСтройРесурс» расчету сумма ежемесячного платежа за оказание услуг по обращению с ТКО по объекту недвижимости: <адрес>, составляет 3 104,02 руб.

Согласно формуле расчета сумм (единица измерения (площадь объекта недвижимости 684,3кв.м.) х годовой норматив накопления ТКО (0,091м3) / 12мес. х предельный тариф (598,16руб./м3) = 3104,02 руб. в месяц.

Суд полагает данный расчет верным, арифметически правильным, поскольку указанный расчет выполнен ООО «ЭкоСтройРесурс» в соответствии с нормативами накопления ТКО, тарифами, правилами, и по формуле, утвержденными Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Постановлением Правительства РФ от <дата> № *** «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Из материалов дела также следует, что Ракетина М.А. обязанность по оплате оказанных региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не исполняла, в связи с чем образовалась задолженность.

Согласно представленному истцом расчету сумма задолженности по обращению с ТКО перед ООО «ЭкоСтройРесурс» за период <дата> по <дата> составляет 96 224,62 руб., что подтверждается карточкой расчетов.

В ходе судебного разбирательства ответчиком Ракетиной М.А. заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", если в ЖК РФ не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ (статьи 196, 197 ГК РФ) и иные положения главы 12 ГК РФ об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ).

Исходя из положений ст. ст. 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

По смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").

В силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 17, 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 по смыслу ст. 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа. В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ). Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, когда иск был оставлен без рассмотрения по основаниям, предусмотренным абзацами вторым, четвертым, седьмым и восьмым статьи 222 ГПК РФ, пунктами 2, 7 и 9 части 1 статьи 148 АПК РФ (пункт 3 статьи 204 ГК РФ).

В силу требований части 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Таким образом, плата за жилищно-коммунальные услуги является ежемесячной, носит периодический характер, следовательно, срок исковой давности по таким платежам исчисляется по каждому платежу самостоятельно, исходя из расчетного периода внесения платы - не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Судом установлено и не было оспорено стороной ответчика, что в период с <дата> по <дата> Ракетина М.А. не исполняла обязанность по оплате оказанных региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, следовательно, о просрочке исполнения обязательств по оплате ТКО истцу стало известно после невнесения в установленный законом срок очередного платежа – <дата>.

Из материалов дела следует, что первоначально истец обратился к мировому судье судебного участка №82 судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ракетиной М.А. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» суммы задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с <дата> по <дата> в размере 96 224,62 руб. – <дата>.

<дата> мировым судьей судебного участка №82 судебного района г. Сызрани Самарской области был вынесен судебный приказ № *** о взыскании с Ракетиной М.А. задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 96 224,62 руб., который определением мирового судьи от <дата> был отменен на основании поступивших письменных возражений.

<дата> (согласно штампу об отправлении почтовой корреспонденции на конверте, приобщенном к исковому заявлению) ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в Сызранский городской суд с настоящим исковым заявлением, то есть за пределами шестимесячного срока после отмены судебного приказа, что исключает удлинение срока исковой давности до шести месяцев.

При таких обстоятельствах применяется общий срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ), который подлежит исчислению отдельно по каждому платежу, с учетом даты обращения в суд с рассматриваемым иском и приостановления срока осуществления судебной защиты (с даты обращения истца к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (<дата>) до даты вынесения определения об отмене судебного приказа (<дата>) – 28 дней). Поскольку исковое заявление подано в суд <дата> (за минусом 28 дней), срок исковой давности по взысканию задолженности по ежемесячным платежам ТКО до <дата> истцом пропущен. В связи с чем, взысканию подлежит задолженность в пределах трехлетнего срока – за период с <дата> по <дата>.

    Таким образом, размер задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с <дата> по <дата> составляет 83 808,54 руб. (96 224,62руб. – 12 416,08 руб. (период с января по апрель 2019г.) = 83 808,54 руб.)

На основании изложенного, суд полагает с Ракетиной М.А. следует взыскать задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с <дата> по <дата> в размере 83 808,54 руб.

Судом установлено, что с <дата> региональный оператор ООО «ЭкоСтройРесурс» принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО, в связи с чем, в адрес Ракетиной М.А. ООО «ЭкоСтройРесурс» были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг, доказательств обратному ответчиком представлено не было.

Кроме того, довод Ракетиной М.А. о том, что квитанции об оплате за услуги ТКО за спорный период адрес ответчика не направлялись, суд полагает несостоятельным, поскольку что действующее законодательство не возлагает на регионального оператора обязанность по направлению потребителям платежных документов способом, обеспечивающим фиксирование их вручения адресату, кроме того, неполучение потребителем платежных документов не освобождает его от обязанности по оплате коммунальных услуг.

    На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 2 714,26 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 233, 235 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к Ракетиной М.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению ТКО – удовлетворить частично.

Взыскать с Ракетиной М.А., <дата> года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес> (паспорт серии * * *) в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» (ИНН * * *) задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с <дата> по <дата> в размере 83 808,54 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 714,26 руб.,в остальной части иска - отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2022 года.

Судья                      Сорокина О.А.

2-1908/2022 ~ М-1480/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчики
Ракетина М.А.
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Сорокина О.А.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
16.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2022Передача материалов судье
18.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2022Подготовка дела (собеседование)
31.05.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.06.2022Предварительное судебное заседание
17.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.06.2022Предварительное судебное заседание
05.07.2022Судебное заседание
17.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
23.07.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
30.08.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее