№2-148/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«26» июля 2018 года п.Хомутовка
Хомутовский районный суд Курской области
в составе председательствующего судьи Федорова К.В.
с участием заместителя прокурора Хомутовского района Курской области Жигайло С.В.,
при ведении протокола секретарем Ильинской О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хомутовского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры» оборудовать вход в здание МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры» информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой и об обязании Администрации Гламаздинского сельсовета Хомутовского района Курской области обеспечить финансирование указанных работ,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Хомутовского района Курской области обратился в Хомутовский районный суд Курской области с иском (с учетом уточнений) об обязании МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры» в срок до 01 апреля 2019 года оборудовать вход в здание МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры» информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой в соответствии с требованиями п.8.1.6 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и об обязании Администрации Гламаздинского сельсовета Хомутовского района Курской области в срок до 01 апреля 2019 года обеспечить финансирование указанных работ. Свое требование истец мотивировал тем, что в указанном здании, расположенном по адресу: <адрес>, находится учреждение социального назначения (дом культуры), однако в нарушение Федеральных законов от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07 марта 2018 года №56-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02 июля 2013 года №185-ФЗ) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» здание не оборудовано информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой.
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал и пояснил, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что вход в здание МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры» расположенное по адресу: <адрес>, в котором находится учреждение социального назначения (дом культуры), не оборудован информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой в соответствии с требованиями п.8.1.6 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Отсутствие указанных специальных приспособлений препятствует свободному передвижению инвалидов по зрению в здании дома культуры, являющемся объектом социальной инфраструктуры. Учитывая, что данное бездействие нарушает конституционно закрепленные права ряда граждан на достойную жизнь и свободное развитие, прокурор просил обязать МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры» в срок до 01 апреля 2019 года оборудовать вход в здание МКУК информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой в соответствии с требованиями п.8.1.6 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». При этом МКУК является казенным учреждением, которое в силу бюджетного законодательства отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник имущества. Учредителем МКУК и собственником имущества, находящегося в его оперативном управлении, является Администрация Гламаздинского сельсовета Хомутовского района.
Представители ответчиков МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры» и Администрации Гламаздинского сельсовета Хомутовского района Курской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признали в полном объеме.
Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Согласно ст.2 вышеуказанного Федерального закона социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Мерами социальной поддержки инвалидов являются, в том числе, реабилитация и абилитация, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов (ст.9 вышеназванного Федерального закона).
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий) обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены организации культуры), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Требования, предъявляемые к оборудованию зданий для обеспечения их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, установлены сводом правил «СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (далее СП 59.13330.2016), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 года №798/пр, и введенных в действие с 15 мая 2017 года.
Так, в соответствии с п.8.1.6 СП 59.13330.2016 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Кроме того согласно п.4 порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от 16 ноября 2015 года №2800, руководителями организаций культуры в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов: возможность беспрепятственного входа в указанные объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по объекту в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием мнемосхем.
Поскольку неисполнение вышеуказанных требований по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, прокурор вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
Отсутствие в здании МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры», расположенном по адресу: <адрес>, информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы признается ответчиками и подтверждается сообщением Администрации Гламаздинского сельсовета Хомутовского района от 08 мая 2018 года №65 (л.д.10), поэтому суд признает данное обстоятельство установленным.
В спорном здании располагается МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры», то есть объект социальной инфраструктуры, предназначенный для массового пребывания людей, в том числе с ограниченными физическими возможностями, которые ввиду отсутствия указанной мнемосхемы ограничены в использовании ими наравне с другими гражданами возможностей, в реализации прав и свобод, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.
В силу ст.161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч.1); финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (ч.2); заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (ч.5); при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (ч.7).
Уставом муниципального образования «Гламаздинский сельсовет» Хомутовского района Курской области (л.д.12-14) установлено, что Администрация Гламаздинского сельсовета Хомутовского района Курской области является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции (ч.1 ст.36), обладает правами юридического лица и по организационно-правовой форме является муниципальным казенным учреждением (ч.3 ст.36), администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения сельсовета в соответствии со ст.3 устава в интересах населения сельсовета (п.1 ч.4 ст.36), осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством (п.7 ч.4 ст.36), при этом к вопросам местного значения сельсовета относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета (п.3 ч.1 ст.3), создание условий для организации досуга и обеспечения жителей сельсовета услугами организации культуры (п.6 ч.1 ст.3), создание условий для массового отдыха жителей сельсовета и организация обустройства мест массового отдыха населения (п.16 ч.1 ст.3).
В соответствии с Уставом МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры» Хомутовского района Курской области (л.д.15-18) учредителем МКУК является Администрация Гламаздинского сельсовета Хомутовского района Курской области (п.1.9). МКУК является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках (п.1.10). МКУК создано в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха (п.2.3).
Таким образом, МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры» обязано устранить выявленные недостатки. Однако МКУК является муниципальным казенным учреждением, действующим на основании бюджетной сметы, в связи с чем суд признает обоснованными требования прокурора об обязании Администрации Гламаздинского сельсовета Хомутовского района Курской области, как главного распорядителя бюджетных средств, обеспечить финансирование работ по устранению вышеустановленных нарушений.
На основании вышеизложенного суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить в полном объеме, и обязать МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры» оборудовать вход в здание МКУК, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п.8.1.6 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также обязать Администрацию Гламаздинского сельсовета Хомутовского района Курской области обеспечить финансирование названных работ.
С учетом характера обязанностей, которые прокурор просит возложить на ответчиков, и позиции сторон, суд соглашается с предложенным прокурором сроком до 01 апреля 2019 года, так как данный срок обеспечивает разумный и справедливый баланс публичных интересов и интересов сторон.
Поскольку прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п/п.9 п.1 ст.333.36 НК РФ, то она подлежит взысканию с ответчиков, однако в силу п/п. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, а потому государственная пошлина взысканию с ответчиков не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Уточненные исковые требования прокурора Хомутовского района Курской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Гламаздинского сельсовета Хомутовского района Курской области в срок до 01 апреля 2019 года обеспечить финансирование работ по оборудованию входа в здание МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры», расположенное по адресу: <адрес>, информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой в соответствии с требованиями п.8.1.6 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Обязать МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры» в срок до 01 апреля 2019 года оборудовать вход в здание МКУК «Гламаздинский сельский дом культуры», расположенное по адресу: <адрес>, информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой в соответствии с требованиями п.8.1.6 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Хомутовский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 31 июля 2018 года.
Председательствующий