Дело № 2-913/2016 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.,
с участием зам.прокурора г. Александровска Белёва И.П.,
при секретаре Уточкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Александровска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №15», администрации Александровского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по установке в образовательном учреждении системы видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Александровска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад №15» о возложении обязанности по оборудованию образовательной организации системой видеонаблюдения, к администрации Александровского муниципального района о возложении обязанности по финансовому обеспечению мероприятий по оборудованию МБДОУ «Детский сад №15» системой видеонаблюдения в указанном учреждении, расположенном по адресу: <адрес>. Срок для исполнения просил установить до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки в дошкольном образовательном учреждении выявлено нарушение требований Федерального закона РФ от 06.03.2006 г. № 135-ФЗ «О противодействии терроризму», п. п. 1, 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", поскольку в МБДОУ «Детский сад №15» отсутствует система видеонаблюдения. Выявленные нарушения существенно снижают уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, создают условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а именно несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, технического персонала и иных лиц, посещающих учреждение. Неисполнение ответчиками требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
В судебном заседании прокурор иск поддержал.
Представитель ответчика - МБДОУ «Детский сад №15» - в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, с требованиями прокурора согласились.
Представитель ответчика - администрации Александровского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, направили отзыв на иск, в котором указали, что здание МБДОУ «Детский сад №15» будет оборудовано системой видеонаблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, с иском не согласились, указав, что финансирование данных работ планируется за счет средств бюджета Александровского муниципального района. Вопрос о выделении финансирования на указанные цели, т.е. на обеспечение деятельности бюджетного учреждения, - это исключительная компетенция собственника имущества учреждения: органов местного самоуправления - Земского Собрания района как органа, утверждающего местный бюджет, и администрации района, как органа, формирующего бюджет и обеспечивающего его исполнение. Считают, что указанный вопрос не может быть решен в судебном порядке, т.к. спор по вопросу оборудования учреждения системой видеонаблюдения отсутствует, а вопрос о финансировании решается в соответствии с нормами бюджетного законодательства. Согласно ст.86 Бюджетного кодекса РФ решения судов не поименованы в числе правовых оснований, из которых возникают расходные обязательства муниципальных образований. Согласно ст. 152 БК РФ прокуратура и суд не являются участниками бюджетного процесса и не наделены правом определять направление расходования средств местного бюджета. В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельности организаций. Просили в иске отказать в полном объеме.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Обеспечение государственной поддержки детства является одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
В силу ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства, поэтому соблюдение субъектами права законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних граждан является обязательным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение ряда требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
С учетом изложенного, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что в МБДОУ «Детский сад №15», расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует система видеонаблюдения, что следует из представленного ответчиком информационного письма от ДД.ММ.ГГГГ №.
До настоящего времени МБДОУ «Детский сад №15» системой видеонаблюдения не оснащено, сведений об этом ответчиками суду не представлено.
Поскольку осуществление образовательным учреждением деятельности в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований нормативно-правовых актов об обеспечении антитеррористической защищенности и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, суд, установив факт отсутствия системы видеонаблюдения в здании МБДОУ «Детский сад №15», учредителем которого согласно п. 1.5 Устава является администрация Александровского муниципального района, находит обоснованными требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Александровского муниципального района обеспечить финансирование МБДОУ «Детский сад №15» для оборудования системы видеонаблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а МБДОУ «Детский сад №15» обязать оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения в указанный выше срок.
Доводы представителя администрации района о том, что вопрос о выделении финансирования на цели обеспечения деятельности бюджетного учреждения, является исключительной компетенцией Земского собрания района и администрации района, выводы суда в этой части не опровергают.
Доводы ответчика о том, что рассматриваемый вопрос не может быть решен в судебном порядке, суд считает несостоятельным, поскольку прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к органам местного самоопределения для обеспечения соблюдения конституционных прав граждан, данным иском прокурор не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, а осуществляет полномочия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации органами и организациями.
Ссылка представителя администрации на то, что в ст.86 Бюджетного кодекса РФ решения суда не поименованы в числе правовых оснований, из которых возникают расходные обязательства муниципального образования, суд полагает ошибочным, поскольку исполнение муниципальной функции осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «О противодействии терроризму» и порядок применения указанных нормативных актов определяется органом местного самоуправления самостоятельно.
Согласно положениям названной выше нормы, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления в целях исполнения и решения вопросов местного значения.
Возложение на ответчиков обязанности по устранению выявленных нарушений требований законодательства будет отвечать вышеуказанным критериям безопасности в образовательном учреждении.
При этом срок, предложенный прокурором для исполнения возложенной на ответчиков обязанности, суд с учётом обстоятельств дела находит разумным и достаточным для устранения нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Александровска удовлетворить.
Возложить на администрацию Александровского муниципального района обязанность по финансовому обеспечению мероприятий по оборудованию здания МБДОУ «Детский сад №15», расположенного по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МБДОУ «Детский сад №15», расположенное по адресу: <адрес>, оборудовать образовательную организацию системой видеонаблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья О.Н. Ёлохова