Судья Губина Е.П. Дело № 33-1277/2020
№ 2-58/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2020 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Старцевой С.А., Циркуновой О.М.,
при секретаре Гороховой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галахова Сергея Юрьевича к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г.Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 23 января 2020 г., которым постановлено:
«Исковые требования Галахова Сергея Юрьевича к администрации г.Орла удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла предоставить ГалаховуС.Ю.вне очереди в г. Орле благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 29,9 кв. м и жилой площадью 24,1 кв. м., состоящее не менее чем из двух комнат на состав семьи из одного человека.
Взыскать с администрации г. Орла в пользу ГалаховаС.Ю.расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> руб».
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения представителя администрации г.Орла – Прошкиной О.А., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Галахова С.Ю. и его представителя по ордеру Макарова А.Г., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия
установила:
Галахов С.Ю. обратился в суд с иском к администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что он зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, которое находится в пользовании истца на условиях социального найма на основании решения Железнодорожного районного суда г.Орла от <дата>
Приводил довод о том, что по причине нахождения многоквартирного жилого дома в неудовлетворительном техническом состоянии, планировалось его расселение с1986 г. Актом технического обследования от 18 мая 1990 г. подтверждена аварийность технических конструкций жилого дома по вышеуказанному адресу. Заключением службы по жилищному надзору Орловской области от 28 августа 2007 г. многоквартирный жилой дом признавался аварийным и подлежащим сносу.
Ссылался на то, что многоквартирный жилой дом <адрес> включен в адресную программу переселения граждан на 2009-2012 г.г. после адресной программы переселения на 2008-2011 г.г. Заключением межведомственной комиссии №656 от 15 февраля 2013 г., созданной постановлением администрации г.Орла от 10 апреля 2006 г. №149, вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. 25 июля 2013 г. администрацией г.Орла было вынесено постановление №3370, которым установлен срок расселения жильцов дома до 31 декабря 2017 г. В последующем постановлением администрации г.Орла от 10 января 2018 г. №35, указанный срок продлён до 2019 г.
Указывал на то, что многоквартирный жилой дом <адрес> до настоящего времени не расселен, а проживание в нём создаёт угрозу для его жизни и здоровья.
Уточнив требования, окончательно просил суд обязать администрацию г. Орла предоставить истцу вне очереди в г. Орле благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 29,9 кв. м и жилой площадью 24,1 кв. м., состоящее не менее чем из двух комнат на состав семьи из одного человека.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» (далее - МКУ «УКХ г. Орла»), в оперативном управлении которого находится муниципальный жилой фонд.
Судом постановлено указанное выше решение.
Администрация г. Орла не согласилась с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Ссылается на то, что судом не было принято во внимание, что срок исполнения обязательств по переселению граждан из многоквартирного жилого дома не наступил.
Отмечает, что суд неверно применил нормы жилищного законодательства и предоставил истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение, поскольку он не является малоимущим.
Полагает, что суд незаконно обязал администрацию г.Орла предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух жилых комнат, в связи с чем нарушен критерий равнозначности предоставления благоустроенного жилого помещения взамен аварийного.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40).
В целях реализации приведенных конституционных положений частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном жилищным законодательством порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с положениями части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из содержания статьи 86 ЖК РФ следует, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу статьи 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 2 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (абзац 4 пункта 37 приведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
В силу пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу вышеприведенных правовых положений определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статья 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, незамедлительное решение вопроса о переселении граждан из аварийных домов обусловлено наличием реальной опасности для их жизни и здоровья, связанного с проживанием в таких домах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 3 ноября 2009 г. №1368-О-О, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу
части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со
статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 ЖК РФ).
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2
статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от
28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом
или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 ЖК РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта.
Обеспечение жилищных прав нанимателя жилого помещения зависит и от включения жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляемого в соответствии с положениями жилищного законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Орла от <дата> за Галаховым С.Ю. признано право пользования квартирой <адрес>, общей площадью 29,9 кв. м, в том числе жилой площадью 24,1 кв. м, вспомогательной 5,8 кв. м, состоящей из жилой комнаты лит. Б №2, общей площадью 17,0 кв. м, жилой комнаты лит. Б №3, общей площадью 7,1 кв. м, кухни лит. Б №1, общей площадью 5,8 кв. м, на условиях социального найма.
Согласно справке №1540 общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» от 14 октября 2019 г. Галахов С.Ю. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 29,90 кв. м. Иных лиц, зарегистрированных в указанном жилом помещении, не имеется.
Обращаясь в суд с иском истец указывал на то, что проживание в многоквартирном доме угрожает его жизни и здоровью.
Заключением межведомственной комиссии при администрации г. Орла №656 от 15 мая 2013 г. многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции ввиду того, что данный дом является объектом культурного наследия, в связи с чем не подлежит сносу.
Постановлением администрации г. Орла от 25 июля 2013 г. № 3370 для переселения граждан из вышеуказанного многоквартирного дома установлен срок до 31 декабря 2017 г., который впоследствии продлен ответчиком до 30 декабря 2019 г. Указанным постановлением Управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации г. Орла поручено организовать перевод жилых помещений дома в нежилые.
При этом согласно областной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Орловской области № 176 от 29 марта 2019 г., срок переселения граждан из указанного многоквартирного дома установлен до 31 декабря 2022г.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, состояние его конструкций угрожает жизни и здоровью граждан, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец подлежит обеспечению равнозначным жилым помещением во внеочередном порядке.
Судебная коллегия с выводом суда о наличии у истца права на обеспечение жилым помещения согласна.
Из материалов дела следует, что с 1987 г. указанный жилой дом нуждался в ремонте, что подтверждается письмом производственного объединения фруктово-минеральных вод и пищевых продуктов «Орловское» от 20 апреля 1987 г., направленного райисполкому Железнодорожного района г. Орла. Заключением проектной конторой «Орелсельхозтехпроект» по результатам обследования установлено, что проживание жильцов в указанном доме без капитального ремонта возможно в течение 2-хлет, но с проведением отдельных работ по ремонту.
Из акта обследования технического состояния жилого дома <адрес> по состоянию на 18 мая 1990 г. следует, что в бывших складских помещениях, в 1948 г. приспособленных под жилье, гидроизоляция отсутствует, имеется сырость, деревянные конструкции подтверждены загниванию и ежегодно проводимый ремонт не дает должных результатов, из-за постоянной сырости происходит разрушение кирпичной кладки. Помещения, в которых размещены газовые приборы, не оборудованы вытяжной вентиляцией. Деревянное перекрытие, крыша и лестничные марши находятся в аварийном состоянии, электропроводка не отвечает установленным требованиям, оконные и дверные заполнения пришли в непригодное состояние. В акте имеется вывод комиссии, согласно которому приспособленные под жилье складские помещения не пригодны для жилья и проживающие в них жильцы подлежат выселению.
Заключением службы по жилищному надзору Орловской области от 28 августа 2007г. данный жилой дом признавался аварийным и подлежащим реконструкции, а жилые помещения указанного жилого дома были признаны непригодными для проживания.
Дом был включен в проект «Адресной программы переселения жителей г. Орла из помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания на 2008-2012 г.г.».
Согласно заключению ФГБО ВПО «Государственный университет-УНПК» от 20 апреля 2013 г., послужившего основанием для принятия межведомственной комиссией при администрации г. Орла решения о признании многоквартирного дома аварийным и сносу № 6565 от 15 мая 2013 г., здание построено предположительно в середине XIX века и принадлежало к комплексу зданий виноводочного завода. Данный дом эксплуатировался без инженерных сетей, кроме электрической, а именно канализация, водопровод, газ – отсутствовали. На момент обследования в доме имелись две сети – электрическая и газовая. Газовая сеть была установлена как временная. Состояние стен обследованного здания оценено как ограниченно-работоспособное. Необходимо отремонтировать стены здания, ремонтными составами. Подлежат ремонту поврежденные участки кирпичной кладки, карниз необходимо переложить с восстановлением отсутствующих кирпичей, также необходимо восстановить отсутствующие камни (замковые) в кирпичной перемычке и установить оцинкованные металлические сливы по всему зданию. Все обнаруженные дефекты при детальном обследовании внутренних кирпичных стен и перегородок были систематизированы и включены в карты дефектов и повреждений.
Обследуемое здание по своему объемно-планировочному и конструктивному решению не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Фундамент под наружные и внутренние несущие стены на момент обследования находились в работоспособном состоянии. Состояние наружных и внутренних стен, перегородок, внутренних инженерных систем и отмостки оценивается как ограниченно работоспособное, состояние же конструкций перекрытий, крыши, конструкций лестниц – как аварийное.
Согласно ответу Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 28 декабря 2017 г. на обращение прокуратуры Железнодорожного района г. Орла по вопросу нарушения действующего законодательства по адресу: <адрес>, Управлением в ходе надзорных мероприятий с выездом на место установлено, что разрушение кирпичной кладки наружных стен, деформация и значительные прогибы межэтажных перекрытий и пролетов лестничных маршей с отклонением от горизонтальной оси, сквозные отверстия в межэтажных перекрытиях в квартирах №№, №№, а также частичное отсутствие дверных и оконных заполнений, в связи с чем указанный жилой дом эксплуатируется с нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. №170. На основании чего в адрес администрации г. Орла направлена информация для рассмотрения и принятия мер по недопущению чрезвычайной ситуации на территории
г. Орла.
Из сообщения прокуратуры Железнодорожного района г. Орла от 28 декабря 2017 г. также следует, что в адрес главы администрации г. Орла вынесено представление ввиду не проведения мероприятий по соблюдению жилищных прав граждан, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме.
Факт ненадлежащего состояния многоквартирного жилого дома <адрес> и наличия угрозы в нем проживания подтверждаются и представленными в материалы дела фотографиями и показаниями свидетелей ФИО12 и ФИО13 проживающих в данном доме.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что физический износ несущих и ограждающих конструкций дома привел к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в таком доме.
С момента признания многоквартирного дома аварийным прошло значительное время, сроки его расселения ответчиком неоднократно продлевались.
По мнению судебной коллегии, проведение мероприятий по переселению Галахова С.Ю. спустя 9 лет после признания дома аварийным способно привести к обрушению дома и иным неблагоприятным последствиям, что является недопустимым.
Задолго до момента признания в установленном порядке аварийным многоквартирный дом находился в неудовлетворительном состоянии. Вместе с тем капитальный ремонт многоквартирного дома <адрес> в целях поддержания работоспособности его конструкций не производился, что ответчиком не оспаривалось.
Судом установлено, что Галахов С.Ю. права пользования иными жилыми помещениями не имеет. Данных о принятии администрацией г. Орла мер по переселению истца в другое жилое помещение в связи с угрозой пребывания в аварийном многоквартирном жилом доме материалы дела не содержат.
Ввиду изложенного, выводы суда о наличии оснований для возложения на администрацию г. Орла обязанности по предоставлению истцу другого жилого помещения взамен непригодного являются правомерными, а доводы апелляционной жалобы о вмешательстве суда в деятельность органов местного самоуправления, о не наступлении срока исполнения обязательства по переселению истца указанного дома и обеспечению его благоустроенным жилым помещением является несостоятельными.
Разрешение настоящего спора сводится, по сути, к установлению баланса между правами и законными интересами граждан и принципом самостоятельности органов местного самоуправления, и суд, отправляя правосудие, в данном случае, реализует государственные функции по судебной защите конституционных прав граждан на достойное жилье.
Поскольку проживание в жилом помещении истца представляет реальную угрозу его жизни и здоровью, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от установленного органом местного самоуправления срока расселения.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, однако, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что проживание истца в занимаемом жилом помещении представляет угрозу для его жизни и здоровья, что многоквартирный дом, сроки переселения граждан из которого неоднократно переносились ответчиком, включен в региональную программу переселения граждан из аварийного жилья на 2019-2025 гг., довод жалобы о том, что Галахов С.Ю. не является малоимущным, по мнению судебной коллегии, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований.
Вместе с тем, является заслуживающим внимание довод жалобы администрации г. Орла о необоснованном возложении на ответчика обязанности по предоставлении истцу жилого помещения, состоящего не менее чем из двух комнат.
Исходя из положений статьи 89 ЖК РФ, а также разъяснений изложенных в п.37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 2 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В качестве критерия равнозначности положения статьи 89 ЖК РФ предусматривают соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемого.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права подлежит изменению в части размера предоставляемого жилого помещения.
Руководствуясь статьями ст.ст. 327.1, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 23 января 2020 г. изменить.
Обязать администрацию г. Орла предоставить Галахову Сергею Юрьевичу в г. Орле благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 29,9 кв. м. на состав семьи из одного человека.
В остальной части оставить решение Советского районного суда г. Орла от 23 января 2020 г. без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Орла – без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Судья Губина Е.П. Дело № 33-1277/2020
№ 2-58/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2020 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Старцевой С.А., Циркуновой О.М.,
при секретаре Гороховой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галахова Сергея Юрьевича к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г.Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 23 января 2020 г., которым постановлено:
«Исковые требования Галахова Сергея Юрьевича к администрации г.Орла удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла предоставить ГалаховуС.Ю.вне очереди в г. Орле благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 29,9 кв. м и жилой площадью 24,1 кв. м., состоящее не менее чем из двух комнат на состав семьи из одного человека.
Взыскать с администрации г. Орла в пользу ГалаховаС.Ю.расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> руб».
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения представителя администрации г.Орла – Прошкиной О.А., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Галахова С.Ю. и его представителя по ордеру Макарова А.Г., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия
установила:
Галахов С.Ю. обратился в суд с иском к администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что он зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, которое находится в пользовании истца на условиях социального найма на основании решения Железнодорожного районного суда г.Орла от <дата>
Приводил довод о том, что по причине нахождения многоквартирного жилого дома в неудовлетворительном техническом состоянии, планировалось его расселение с1986 г. Актом технического обследования от 18 мая 1990 г. подтверждена аварийность технических конструкций жилого дома по вышеуказанному адресу. Заключением службы по жилищному надзору Орловской области от 28 августа 2007 г. многоквартирный жилой дом признавался аварийным и подлежащим сносу.
Ссылался на то, что многоквартирный жилой дом <адрес> включен в адресную программу переселения граждан на 2009-2012 г.г. после адресной программы переселения на 2008-2011 г.г. Заключением межведомственной комиссии №656 от 15 февраля 2013 г., созданной постановлением администрации г.Орла от 10 апреля 2006 г. №149, вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. 25 июля 2013 г. администрацией г.Орла было вынесено постановление №3370, которым установлен срок расселения жильцов дома до 31 декабря 2017 г. В последующем постановлением администрации г.Орла от 10 января 2018 г. №35, указанный срок продлён до 2019 г.
Указывал на то, что многоквартирный жилой дом <адрес> до настоящего времени не расселен, а проживание в нём создаёт угрозу для его жизни и здоровья.
Уточнив требования, окончательно просил суд обязать администрацию г. Орла предоставить истцу вне очереди в г. Орле благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 29,9 кв. м и жилой площадью 24,1 кв. м., состоящее не менее чем из двух комнат на состав семьи из одного человека.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» (далее - МКУ «УКХ г. Орла»), в оперативном управлении которого находится муниципальный жилой фонд.
Судом постановлено указанное выше решение.
Администрация г. Орла не согласилась с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Ссылается на то, что судом не было принято во внимание, что срок исполнения обязательств по переселению граждан из многоквартирного жилого дома не наступил.
Отмечает, что суд неверно применил нормы жилищного законодательства и предоставил истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение, поскольку он не является малоимущим.
Полагает, что суд незаконно обязал администрацию г.Орла предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух жилых комнат, в связи с чем нарушен критерий равнозначности предоставления благоустроенного жилого помещения взамен аварийного.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40).
В целях реализации приведенных конституционных положений частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном жилищным законодательством порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с положениями части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из содержания статьи 86 ЖК РФ следует, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу статьи 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 2 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (абзац 4 пункта 37 приведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
В силу пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу вышеприведенных правовых положений определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статья 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, незамедлительное решение вопроса о переселении граждан из аварийных домов обусловлено наличием реальной опасности для их жизни и здоровья, связанного с проживанием в таких домах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 3 ноября 2009 г. №1368-О-О, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу
части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со
статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 ЖК РФ).
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2
статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от
28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом
или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 ЖК РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта.
Обеспечение жилищных прав нанимателя жилого помещения зависит и от включения жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляемого в соответствии с положениями жилищного законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Орла от <дата> за Галаховым С.Ю. признано право пользования квартирой <адрес>, общей площадью 29,9 кв. м, в том числе жилой площадью 24,1 кв. м, вспомогательной 5,8 кв. м, состоящей из жилой комнаты лит. Б №2, общей площадью 17,0 кв. м, жилой комнаты лит. Б №3, общей площадью 7,1 кв. м, кухни лит. Б №1, общей площадью 5,8 кв. м, на условиях социального найма.
Согласно справке №1540 общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» от 14 октября 2019 г. Галахов С.Ю. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 29,90 кв. м. Иных лиц, зарегистрированных в указанном жилом помещении, не имеется.
Обращаясь в суд с иском истец указывал на то, что проживание в многоквартирном доме угрожает его жизни и здоровью.
Заключением межведомственной комиссии при администрации г. Орла №656 от 15 мая 2013 г. многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции ввиду того, что данный дом является объектом культурного наследия, в связи с чем не подлежит сносу.
Постановлением администрации г. Орла от 25 июля 2013 г. № 3370 для переселения граждан из вышеуказанного многоквартирного дома установлен срок до 31 декабря 2017 г., который впоследствии продлен ответчиком до 30 декабря 2019 г. Указанным постановлением Управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации г. Орла поручено организовать перевод жилых помещений дома в нежилые.
При этом согласно областной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Орловской области № 176 от 29 марта 2019 г., срок переселения граждан из указанного многоквартирного дома установлен до 31 декабря 2022г.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, состояние его конструкций угрожает жизни и здоровью граждан, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец подлежит обеспечению равнозначным жилым помещением во внеочередном порядке.
Судебная коллегия с выводом суда о наличии у истца права на обеспечение жилым помещения согласна.
Из материалов дела следует, что с 1987 г. указанный жилой дом нуждался в ремонте, что подтверждается письмом производственного объединения фруктово-минеральных вод и пищевых продуктов «Орловское» от 20 апреля 1987 г., направленного райисполкому Железнодорожного района г. Орла. Заключением проектной конторой «Орелсельхозтехпроект» по результатам обследования установлено, что проживание жильцов в указанном доме без капитального ремонта возможно в течение 2-хлет, но с проведением отдельных работ по ремонту.
Из акта обследования технического состояния жилого дома <адрес> по состоянию на 18 мая 1990 г. следует, что в бывших складских помещениях, в 1948 г. приспособленных под жилье, гидроизоляция отсутствует, имеется сырость, деревянные конструкции подтверждены загниванию и ежегодно проводимый ремонт не дает должных результатов, из-за постоянной сырости происходит разрушение кирпичной кладки. Помещения, в которых размещены газовые приборы, не оборудованы вытяжной вентиляцией. Деревянное перекрытие, крыша и лестничные марши находятся в аварийном состоянии, электропроводка не отвечает установленным требованиям, оконные и дверные заполнения пришли в непригодное состояние. В акте имеется вывод комиссии, согласно которому приспособленные под жилье складские помещения не пригодны для жилья и проживающие в них жильцы подлежат выселению.
Заключением службы по жилищному надзору Орловской области от 28 августа 2007г. данный жилой дом признавался аварийным и подлежащим реконструкции, а жилые помещения указанного жилого дома были признаны непригодными для проживания.
Дом был включен в проект «Адресной программы переселения жителей г. Орла из помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания на 2008-2012 г.г.».
Согласно заключению ФГБО ВПО «Государственный университет-УНПК» от 20 апреля 2013 г., послужившего основанием для принятия межведомственной комиссией при администрации г. Орла решения о признании многоквартирного дома аварийным и сносу № 6565 от 15 мая 2013 г., здание построено предположительно в середине XIX века и принадлежало к комплексу зданий виноводочного завода. Данный дом эксплуатировался без инженерных сетей, кроме электрической, а именно канализация, водопровод, газ – отсутствовали. На момент обследования в доме имелись две сети – электрическая и газовая. Газовая сеть была установлена как временная. Состояние стен обследованного здания оценено как ограниченно-работоспособное. Необходимо отремонтировать стены здания, ремонтными составами. Подлежат ремонту поврежденные участки кирпичной кладки, карниз необходимо переложить с восстановлением отсутствующих кирпичей, также необходимо восстановить отсутствующие камни (замковые) в кирпичной перемычке и установить оцинкованные металлические сливы по всему зданию. Все обнаруженные дефекты при детальном обследовании внутренних кирпичных стен и перегородок были систематизированы и включены в карты дефектов и повреждений.
Обследуемое здание по своему объемно-планировочному и конструктивному решению не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Фундамент под наружные и внутренние несущие стены на момент обследования находились в работоспособном состоянии. Состояние наружных и внутренних стен, перегородок, внутренних инженерных систем и отмостки оценивается как ограниченно работоспособное, состояние же конструкций перекрытий, крыши, конструкций лестниц – как аварийное.
Согласно ответу Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 28 декабря 2017 г. на обращение прокуратуры Железнодорожного района г. Орла по вопросу нарушения действующего законодательства по адресу: <адрес>, Управлением в ходе надзорных мероприятий с выездом на место установлено, что разрушение кирпичной кладки наружных стен, деформация и значительные прогибы межэтажных перекрытий и пролетов лестничных маршей с отклонением от горизонтальной оси, сквозные отверстия в межэтажных перекрытиях в квартирах №№, №№, а также частичное отсутствие дверных и оконных заполнений, в связи с чем указанный жилой дом эксплуатируется с нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. №170. На основании чего в адрес администрации г. Орла направлена информация для рассмотрения и принятия мер по недопущению чрезвычайной ситуации на территории
г. Орла.
Из сообщения прокуратуры Железнодорожного района г. Орла от 28 декабря 2017 г. также следует, что в адрес главы администрации г. Орла вынесено представление ввиду не проведения мероприятий по соблюдению жилищных прав граждан, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме.
Факт ненадлежащего состояния многоквартирного жилого дома <адрес> и наличия угрозы в нем проживания подтверждаются и представленными в материалы дела фотографиями и показаниями свидетелей ФИО12 и ФИО13 проживающих в данном доме.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что физический износ несущих и ограждающих конструкций дома привел к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в таком доме.
С момента признания многоквартирного дома аварийным прошло значительное время, сроки его расселения ответчиком неоднократно продлевались.
По мнению судебной коллегии, проведение мероприятий по переселению Галахова С.Ю. спустя 9 лет после признания дома аварийным способно привести к обрушению дома и иным неблагоприятным последствиям, что является недопустимым.
Задолго до момента признания в установленном порядке аварийным многоквартирный дом находился в неудовлетворительном состоянии. Вместе с тем капитальный ремонт многоквартирного дома <адрес> в целях поддержания работоспособности его конструкций не производился, что ответчиком не оспаривалось.
Судом установлено, что Галахов С.Ю. права пользования иными жилыми помещениями не имеет. Данных о принятии администрацией г. Орла мер по переселению истца в другое жилое помещение в связи с угрозой пребывания в аварийном многоквартирном жилом доме материалы дела не содержат.
Ввиду изложенного, выводы суда о наличии оснований для возложения на администрацию г. Орла обязанности по предоставлению истцу другого жилого помещения взамен непригодного являются правомерными, а доводы апелляционной жалобы о вмешательстве суда в деятельность органов местного самоуправления, о не наступлении срока исполнения обязательства по переселению истца указанного дома и обеспечению его благоустроенным жилым помещением является несостоятельными.
Разрешение настоящего спора сводится, по сути, к установлению баланса между правами и законными интересами граждан и принципом самостоятельности органов местного самоуправления, и суд, отправляя правосудие, в данном случае, реализует государственные функции по судебной защите конституционных прав граждан на достойное жилье.
Поскольку проживание в жилом помещении истца представляет реальную угрозу его жизни и здоровью, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от установленного органом местного самоуправления срока расселения.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, однако, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что проживание истца в занимаемом жилом помещении представляет угрозу для его жизни и здоровья, что многоквартирный дом, сроки переселения граждан из которого неоднократно переносились ответчиком, включен в региональную программу переселения граждан из аварийного жилья на 2019-2025 гг., довод жалобы о том, что Галахов С.Ю. не является малоимущным, по мнению судебной коллегии, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований.
Вместе с тем, является заслуживающим внимание довод жалобы администрации г. Орла о необоснованном возложении на ответчика обязанности по предоставлении истцу жилого помещения, состоящего не менее чем из двух комнат.
Исходя из положений статьи 89 ЖК РФ, а также разъяснений изложенных в п.37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 2 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В качестве критерия равнозначности положения статьи 89 ЖК РФ предусматривают соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемого.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права подлежит изменению в части размера предоставляемого жилого помещения.
Руководствуясь статьями ст.ст. 327.1, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 23 января 2020 г. изменить.
Обязать администрацию г. Орла предоставить Галахову Сергею Юрьевичу в г. Орле благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 29,9 кв. м. на состав семьи из одного человека.
В остальной части оставить решение Советского районного суда г. Орла от 23 января 2020 г. без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Орла – без удовлетворения
Председательствующий
Судьи