№ 2-2526 /2020 24RS0002-01-2020-003277-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2020 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Королевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шабаевой Е.А.,
с участием представителя истца – ст. помощника Ачинского городского прокурора Картышевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Белоярская средняя школа», Управлению образования администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор с учетом уточнений обратился в суд в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Белоярская средняя школа» (далее МБОУ «Белоярская средняя школа»), Управлению образования администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Белый Яр, ул. Зеленая, 7 «А» в соответствие с требованиями ГОСТ 31937 - 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Свои исковые требования истец обосновывает тем, что во исполнение п. 7.1 решения коллегии прокуратуры края «Об итогах работы органов прокуратуры края в 2019 году и задачах по укреплению законности и правопорядка на 2020 год» Ачинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в деятельности МБОУ «Белоярская средняя школа» в ходе проведения которой было установлено, что за МБОУ «Белоярская средняя школа» закреплено на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Белый Яр, ул. Зеленая, 7 «А» (год постройки 1981).
В силу ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания" обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждениязакрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Статьей 296 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 55.24, 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту - Положение).
Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Приложением №2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).
В соответствии с п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст предусмотрено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.
При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.
Несмотря на вышеуказанные требования закона, МБОУ «Белоярская средняя школа» эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах здания современные средства технической диагностики не используются, комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
27.04.2020 в адрес МБОУ «Белоярская средняя школа» направлено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательном учреждении, однако выполнение требований прокурора в полном объёме не обеспечено, до настоящего времени комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования не проведено в связи с отсутствием финансирования со стороны органов местного самоуправления на данные цели.
Таким образом, не проведение должного эксплуатационного контроля влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение прав на безопасные условия обучения детей, что является недопустимым.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Пунктом 4 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с пунктами 2.2.2, 3.1.5 Положения об управлении образования администрации Ачинского района, утверждённого Решением Ачинского районного Совета депутатов Красноярского края от 02.07.2019 N Чр-319Р, управление образования администрации Ачинского района осуществляет в пределах своей компетенции отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления Ачинского района в соответствии с Федеральными законами и законами Красноярского края, а также обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании изложенного, с учетом уточнений просит возложить на МБОУ «Белоярская средняя школа» обязанность провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Белый Яр, ул. Зеленая, 7 «А», для оценки возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости его восстановления и усиления конструкций, в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011. Обязать Управление образования администрации Ачинского района профинансировать расходы по проведению обследования технического состояния здания МБОУ «Белоярская средняя школа» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 2-7,79).
Определением суда от 25.08.2020 к участию в деле, в качестве третьего лица привлечено Управление муниципальной собственностью, земельно – имущественных отношений и экономики администрации Ачинского района (л.д. 37).
В судебном заседании ст. помощник Ачинского городского прокурора Картышева Е.А. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Белоярская средняя школа», извещенный о дате судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился. В представленном отзыве директор МБОУ «Белоярская средняя школа» Росадко Т.В. указала, что комплексное обследование технического состояния здания МБОУ «Белоярская средняя школа» не проводилось в связи с отсутствием специалистов в штате учреждения. Для проведения обследования требуется услуга специализированной фирмы и дополнительные финансовые затраты, для чего были сделаны заявки в специализированные фирмы, и составлены ходатайства на выделение дополнительных средств (л.д. 26).
Представитель ответчика Управления образования администрации Ачинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В представленном отзыве представитель ответчика Данилова Н.Н., действующая на основании доверенности от 10.03.2020 указала, что Управление образования администрации Ачинского района не является собственником здания МБОУ «Белоярская средняя школа». Здание закреплено на праве оперативного управления за МБОУ «Белоярская средняя школа». На сегодняшний день у МБОУ «Белоярская средняя школа» отсутствуют лимиты бюджетных средств для заключения контракта на проведение комплексного обследования технического состояния здания. Возможность дополнительного выделения денежных средств будет рассматриваться осенью 2020 года на сессии Совета депутатов Ачинского района. В связи с чем, просит установить разумный срок для исполнения решения суда, до 31.12.2021 (л.д. 25,26).
Представитель третьего лица Управления муниципальной собственностью, земельно – имущественных отношений и экономики администрации Ачинского района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в совокупности с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст.123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В силу ч.2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан. Целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, защиту их от фактов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие.
Согласно ст.28 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся:
1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
11) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании МБОУ «Белоярская средняя школа» является образовательным учреждением и осуществляет образовательную деятельность, что подтверждено Уставом (л.д. 54-73).
Местонахождение образовательной организации: Красноярский край, Ачинский район, п. Белый Яр, ул. Зеленая, 7 «А».
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности здание по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Белый Яр, ул. Зеленая, зд. 7 «А» числится в реестре муниципальной собственности Ачинского района, передано на праве оперативного управления МБОУ «Белоярская средняя школа» (л.д. 41).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.10.2004 здание, назначение нежилое, расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Белый Яр, ул. Зеленая, 7 «А», на основании Постановления администрации Ачинского района Красноярского края РФ № 176-П от 21.10.2004, закреплено на праве оперативного управления за МБОУ «Белоярская средняя школа» (л.д.40).
Из журналов осмотров зданий сооружений, технической эксплуатации здания МБОУ «Белоярская средняя школа» следует, что сведения о состоянии здания не отражены (л.д.16,17-18).
Из объяснений директора МБОУ «Белоярская средняя школа» Ачинскому городскому прокурору следует, что осмотры здания проводятся весной и осенью, журналы технического состояния зданий ведутся. Капитальный ремонт здания не проводился. В 2017 году проведен текущий ремонт туалетов, ремонт освещения в кабинетах и пищеблоке. В 2018 году произведен ремонт лестничных ограждений, ремонт мягкой кровли над крыльцом здания, в 2019 году произведен ремонт медблока. В 2020 году произведена замена оконных блоков. Контроль за техническим состоянием здания с момента постройки при плановом осмотре с использованием современных средств технической диагностики не проводился (л.д. 12).
Согласно представленному в материалы дела коммерческому предложению ООО «ПректИзыскания», на проведение обследования технического состояния здания МБОУ «Белоярская средняя школа» необходимо 70 000 руб. В связи с данным предложением 04.08.2020 директором МБОУ «Белоярская средняя школа» - Росадко Т.В. на имя руководителя Управления образования администрации Ачинского района направлено ходатайство о выделении указанной суммы на проведение данного обследования (л.д.29,32).
Согласно Положению об Управлении образования Ачинского района, утвержденному решением Ачинского районного Совета депутатов Красноярского края от 02.07.2019 №Чр-319Р, Управление образования администрации Ачинского района исполняет полномочия органов местного самоуправления Ачинского района по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, формирование и утверждение бюджетных смет для образовательных организаций Ачинского района, определение субсидий на иные цели, бюджетные инвестиции для образовательных организаций Ачинского района, обеспечение контроля за выполнением бюджетных смет, доведенных образовательным организациям Ачинского района.
Из изложенного следует, что Управление образования администрации Ачинского района является распорядителем бюджетных средств по отношению к общеобразовательным учреждениям.
Согласно ч. 5 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч. ч. 6, 9 вышеуказанной статьи в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должен обеспечиваться эксплуатационный контроль зданий, сооружений лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений, под которым понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.ч. 7, 8 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 (вместе с «ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов, которое должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Пунктом 4.3 ГОСТ 31937-2011 установлено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после ввода их в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет.
Согласно п.4.4. ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания(сооружения); по инициативе собственника объекта.
В соответствии с п. 5.1.3 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.
В ходе проведенной прокуратурой г. Ачинска проверкой установлено, что МБОУ «Белоярская средняя школа» эксплуатационный контроль здания школы должным образом не осуществляет, сроки по устранению неисправностей, периодичности осмотра элементов и помещений здания и объектов не соблюдает, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся. Плановые осмотры технического состояния здания в целом, его систем и внешнего благоустройства, технического состояния отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства МБОУ «Белоярская средняя школа», расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Белый Яр, ул. Зеленая, 7 «А» проводятся формально, без описания выявленных дефектов, перечень необходимых работ, сроки и исполнители не указаны. При весеннем и осеннем осмотре не уточняются объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, подлежащим включению в план текущего ремонта в год проведения осмотра. Подлежащий утверждению директором учреждения план по техническому обслуживанию на 2019, 2020 годы по запросу прокурора представлен, однако не соответствует актам весенне-осеннего осмотра, не отвечает предъявляемым требованиям. Порядок проведения плановых осмотров эксплуатируемого здания не представлен. Контрольные проверки и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, не проводятся. Данные журнала учета (паспорт) технического состояния здания не соответствуют актам осмотра (осенний, весенний 201 г.), представленному прокурору перечню ремонтных работ выполненных образовательным учреждением за 2018, 2019 годы, не позволяет оценить результаты проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживании. Здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения, нарушений, сведения об устранении этих нарушений. При весенних и осенних осмотрах вышеуказанного здания МБОУ «Белоярская средняя школа» современные средства технической диагностики не используются, что не позволяет оценить реальное техническое состояние здания. 30.04.2020 в адрес МБОУ «Белоярская средняя школа» направлено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательном учреждении, однако выполнение требований прокурора в полном объёме не обеспечено до настоящего времени (л.д.9-11).
Стороной ответчика не оспаривается, что до настоящего времени недостатки не устранены из-за отсутствия финансирования.
Таким образом, неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся и воспитанников, причинить вред их жизни и здоровью, что в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения, что является основанием к удовлетворению иска прокурора в полном объеме.
Согласно ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить исполнение решения суда.
Исполнение настоящего решения связано с необходимостью определения объема финансирования, необходимого для проведения данных мероприятий, решения вопросов о внесении изменений в бюджет муниципального района, выделением средств из бюджета муниципального образования Ачинский район на финансирование указанных мероприятий, проведением образовательным учреждением процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предполагает определенные временные затраты, поэтому суд считает возможным предоставить ответчикам отсрочку исполнения решения МБОУ «Белоярская средняя школа» сроком на один год со дня вступления решения суда в законную силу, Управлению образования администрации Ачинского района Красноярского края сроком на 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик в силу ст. 333.36 п. 1 п.п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Белоярская средняя школа», Управлению образования администрации Ачинского района Красноярского края, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя школа» провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Белый Яр, ул. Зеленая, зд.7 «А» (год постройки 1981), путем заключения договора со специализированной организацией в срок 1 (один) год, со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Управление образования администрации Ачинского района Красноярского края профинансировать расходы по проведению обследования технического состояния здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя школа», расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Белый Яр, ул. Зеленая, зд.7 «А» (год постройки 1981) в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Освободить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя школа», Управление образования администрации Ачинского района Красноярского края от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Председательствующий Е.В. Королева
Мотивированное решение изготовлено 03 ноября 2020 года.