Дело №2а-52/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2019 года с. Поярково
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В.,
при секретаре Паньковой А.С.,
с участием представителя административного истца прокуратуры Михайловского района - прокурора Михайловского района Шкильняка И.В.,
представителей административного ответчика администрации Поярковского сельсовета Михайловского района: главы администрации Магаляса Е.В., действующего в силу полномочий; адвоката Булановой Н.А., действующей на основании ордера адвоката №17 от 15.02.2019,
представителя заинтересованного администрации Михайловского района – Бакшеевой Н.А., действующей на основании доверенности от 14.02.2019,
представителя заинтересованного ООО «ТСК «Амур-2» – адвоката Зубрилина А.А., действующего на основании ордера адвоката № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Михайловского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по замене пришедшего в негодность водогрейного котла марки КВм-1,1 на котельной «<адрес>» с. Поярково Михайловского района,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Михайловского района Амурской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Поярковского сельсовета в части непринятия мер по замене пришедшего в негодность водогрейного котла марки КВм-1,1 2016 г.в. на котельной «<адрес>» с. Поярково Михайловского района, в обоснование которого указал, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка соблюдения администрацией Поярковского сельсовета законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что на территории с. Поярково расположено 7 котельных, принадлежащих МО Поярковский сельсовет, в т.ч., котельная «<адрес>», расположенная по <адрес>, являющаяся объектом концессионного соглашения, заключенного 12.12.2017 между администрацией Поярковского сельсовета и ООО «ТСК «Амур-2». В настоящее время на территории с. Поярково сложилась неблагоприятная ситуация связанная с ненадлежащим исполнением администрацией Поярковского сельсовета законодательства в сфере теплоснабжения. Так, в ходе прокурорской проверки установлено, что 06.02.2019 года на котельной «<адрес>» пришел в негодность водогрейный котел КВм-1,1 Б 2016 года выпуска, который ремонту и восстановлению не подлежит. При этом за период эксплуатации указанный водогрейный котел неоднократно подвергался ремонту. Аварийная бригада ООО ТСК «Амур-2» проводит повторные аварийно-ремонтные работы. ООО «ТСК «Амур-2» в свою очередь является коммерческой организацией, цель деятельности которой извлечение прибыли посредствам производство тепловой энергии и передаче тепловой энергии на объекты жилой и иной социальной инфраструктуры, с использованием объектов переданных последнему по концессионному соглашению от 12.12.2017 во владение и пользование, с их последующей реконструкцией на условиях концессии. Согласно Приложению № 3 к Концессионному соглашению от 12.12.2017 замена указанного котла согласно техническому заданию запланирована лишь на 2021 год, что свидетельствует о возложении обязанности по замене пришедшего в негодность водогрейного котла на котельной «<адрес>» на собственника имущества. Вместе с тем, собственником указанного имущества - администрацией Поярковского сельсовета до настоящего времени не приняты меры по замене пришедшего в негодность водогрейного котла марки КВм 1,1. В то время, как с учетом продолжающегося отопительного периода и значительного понижения температуры наружного воздуха существует угроза несоблюдения температурного режима на отапливаемых объектах, в том числе, социально значимых (средняя школа, больница). Выработка тепловой энергии на указанной котельной осуществляется 2 котлами, что в условиях стабильно низких температур усиливает нагрузку и ведет к значительному износу котельного оборудования. Непринятие мер по замене пришедшего в негодность водогрейного котла марки КВм-1,1 на котельной «<адрес>» может привести к нарушению прав и законных интересов граждан, а так же создать угрозу наступления неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни, здоровью граждан, проживающих на территории с. Поярково и получающих коммунальный ресурс от котельной «<адрес>». С учетом того, что нарушенные права граждан - потребителей коммунального ресурса от котельной «<адрес>» на ежедневное бесперебойное снабжение тепловой энергией и горячей водой в силу своего характера в будущем не могут быть восстановлены, а также с учетом имеющейся реальной угрозы возникновения необратимых последствий в виде срыва отопительного сезона 2018-2019 гг., прокурор просил, признать незаконным бездействие администрации Поярковского сельсовета по принятию мер по замене водогрейного котла с возложением на административного ответчика исполнение указанной обязанности, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании административный истец – прокурор Михайловского района Шкильняк И.В., требования административного иска поддержал в полном объеме по доводам в нем изложенным, в дополнение указав, что по паспорту объекта на котельной «<адрес>» с. Поярково предусмотрено 4 водогрейных котла (из них 3 основных и 1 резервный), в то время как фактически на данной котельной установлены 3 котла, из которых только один полностью исправен. На территории Поярковского сельсовета в период отопительного сезона 2018/2019 гг. сложилась чрезвычайная ситуация - 06.02.2019 вышел из строя один из котлов марки КВм-1,1 2016 г.в. без возможности его ремонта. В связи с чем данный котел выведен из системы теплоснабжения котельной «<адрес>» с. Поярково. Второй водогрейный котел марки КВм-1,1 2017 г.в., находящийся на гарантии, и также вышедший их строя 12.02.2019, по поручению КЧС при администрации Михайловского района, был отремонтирован ООО «ТСК «Амур-2» с запуском его в работу 14.02.2019. На сегодняшний день в котельной работает два котла, один из которых подвержен ремонтным работам. По условиям концессионного соглашения от 12.12.2017 замена водогрейного котла ООО «ТСК «Амур-2» согласно техническому заданию запланирована лишь на 2021г. При этом, заключение концессионного соглашения с ООО «ТСК «Амур-2», само по себе, не исключает обязанность участия органов местного самоуправления в обеспечении бесперебойного теплоснабжения на территории поселения. ООО «ТСК «Амур-2» является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность с целью извлечения прибыли, и исполняющей принятые обязательства в пределах тарифа, утвержденного органами тарифного регулирования Амурской области, в связи с чем считает, что именно в рамках технического задания, как неотъемлемой части концессионного соглашения, ООО «ТСК «Амур-2» несет обязанность по реконструкции, в т.ч., замене вышедших из строя объектов коммунальной инфраструктуры. Таким образом, полагает, что именно на администрации Поярковского сельсовета, как собственнике имущества и органе местного самоуправления, на которое действующим законодательства возложены полномочия по организация надежного теплоснабжения в границах Поярковского сельского поселения, лежит обязанность по замене пришедшего в негодность водогрейного котла марки КВм-1,1 2016 г.в. Указанная обязанность ответчиком исполняется только путем проведения претензионной работы, что в период текущего отопительного сезона при минусовых показателях температуры наружного воздуха, является явно недостаточным. Поэтому полагает, что со стороны ответчика прослеживается незаконное бездействие по обеспечению надлежащего бесперебойного теплоснабжения населения, проживающего на территории Поярковского сельсовета, и социально значимых объектов, отапливаемых от котельной «<адрес>». В связи с чем прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Поярковского сельсовета в части неприятней мер по замене пришедшего в негодность водогрейного котла марки КВм-1,1 на котельной «<адрес>», расположенной в <адрес>, с возложением исполнения указанной обязанности на административного ответчика. Учитывая, что в настоящее время отопительный период 2018/2019 гг. не завершен, с учетом низких температур наружного воздуха имеется угроза срыва отопительного сезоны. поэтому замедление исполнения решения суда может повлечь негативные последствия для социально значимых объектов (школа, больница), отапливаемых от котельной «<адрес>» с. Поярково, в связи с чем прокурор просил обратить решение суда к немедленному исполнению в соответствии со ст. 188 КАС РФ.
Представитель административного ответчика – глава администрации Поярковского сельсовета Магаляс Е.В. в судебном заседании, возражая против удовлетворения требований прокурора, пояснил, что между администрацией Поярковского сельсовета, ООО «ТСК «Амур-2» и Министерством ЖКХ Амурской области 12.12.2017 заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения Поярковского сельсовета, по условиям которого именно на ООО «ТСК «Амур-2» лежит обязанность по поддержанию объектов данного соглашения, в т.ч., котельной «<адрес>» с находящимся в ней имуществом, в надлежащем состоянии. По условиям данного соглашения указанная теплоснабжающая организация приняла на себя обязанность производить за свой счёт текущий и капитальный ремонт объектов концессии, нести расходы, связанные с их содержанием, за счет собственных средств приобретать и заменять вышедшее из строя оборудование, в т.ч. и водогрейные котлы. Полагает, что именно ненадлежащее использование концессионером (ООО «ТСК «Амур-2») переданного по концессионному соглашению имущества, привело к преждевременному выходу из строя двух водогрейных котлов на котельной «<адрес>», один из которых не подлежит ремонту. Поэтому считает, что требования прокурора предъявлены к администрации Поярковского сельсовета как к ненадлежащему ответчику, а замену котла должно осуществить за счет собственных средств ООО «ТСК «Амур-2». Кроме того, глава Поярковского сельсовета просил учесть, что при наличии двух работающих котлов в полной мере обеспечивается установленная тепловая мощность котельной с учетом фактической присоединительной нагрузки при выработке тепловой энергии, в соответствии со схемой теплоснабжения Поярковского сельсовета. В связи с чем просил в удовлетворении иска прокурора Михайловского района отказать.
Представитель административного ответчика администрации Поярковского сельсовета - адвокат Буланова Н.А. в судебном заседании, возражая против удовлетворения требований прокурора, указала на отсутствие бездействия администрации Поярковского сельсовета по организации в пределах территории Поярковского сельского поселения надежного теплоснабжения. Полагает, что прокурором не доказана необходимость экстренной замены пришедшего в негодность третьего водогрейного котла, полагая достаточным для обеспечения надлежащего бесперебойного теплоснабжения наличия на котельной «<адрес>» двух работающих котлов. Кроме того, полагает, что если администрацией Михайловского района не будет введен режим ЧС, то у Поярковского сельсовета будет отсутствовать возможность в приобретении котла через Министерство ЖКХ Амурской области, то есть, без проведения конкурсных процедур, которые, сами по себе требуют значительных временных затрат. Кроме того, согласно заключенному в декабре 2017 года концессионному соглашению указанная в административном иске прокурора котельная с оборудованием на последующие 10 лет переданы во владение и пользование ООО «ТСК «Амур-2» для целей осуществления производства и передачи тепловой энергии, с возложением бремени несения расходов по содержанию указанного имущества на теплоснабжающую организацию, тем самым считая надлежащим ответчиком по настоящему спору ООО «ТСК «Амур-2», поэтому просила в административном иске прокурору отказать.
Представитель заинтересованного лица администрации Михайловского района – Бакшеева Н.А. в судебном заседании, поддержав административный иск прокурора, указала, что водогрейный котел марки КВм-1,1 Б 2016г., установленный на котельной «<адрес>» действительно выведен из строя и нуждается в замене ввиду его не ремонтопригодности. Второй аналогичный котел 2017 г.в. на днях также вышел из строя (в боковой части котла возникла утечка теплоносителя), в результате чего возникла угроза нарушения температурного режима на социально значимых объектах (поликлиника, школа), отапливаемых от данной котельной. На заседании КЧС при администрации Михайловского района 12.02.2019 было принято решение поручить ООО «ТСК «Амур-2» ремонт водогрейного котла 2017 г.в., работоспособность которого возможно было восстановить. В настоящее время котел запущен, работоспособность котельной восстановлена, но учитывая, что данный котел уже ранее неоднократного находился на ремонте, поэтому продолжается существовать опасность нарушения внутреннего температурного режима на вышеуказанных социально значимых отапливаемых объектах, ввиду отсутствия резервного котла в аварийно-техническом резерве, который возможно было бы установить взамен вышедшего из строя, вследствие чего, применительно к рассматриваемому спору, на административного ответчика должна быть возложена обязанность по замене полностью пришедшего в негодность на котельной «<адрес>» водогрейного котла марки КВм-1,1 Б 2016г., в связи с чем просила исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «ТСК «Амур-2» - адвокат Зубрилин А.А. в судебном заседании, поддержав исковые требования прокурора, указал, что обязательства по реконструкции (модернизации, замене) переданного по концессионному соглашению от 12.12.2017 оборудования ООО «ТСК «Амур-2» исполнят в соответствии с установленным графиком согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью указанного соглашения. Иное толкование административным ответчиком условий концессионного соглашения, вызвано намерением последнего переложить свои обязанности как собственника имущества на ООО «ТСК «Амур-2». Так же пояснил, что в 2018-2018гг. Общество итак понесло и продолжает нести значительные расходы на ремонтно-восстановительные работы в отношении иных переданных по концессионному соглашению объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры. При этом возложение бремени несения дополнительных расходов вне графика, установленного техническим заданием, приведет к невозможности осуществления Обществом иных мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, а также к нарушению нормальной хозяйственной деятельности организации, что в итоге приведет ООО «ТСК «Амур-2» к банкротству. В то же время указал, что если запланированная в концессионном соглашении на замену водогрейного котла сумма в 2021г. не будет на данные цели израсходована, то она будет однозначно использована на модернизацию другого оборудования ввиду включения расходов на модернизацию при расчете тарифа органом тарифного регулированного.
Заслушав доводы сторон и их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Из пункта 4 ч.1 ст. 14 указанного Федерального закона, а также ст. 1 Закона Амурской области от 03.10.2014 № 413-ФЗ «О закреплении отельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» следует, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
В силу п.1 ч.1 ст. 3 Закона о теплоснабжении одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, полномочий по реализации которого в силу ст. 6 указанного Закона, с учетом ст. 1 Закона Амурской области от 03.10.2014 №413-ФЗ «О закреплении отельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» также возложены на органы местного самоуправления сельского поселения.
Надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (п. 17 ч. 1 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на администрацию Поярковского сельсовета возложены полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренные Законом о теплоснабжении в границах Поярковского сельского поселения Михайловского района Амурской области.
В силу пп. 1, 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
По смыслу приведенных выше положений действующего законодательства, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на органе местного самоуправления Поярковского сельского поселения лежит обязанность обеспечить организацию надежного теплоснабжения на территории сельского поселения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, котельная «<адрес>», расположенная в <адрес>, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию Поярковский сельсовет.
По условиям концессионного соглашения от 12.12.2017, заключенного между муниципальным образованием Поярковский сельсовет Михайловского района в лице административного ответчика (Концедент) и ООО «ТСК «Амур-2» (Концессионер), правительством Амурской области в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства, Концессионер обязуется за свой счет осуществить реконструкцию имущества (объектов коммунального хозяйства, в т.ч. объекты теплоснабжения), право собственности на которое принадлежит Концеденту, а также осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением (10 лет со дня подписания), права владения и пользования объектом Соглашения. Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения. За счет собственных средств приобретать и заменять вышедшее из строя оборудование, в т.ч., водогрейные котлы и участки теплотрасс, с последующей безвозмездной передачей Концеденту. (пп. 1,3, 29, 55).
В приложении № 1 к указанному соглашению котельная «<адрес>», расположенная в <адрес>, предназначенная для теплоснабжения жилых домов и здания средней школы, и находящееся в ней имуществом, в том числе тремя котлами марки КВМ-1,1Б, включены в состав имущества, являющегося объектом соглашения, с передачей его по акту приема-передачи ООО «ТСК «Амур-2».
Согласно техническому заданию на реконструкцию объекта соглашения, являющемуся приложением №3 к концессионному соглашению от 12.12.2017, предусмотрена замена Концессионером двух котлов марки КВм -1,1 Б на котельная <адрес> в 2021 и 2022гг. соответственно.
06.02.2019 ООО «ТСК «Амур-2» направило главе Поярковского сельсовета уведомление о выходе их строя и необходимости замены водогрейного котла марки КВм -1,1Б 2016г.в., с просьбой о замене о принятии мер по приобретению и установке котла той же мощности взамен вышедшего из строя.
Из ответа главы Поярковского сельсовета от 06.02.2019, адресованного ООО «ТСК «Амур-2», следует, что замену вышедшего из строя котла орган местного самоуправления со ссылкой на п. 29 Концессионного соглашения, просит осуществить ООО «ТСК «Амур-2».
В целях принятия мер по стабилизации работы котельной «<адрес>» с. Поярково в связи с выходом из эксплуатации котла КВм-1,1Б 2016 г.в, и его дальнейшей не ремонтопригодностью, на рабочем совещании при администрации Михайловского района 06.02.2019, главе Поярковского сельсовета рекомендовано ввести режим ЧС локального характера на котельной «<адрес>» с. Поярково, с 13.00 час. 06.02.2019. До 17.00 час. 06.02.2019 подготовить необходимый пакет документов и ходатайствовать перед министерством ЖКХ Амурской области о выделении водогрейного котла из областного аварийно-технического резерва. Предусмотреть решение вопросов по получению, доставке и монтажу водогрейного котла на котельной «<адрес>» с. Поярково.
12.02.2019 в адрес прокуратуры Михайловского района администрацией Михайловского района направлено обращение об оказании содействия по вопросу неприятия администрацией Поярковского сельсовета мер в части проведения ремонта или замены вышедших из работы водогрейных котлов КВм-1,1 Б 2016, 2017 г.в. на котельной «<адрес>». Кроме этого, из обращения главы администрации Михайловского района следует, что за период эксплуатации водогрейные котлы неоднократно подвергались ремонту. Согласно акту обследования технического состояния водогрейного котла 2016 г.в., ресурсоснабжающей организацией указанный котел ремонту и восстановлению не подлежит. В рамках концессионного соглашения от 12.12.2017 замена водогрейных котлов на котельной «<адрес>» в 2019 году не предусмотрена. При этом в связи с понижением температуры наружного воздуха существует угроза несоблюдения внутреннего температурного режима на отапливаемых объектах данной котельной. В отношении гарантийного котла, установленного на котельной в 2017 г. главе Поярковского сельсовета ввиду его ненадлежащего качества, было рекомендовано обратиться в судебные органы.
Из материалов дела усматривается, что в основание иска прокурором положены обстоятельства нарушения с 06.02.2019 режима теплоснабжения на котельной «<адрес>» с.Поярково, отапливающей ряд объектов жилищного фонда, а также социально значимых объектов – здание Поярковской средней СОШ, здание поликлиники, ввиду выхода из строя на дату подачи административного иска одного из трёх водогрейных котлов, и непринятие органом местного самоуправления сельского поселения мер к устранению указанных нарушений.
В судебном заседание представителями административного ответчика, а также представителями заинтересованных лиц ООО «ТСК «Амур-2», администрации Михайловского района не оспаривались обстоятельства вывода из эксплуатации на котельной «<адрес>» с. Поярково одного из трех ранее установленных водогрейных котлов марки КВм-1,1 Б 2016г.в., по причине выхода из строя без возможности его дальнейшего ремонта. Также в судебном заседании участниками процесса не оспаривалось, что на дату передачи оборудования по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ было оснащению тремя действующими водогрейными котлами марки КВм-1,1 Б (мощностью 0,96 Гкал/ч каждый), которые, наряду с иным оборудованием котельной «Средняя школа» по акту приема-передачи во исполнение условий концессионного соглашения от 12.12.2017 переданы ООО «ТСК «Амур-2», для осуществления деятельности по производству, передачи и распределению тепловой энергии с использованием указанного имущества, и его реконструкции.
Представитель заинтересованного лица ООО «ТСК «Амур-2» - адвокат Зубрилин А.А. в судебном заседании в обоснование необходимости возложения именно на администрацию Поярковского сельсовета обязанности по замене вышедшего из строя водогрейного котла, ссылался на принятие ООО «ТСК «Амур-2» обязательств по осуществлению затрат на модернизацию, содержание и текущий ремонт объектов, переданных в концессию, при покрытии своих издержек за счет тарифа на теплоснабжение, при этом ООО «ТСК «Амур-2» приняло на себя обязанность осуществлять модернизацию (в т.ч., замену вышедшего из строя) оборудования, в соответствии с техническим заданием в составе концессии.
Суд полагает возможным согласиться с указанными доводами представителя ООО «ТСК «Амур-2», при этом отмечая, что доказательств внесения в техническое задание на реконструкцию объектов, переданных по концессионному соглашению от 12.12.2017, каких-либо изменений, в материалы дела представлено не было.
При таких обстоятельствах, учитывая, что между концедентом - администрацией Поярковского сельсовета и концессионером - ООО «ТСК «Амур-2» соглашения относительно изменения в техническом задании к концессионному соглашению сроков замены, в частности, вышедшего из строя водогрейного котла, достигнуто не было, и поскольку администрацией Поярковского поселения обязанность по организации надежного теплоснабжения в силу возложенных на неё, как на орган местного самоуправления, полномочий не исполняет, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении исполнения указанной обязанности, посредством обязания административного ответчика заменить вышедший из строя котел.
При этом суд не может признать состоятельными доводы представителя административного ответчика о необходимости возложения указанной обязанности на ООО «ТСК «Амур-2», как на лицо, которое в силу п. 29 заключенного концессионного соглашения, приняло обязанность за счет собственных средств приобретать и заменять вышедшее из строя оборудование, в т.ч., и водогрейные котлы, поскольку указанное обстоятельство, само по себе не освобождает административного ответчика, как органа местного самоуправления от принятия мер по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей, в т.ч., в случае неисполнения теплоснабжающей организацией своих обязательств либо отказа указанной организации от исполнения своих обязательств. Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что рассмотрение спора об исполнении обязательств в рамках концессионного соглашения не отнесено к компетенции суда общей юрисдикции. При этом суд также отмечает, что административным ответчиком не представлено доказательств, что выход из строя водогрейного котла 2016 г.в. состоит в причинно-следственной связи с ненадлежащим исполнением ООО «ТСК «Амур-2» условий концессионного соглашения, в частности с выявленными разрушениями, образовавшимися в период его ненадлежащей эксплуатации концессионером.
Также суд полагает необходимым отклонить доводы стороны административного ответчика о возможности обеспечения необходимой тепловой мощности на котельной «<адрес>» (при расчетной присоединительной нагрузке – 1,405 Гкал/час) с использованием двух действующих водогрейных котлов (общая тепловая производительность которых - 1,92 Гкал/час), поскольку представленная в судебное заседание главой Поярковского сельсовета схема теплоснабжения Поярковского сельсовета имеет актуализацию на 2017 год, в то время как, в силу положений п. 3 ст. 23 Закона о теплоснабжении, схемы теплоснабжения подлежат ежегодной актуализации. Вместе с тем, актуальные показатели присоединительной тепловой нагрузки к котельной «Средняя школа» на отопительной период 2018/2019гг. в материалы дела административным ответчиком представлены не были, как и не был представлен актуальный расчет фактической тепловой производительности котельной «<адрес>» с. Поярково при задействовании в работе двух котлов (на предмет их достаточности), поэтому, учитывая сведения, содержащиеся в техническом паспорте на данную котельную, предусматривающем установку на указанном объекте 4 водогрейных котлов, при том, что по акту приема-передачи к концессионному соглашению ООО «ТСК «Амур-2» было передано всего три таких котла, то данные обстоятельства также свидетельствуют о ненадлежащей организации административным ответчиком надежного теплоснабжения на объектах, отапливаемых от котельной «Средняя школа», в число которых входят такие социально значимее объекты как здание Поярковской СОШ и здание районной поликлиники.
Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что необходимость замены вышедшего из строя водогрейного котла не обусловлено исключительно лишь необходимостью несения административным ответчиком бремени расходов по содержанию принадлежащего ему на праве собственности имущества, переданного по концессии ООО «ТСК «Амур-2», а связано, помимо прочего, с исполнением органом местного самоуправления законодательных установлений, направленных на обеспечение предотвращения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации оборудования, посредством которого осуществляется теплоснабжение, также и в целях обеспечения безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, поскольку при установленном полном выводе из строя водогрейного котла 2016 г.в., в случае повторного вывода из строя второго котла 2017 г., который неоднократно ранее был подвергнут ремонту, и при установленном отсутствии резервного оборудования на котельной, имеется угроза срыва отопительного периода, а также нарушения прав потребителей тепловой энергии и горячего водоснабжения на ежедневное бесперебойное получение указанных коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии со статьей 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Поскольку, как на дату обращения прокурора с настоящими требованиями, так и на дату рассмотрения настоящего спора, администрация Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области мер по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей на котельной «<адрес>» не предприняла, в связи с чем суд находит обоснованным требование прокурора о признании бездействия администрации Поярковского сельсовета по замене вышедшего из строя водогрейного котла, незаконным.
Таким образом, поскольку надлежащих мер к замене вышедшего из строя на котельной «<адрес>» с. Поярково Михайловского района водогрейного котла марки КВм-1,1 Б 2016 г.в., с целью обеспечения надежного теплоснабжения в границах Поярковского сельского поселения, учитывая продолжаемый отопительный период при существующих низких температурах наружного воздуха, администрацией Поярковского сельсовета не предпринимается, а осуществление деятельности котельной в отсутствие надлежащим образом функционирующего оборудования может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и в части возложение на административного ответчика исполнения указанной обязаннтсти.
Административный истец, как при подаче настоящего иска, так и в судебном заседании просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
Согласно ч.ч.1 1,2 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Оценивая доводы представителя административного истца, обосновывающие необходимость обращения настоящего решения к немедленному исполнению, а именно, что непринятие администрацией Поярковского сельсовета мер к надлежащей организации обеспечения теплоснабжения путем замены вышедшего из строя водогрейного котла, в текущий отопительный период при отрицательных значениях температуры наружного воздуха, влечет нарушение прав граждан (потребителей коммунальных услуг) на ежедневное бесперебойное снабжения тепловой энергией и горячей водой, и замедление исполнения настоящего решения в условиях низких температур наружного воздуха в зимний период может создать угрозу жизни и здоровья граждан (в том числе, несовершеннолетних, обучающихся в здании Поярковская СОШ, отапливаемом от данной котельной), а также нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, в связи с чем суд полагает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 188, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Михайловского района Амурской области – удовлетворить
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Поярковский сельсовет Михайловского района Амурской области в части не принятия мер по замене пришедшего в негодность водогрейного котла марки КВм-1,1 2016 г.в., на котельной «<адрес>», расположенной <адрес>, возложив на администрацию указанного муниципального образования обязанность произвести замену пришедшего в негодность водогрейного котла марки КВм-1,1 2016 г.в., на котельной «<адрес>» с. Поярково Михайловского района Амурской области.
Решение суда в части возложения на администрацию Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области исполнения обязанности по замене водогрейного котла обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.В. Ершова
Решение в окончательной форме принято 20 февраля 2019 года.