Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.
при секретаре Коротковой В.В.,
с участием прокурора ФИО9 и
представителя ответчика ФИО10 (доверенность от 20.01.15г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Минусинского межрайонного прокурора в интересах ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО6 к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах истцов обратился в суд с исковыми требованиями к МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» о взыскании задолженности по заработной плате; определением судьи гражданские дела были объединены в одно производство.
Свои исковые требования, заявленные в интересах истцов, прокурор в исковом заявлении и в судебном заседании мотивировал следующим. Истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком: ФИО5 в должности сторожа; ФИО2 в должности вахтера на 0,75 ставки, ФИО3 в должности сторожа, ФИО4 в должности сторожа, ФИО6 в должности вахтера на 0,75 ставки. Согласно ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, однако ответчик при исчислении заработной платы истцам допустил выплату заработной платы в меньшей сумме, в связи с чем подлежит взысканию разница между заработной платой, подлежащей начислению истцам и заработной платой начисленной фактически.
Согласно расчетным листкам, начисление по заработной плате ФИО5 в апреле и мае 2015 года составило по 6371 рублю ежемесячно. Общий размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу ФИО5 составляет 6346 рублей.
Согласно расчетным листкам, начисление по заработной плате ФИО2 в апреле и мае 2015 года составило по 4 778 рублей 25 копеек ежемесячно. Общий размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу ФИО2 составляет 4 759 рублей 50 копеек.
Согласно расчетным листкам, начисление по заработной плате ФИО3 в апреле и мае 2015 года составило по 6 371 рублю ежемесячно. Общий размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу ФИО3 составляет 6 346 рублей.
Согласно расчетным листкам, начисление по заработной плате ФИО4 в апреле и мае 2015 года составило по 6 371 рублю ежемесячно. Общий размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу ФИО4 составляет 6646 рублей.
Согласно расчетным листкам, начисление по заработной плате ФИО6 в апреле и мае 2015 года составило по 4 778 рублей 25 копеек ежемесячно. Общий размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу ФИО6 составляет 4 759 рублей 50 копеек.
Таким образом, Минусинский межрайонный прокурор просит взыскать с ответчика в пользу истцов недоначисленную сумму заработка в пользу ФИО5- 6346 рублей, ФИО2- 4759 рублей 50 копеек, ФИО3- 6346 рублей, ФИО4- 6346 рублей и ФИО6- 4759 рублей 50 копеек.
Истцы в судебное заседание не явились, ранее представили заявление о рассмотрении дела в и отсутствие.
Ответчик, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности ФИО10, исковые требования признал в полном объеме, о чем представил суду письменное заявление.
Суд с учетом мнения прокурора и представителя ответчика полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В суд в качестве доказательств представлены и судом истребованы: заявления истцов, трудовые книжки, справки о доходах, копии паспортов, расчетные листки.
Выслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Суд полагает установленными изложенные прокурором обстоятельства; соглашается с прокурором в том, что трудовые права истцов были нарушены невыплатой работодателем МОБУ «СОШ № 9» сумм районного и северного коэффициентов в размере 30 % каждый, начисленных на минимальный размер оплаты труда.
При этом, суд соглашается с правовой оценкой установленных обстоятельств, данной прокурором, соглашается с расчетами подлежащих выплате истцам денежных сумм, представленными прокурором.
В соответствии с ч.2 ст. 7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации: в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20.04.2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст 129 ТК РФ исключена часть, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01.09.2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст. 133 ТК РФ). Однако действующей в настоящее время ч.3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ч.3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30.06.06г. № 90-ФЗ и от 20.04.07г. № 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно статье 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах с особыми климатическими условиями.
Согласно статье 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В данном случае, в период с 01.01.15г. – не менее 5965 рублей в соответствии с действующим законодательством.
При этом, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ.
Заработная плата конкретного работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, при этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Согласно статье 315 ТК РФ: «Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.».
Статьи 316 и 317 ТК РФ, Закон РФ № 4520-1 от 19.02.93г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях» содержат отсылочные нормы о размерах и порядке выплаты указанной надбавки.
Постановлением Администрации Красноярского края № 393-п от 13.11.92г. «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 01.11.92г. районный коэффициент для заработной платы для г. Минусинска и Минусинского района установлен в размере 1,30; при этом затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.
Согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.07 г. № 922, при минимальном размере оплаты труда 5965 рублей в месяц, северная надбавка и районный коэффициент с 01.01.15г. должны были начисляться на данную сумму.
Истцам были недоплачены указанные суммы, прокурор просит взыскать в пользу истцов исходя из приведенного расчета недоначисленную сумму заработка в пользу ФИО5- 6346 рублей, ФИО2- 4759 рублей 50 копеек, ФИО3- 6346 рублей, ФИО4- 6346 рублей и ФИО6- 4759 рублей 50 копеек.
Суд полагает установленными изложенные прокурором обстоятельства; соглашается с прокурором в том, что трудовые права истцов нарушены невыплатой работодателем сумм районного и сверенного коэффициентов в размере 30 % каждый, начисленных на минимальный размер оплаты труда.
При этом, суд соглашается с правовой оценкой установленных обстоятельств, данной прокурором и соглашается с расчетом подлежащих выплате истицам денежных сумм, представленным прокурором.
Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО6 к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы за апрель и май 2015 года: в пользу ФИО5- 6346 рублей; в пользу ФИО2- 4759 рублей 50 копеек; в пользу ФИО3- 6346 рублей; в пользу ФИО4- 6346 рублей и в пользу ФИО6- 4759 рублей 50 копеек.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: