Дело № 2-5007/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2016 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи Степановой Е.В.,
с участием:
представителя истца Шевниной Т.А. – Парфеновой Т.П. по доверенности,
представителя ответчика Администрации г. Ставрополя – Горской Я.О. по доверенности,
при секретаре Приходько Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Шевниной Т.А. к Администрации г. Ставрополя о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Шевнина Т.А. обратилась в Промышленный районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением к Администрации г. Ставрополя о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что мама истицы Шевниной Т.А. – Шевнина П.П. умерла дата, о чем дата выдано свидетельство о смерти №.
Истец Шевнина Т.А. является родной дочерью Шевниной П.П. и единственной наследницей к имуществу умершей.
В свидетельстве о рождении Шевниной Т.А. серии № от дата, выданного в <адрес>, в графе мать указана – Шевнина П.П.. Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от дата установлен факт родственных отношений между Шевниной Т.А. и Шевниной П.П..
Ранее Шевниной П.П., при выдаче паспорта, в имени допущена ошибка: имя «П.» было написано как «П.». В последующих документах на имя Шевниной П.П. данная ошибка неоднократно повторяется. Так, в свидетельстве о праве собственности на землю № от дата, выданном комитетом по земельной реформе г. Ставрополя на земельный участок для садоводства по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., имя матери истицы также указано как «П.».
Позднее, при замене паспорта, ошибка в имени и в документах на имя матери устранена, значится имя - «П.». При жизни Шевнина П.П. ошибку в свидетельстве о праве собственности на землю на свое имя не устранила, земельным участком владела, являлась членом ДНТСН «Механизатор».
К имуществу умершей Шевниной П.П. нотариусом г. Ставрополя Дзуговой Ф.К. было открыто наследственное дело №. В наследственную массу, в том числе, вошли денежные средства, квартира и земельный участок.
дата истице Шевниной Т.А. выданы свидетельства о праве на наследство по закону: свидетельство № на денежные средства, свидетельство № на денежные средства, свидетельство № на квартиру.
В связи с ошибкой в имени наследодателя в правоустанавливающем документе № от дата, выданного комитетом по земельной реформе г. Ставрополя на земельный участок для садоводства по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., истице отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на указанный земельный участок и рекомендовано обратиться в суд.
Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежал на праве собственности Шевниной П.П. в соответствии с постановлением главы администрации г. Ставрополя от дата №, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю и кадастровым паспортом земельного участка от дата №. Правоспособность граждан прекращается со смертью (п.2 ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с этим право собственности Шевниной П.П. на принадлежащее при жизни имущество прекратилось в момент ее смерти.
На основании ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантировано. В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Наследником к имуществу умершей Шевниной П.П. по закону являются ее дочь Шевнина Т.А.
В соответствии со ст. ст. 1112, 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Наследство открывается со смертью гражданина. В соответствии со ст.ст. 72-73 Основ законодательства РФ о нотариате условием выдачи свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию является наличие документов, подтверждающих принадлежность имущества наследодателю. Документом, подтверждающим право собственности на землю, является свидетельство о регистрации этого права собственником в органах регистрации. Однако, в случае смерти собственника недвижимого имущества, не зарегистрировавшего свое право в установленном законом порядке, а также при наличии иных причин, препятствующих регистрации права собственности на недвижимое имущество, п.3 ч.1 ст.8, ч.1 ст. 11 и абзац 1 ст. 12 ГК РФ предусматривает возможность судебной защиты гражданских прав наследников путем признания или установления гражданских прав по решению суда.
В связи с ошибкой в свидетельстве о праве собственности на землю, оформить наследственные права на недвижимое имущество иначе как в судебном порядке, истица не имеет возможности.
Просит суд признать за Шевниной Т.А., дата года рождения, место рождения <адрес>, в порядке наследования право собственности на земельный участок, кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для садоводства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Шевнина Т.А., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в ее отсутствие.
В судебном заседании истец представитель истца Шевниной Т.А. – Парфенова Т.П. по доверенности заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичным изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель Администрации г. Ставрополя – Горская Я.О. по доверенности просила суд вынести решение на усмотрение суда в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебное заседание представитель третьего лица ДНТСН «Механизатор», извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, причины неявки суду не известны, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, полагает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении истицы Шевниной Т.А. № от дата матерью истицы является Шевнина П.П..
Однако в указанном свидетельстве имя матери истицы написано неверно, а именно указано «П.» вместо правильного «П.».
Данное расхождение в написании имени матери и истицы и факт родственных отношений между дочерью и матерью установлен решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10.03.2016 года по делу № 2-2182/16 (судья Рогозин С.В., вступившим в законную силу 12.04.2016 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено, что в течение жизни Шевниной П.П. неоднократно на ее имя выдавались документы с неверным написанием ее имени («П.» или «П.»).
Так, на основании постановления Главы администрации г. Ставрополя № от дата Шевниной П.П. (при ошибочном написании имении) был предоставлен на праве собственности земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю №.
Данное обстоятельство также подтверждается кадастровым паспортом земельного участка № от дата. Факт владения вышеуказанным земельным участком Шевниной П.П. и факт вхождения ее в члены ДНТСН «Механизатор» подтверждается справкой № от дата, выданной председателем Ладынской Т.П.
Из материалов дела следует, что Шевнина П.П., дата года рождения, умерла дата, о чем дата составлена запись акта о смерти №, что подтверждается свидетельством о смерти № от дата.
На основании ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантировано.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Из ст. 1111 ГК РФ следует, что наследование осуществляется по завещанию и по закону.
На основании ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что поскольку факт родства между истицей Шевниной Т.А. и умершей Шевниной П.П. как дочери и матери был установлен решением суда, вступившим в законную силу, то истица Шевнина Т.А. является единственным наследником по закону.
Из ст. 1112 ГК РФ следует, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Так, после смерти Шевниной П.П. открылось наследство (наследственное дело №, нотариус Дзугова Ф.К., и истице Шевниной Т.А. выданы свидетельства о праве на наследство по закону на имущество, которое было оформлено на имя Шевниной П.П..
Однако, поскольку спорный земельный участок по адресу: <адрес>, был зарегистрирован за матерью истицы как за Шевниной П.П., то у нотариуса не было законных оснований для включения указанного имущества в наследственную массу после смерти Шевниной П.П. и рекомендовано обратиться в суд.
Из представленных материалов дела следует, что поскольку после смерти Шевниной П.П. никто не вступил в наследство на спорный земельный участок, то он перешел в муниципальную собственность, что подтверждается выпиской из ЕГРП № от дата.
Однако судом установлено, что истцом Шевниной Т.А. были совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства после смерти Шевниной П.П. в полном объеме.
Из абз. 1 ч. 1 ст. 1152 ГК РФ следует, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Согласно абз. 1 ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» принятие наследником по закону какого-либо имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
- вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
- принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
- произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Согласно п. 36 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9 под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных ч. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В ч. 4 ст. 1152 ГК РФ определено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Судом установлено, что истец Шевнина Т.А. пользуется наследственным имуществом добросовестно и открыто как своим собственным после смерти матери Шевниной П.П. На наследственное имущество никто, кроме истца, не претендует. Данные обстоятельства никем не оспариваются.
В связи с вышеизложенным, суд полагает, что хоть истец Шевнина Т.А. и пропустила установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства, однако в течение шестимесячного срока после смерти Шевиной П.П. совершила действия по принятию наследства, т.е. фактически приняла наследство, что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
В силу п. 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства.
На основании ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
Поскольку истец Шевнина Т.А. лишена возможности подтвердить факт принятия ею наследства в ином порядке, суд считает возможным установить факт принятия Шевниной Т.А. наследства в виде земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., открывшегося после смерти ее матери – Шевниной П.П., дата года рождения, умершей дата.
Установление данного факта имеет для истца юридическое значение, поскольку позволит ей реализовать его право на вступление в наследство по закону после смерти ее матери.
В силу ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
На основании ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Так в соответствии со ст. 17 ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним является, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, суд считает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шевниной Т.А. к Администрации г. Ставрополя о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования – удовлетворить.
Установить юридический факт принятия Шевниной Т.А. наследства в виде земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., открывшегося после смерти ее матери – Шевниной П.П., дата года рождения, умершей дата.
Признать за Шевниной Т.А. право собственности в порядке наследования по закону на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, за Шевниной Т.А. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Степанова
.
.
.