Решение по делу № 2-200/2012 ~ М-114/2012 от 13.02.2012

Дело №2-447/2012 КОПИЯ Решение Именем Российской Федерации

г. Няндома 16 мая 2012 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Няндомского района ФИО3,

заявителя ФИО2,

представителя заявителя ФИО5,

представителя заинтересованных лиц ФИО6, ФИО7,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению ФИО1, ФИО2 о признании п.1.1 п.п.10.2 решения Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ недействующим,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, ФИО2 обратились в Няндомский районный суд Архангельской области с заявлением о признании п.1.1 п.п.10.2 решения Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ недействующим.

В обоснование заявления указали, что являются арендаторами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Считают, что решение Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, принятое на основании Постановления Правительства Архангельской области №190-пп от 15 декабря 2009 года «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» противоречит действующему законодательству. Согласно кадастровым выпискам арендуемые земельные участки имеют разрешенное использование «производственная деятельность». Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Администрация МО «<данные изъяты>» неоднократно увеличивает ставки арендной платы с начала ДД.ММ.ГГГГ году три раза. Оспариваемое решение ущемляет их права и законные интересы, увеличивая ставку арендной платы до 2,5 %. Такого вида разрешенного использования как «объекты деревообработки» в типовом перечне нет, есть «производственная деятельность» со ставкой 1,5 %. Администрация произвела перерасчет арендной платы с момента вступления решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу по ставке 1,5%, в настоящее время ставка увеличена до 2,5% с ДД.ММ.ГГГГ. При принятии дифференцированной ставки был нарушен принцип экономической обоснованности, установленные ставки не обеспечивают благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, ставят в неравное экономическое положение арендаторов таких участков при определении экономической нагрузки по арендным платежам. Просят признать п.1.1 подп.10.2 решения Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ недействующим с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании заявитель ФИО2 доводы и требования заявления поддержал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что оспариваемое решение противоречит действующему законодательству, в частности Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Отсутствует экономическое обоснование установления различных ставок арендной платы. Арендуемые земельные участки имеют разрешенное использование – производственная деятельность, в связи с чем арендная плата должна исчисляться исходя из ставки 1,5%. Просил признать п.1.1 подп.10.2 решения Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ недействующим с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заявителя ФИО1, по доверенности ФИО5, в судебном заседании также поддержала доводы и требования, изложенные в заявлении, дала пояснения аналогичные пояснениям заявителя ФИО2 Дополнительно суду пояснила, что установление различных ставок арендной платы без экономической обоснованности ставит в неравное экономическое положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих одинаковые виды деятельности. Просила признать п.1.1 подп.10.2 решения Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ недействующим с ДД.ММ.ГГГГ.

Представители заинтересованных лиц администрации муниципального образования «<данные изъяты>», Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» ФИО6, ФИО7 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились. Просили отказать в удовлетворении заявления.

Представитель ФИО6 дополнительно суду пояснил, что кадастровая оценка земель осуществляется исходя из классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, расчет арендной платы с использованием кадастровой стоимости земельного участка обеспечивает установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка и, соответственно, соблюдение принципа экономической обоснованности. Типовой перечень видов разрешенного использования является примерным, допускающим отступления от него. Законодатель имел ввиду то, что не может быть установлена самостоятельная группа разрешенного использования, отличная от групп Типового перечня. Вид разрешенного использования «земельные участки под объектами деревообработки» установлен в пределах девятой группы типового перечня «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». В п.п.10.3 решения установлен такой вид разрешенного использования как «земельные участки прочая производственная деятельность» со ставкой арендной платы 1,5%. К данному виду разрешенного использования относятся земельные участки, которые невозможно отнести к другим пунктам, а именно к пунктам 10.1, 10.2, 10.4-10.7. Кроме того, законодательством не установлена единая методика расчета ставок арендной платы. При расчете оспариваемой ставки была произведена группировка арендаторов земельных участков по виду разрешенного использования земельных участков под объектами деревообработки. Определены доходы местного бюджета по арендной плате от использования таких земельных участков.

Представитель ФИО7 суду пояснила, что уполномоченным органом по начислению арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район». В РФ не существует единой методики расчета арендной платы. Исчисление арендной платы с использованием кадастровой стоимости земельного участка обеспечивает установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка и соблюдение принципа экономической обоснованности. Ставка в 2,5%, установленная для земельных участков под объектами деревообработки, является не завышенной, а расчетной, которая не ухудшает положение арендаторов, а приводит его в фактическое соответствие. При определении ставки арендной платы также учитывается развитость инфраструктуры, ее близость к арендуемым земельным участкам, наличие асфальтированных дорог, электроэнергии. Кроме того, ставка арендной платы в размере 1,5% установлена для земельных участков под производственную деятельность. Земельные участки, находящиеся в аренде у заявителей, не имеют разрешенного использования – производственная деятельность, в связи с чем данная ставка не может быть применена к ним.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав мнение старшего помощника прокурора Няндомского района ФИО3, полагавшей отказать в удовлетворении заявления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В судебном заседании установлено, что заявители ФИО2, ФИО1 являются индивидуальными предпринимателями. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» в лице председателя Комитета по имуществу, и ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием производственная деятельность (строительство лесопильного цеха) (л.д. 34-36). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» в лице председателя Комитета по имуществу, и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> разрешенным использованием «промышленный объект (лесопильный цех)» (л.д. 8-9).

Подпунктом 10.2 приложения к Решению Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении ставок арендной платы по видам (группам) разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования «<данные изъяты>» были установлены ставки арендной платы, в том числе, на земельные участки под пилорамами и другими объектами деревообработки вне границ населенного пункта в размере 3,5%, в границах населенного пункта – 2,5%, земельные участки под прочую производственную деятельность – 1,5% (л.д. 56-59).

Решением Няндомского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ пункты 10.2, 10.3 приложения к решению Собрания депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении ставок арендной платы по видам (группам) разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район» были признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнения в Ставки арендной платы по видам (группам) разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования «<данные изъяты>» (далее – решение ) внесены изменения в приложение решения Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (далее – решение ) (л.д. 68).

Согласно п.1.1 решения подпункт 10.2 решения изложен в следующей редакции «земельные участки под объектами деревообработки – 2,5».

Пунктом 2 ч.1 ст.9 Устава муниципального образования «<данные изъяты>» предусмотрено, что установление, изменение и отмена местных налогов и сборов <адрес> отнесено к вопросам местного значения <адрес>. Согласно ст.19 Устава установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, определение их ставок в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах относится к компетенции Собрания депутатов (л.д. 88, 89).

Аналогичная норма содержится в ст.14, п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ.

Как установлено судом, оспариваемый нормативно-правовой акт принят управомоченным органом – Собранием депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район», содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, которые регулируют общественные отношения в сфере платы за использование земли, опубликован в официальном периодическом печатном издании – районной газете «Авангард» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).

Согласно ч.1, ч.2, ч.3 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются, соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В силу ч.4 ст.22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «в» ст.72 Конституции РФ).

В судебном заседании установлено, что земельные участки, переданные в аренду заявителям, относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Как следует из кадастровых выписок , выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, находящийся в аренде у заявителя ФИО1 имеет разрешенное использование «под промышленный объект (лесопильный цех)», земельный участок, находящийся в аренде у ФИО2 – «для размещения производственного строения» (л.д.40-41, 44-53).

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 данной статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

В соответствии с абз.5 п.10 ст.3 указанного закона порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -пп утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области.

Положение устанавливает порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области (пункт 1), и содержит формулу, по которой рассчитывается размер арендной платы при аренде земельного участка, включающую в себя удельный показатель кадастровой стоимости, общую площадь земельного участка, ставку арендной платы по видам (группам) разрешенного использования, коэффициент времени, учитывающий срок аренды земельного участка, коэффициент инфляционных процессов (пункт 4).

Ставка арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены земельные участки. Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в пределах групп Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №П/0152.

Из типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что имеется отдельный вид разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», а также перечислен состав вида разрешенного использования, в котором не предусмотрено такого вида земельного участка как земельные участки под объектами деревообработки, к которым относятся земельные участки заявителей.

Оспариваемая заявителями ставка арендной платы используется в формуле расчета размера арендной платы в качестве одного из ее элементов.

Установление величины ставки арендной платы охватывается понятием порядка определения размера арендной платы, который при использовании земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ. Сама ставка в отношении таких земельных участков принимается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены земельные участки.

При расчете размера арендной платы учитывается удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.

Принцип экономической обоснованности, исходя из которого определяется арендная плата, предполагает установление ее в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования.

С учетом того, что кадастровая оценка земель осуществляется исходя из классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, расчет арендной платы с использованием кадастровой стоимости земельного участка обеспечивает установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка и, соответственно, соблюдение принципа экономической обоснованности.

Законодательством РФ не установлена единая методика расчета ставок арендной платы. Соответственно, применяемые методы расчета арендной платы не могут противоречить чему-либо.

В соответствии со ст.1 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается, в том числе, на принципах регулирования отношений по использованию земли исходя из представлений о земле, как основе осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности на территории Российской Федерации и, одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; платности использования земли; паритетного сочетания публичного и частного интересов.

Исходя из общих принципов земельного, гражданского и налогового законодательства, основной базой для установления, как ставки земельного налога, так и размера арендной платы за землю является экономическая составляющая земельного участка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым относятся: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

В оспариваемом нормативно-правовом акте земельные участки под объектами деревообработки выделены в отдельный вид разрешенного использования, для таких участков установлена ставка в размере 2,5%, отдельно выделены земельные участки прочая производственная деятельность со ставкой 1,5%.

Из пояснительной записки к проекту решения следует, что решение принимается для создания равных экономических условий арендаторов земельных участков в соответствии с целевым использованием (лесопереработкой). В пояснительной записке отражены бюджетные ожидания при начислении арендной платы. Из расчетов, представленных заинтересованными лицами, также следует, что определение размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельных участков улучшает положение арендаторов по сравнению с ранее действовавшим порядком, при котором арендная плата исчислялась исходя из стоимости квадратного метра земельного участка.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ставка арендной платы, установленная решением Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнения в Ставки арендной платы по видам (группам) разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район» для земельных участков под объектами деревообработки не противоречит действующему законодательству. Доводы заявителей о том, что ставка экономически необоснованна, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку расчет арендной платы с использованием кадастровой стоимости земельного участка обеспечивает установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка и соблюдение принципа экономической обоснованности. Кроме того, деятельность, осуществляемая заявителями на земельных участках с расположенными на них лесопильными цехами, также влияет на уровень ее доходности. При расчете арендной платы используется формула, установленная постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -пп. Выделение земельных участков под объектами деревообработки в отдельный вид разрешенного использования не противоречит действующему законодательству, и, как следует из пояснений представителей заинтересованных лиц, установлен в пределах 9 группы Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о признании п.1.1 подп.10.2 решения Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ недействующим с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2 о признании п.1.1 п.п.10.2 решения Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ недействующим отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21 мая 2012 года.

Председательствующий подпись

Копия верна

Судья Е.Н. Воропаев

2-200/2012 ~ М-114/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Няндомского района
Ответчики
Ковалец Марина Сергеевна
Информация скрыта
администрация Мо "Няндомский муниципальный район"
Ковалец Сергей Сергеевич
Другие
Администрация МО "Няндомское"
Министерство финансов Архангельской области
Управление финансов администрации МО "Няндомский муниципальный район"
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Воропаев Е.Н.
Дело на странице суда
nyandomasud--arh.sudrf.ru
13.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2012Передача материалов судье
17.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2012Судебное заседание
22.02.2012Судебное заседание
28.02.2012Судебное заседание
01.03.2012Судебное заседание
22.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2012Дело оформлено
04.07.2012Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее