Дело №2-5015/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2015 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.Н.Ващенко,
при секретаре Е.Н.Толоконниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирошниченко С.Г. к ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия» о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий,
установил:
Мирошниченко С.Г. обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия», Службе в городе Костомукше Пограничного управления по Республике Карелия о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, по тем основаниям, что с ДД.ММ.ГГГГ является военным пенсионером Федеральной службы безопасности Российской Федерации в звании подполковника, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в группе пограничных войск Федеральной Пограничной службы Российской Федерации в <адрес>. Истец просит признать его ветераном боевых действий, обязать Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия выдать удостоверение ветерана боевых действий.
Определением Костомукшского городского суда Республики Карелия дело передано по подсудности по месту нахождения ответчика ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия» в Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Истец Мирошниченко С.Г. и его представитель Шпаков Ю.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержали, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия», а также Службы в г.Костомукша Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия Федоров И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в решении комиссии Пограничного управления от ДД.ММ.ГГГГ
Суд, заслушав истца Мирошниченко С.Г., представителя истца Шпакова Ю.В., представителя ответчика Федорова И.А., исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия» с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», в связи с прохождением им службы в Пограничной группе Федеральной Пограничной службы России в <адрес> в составе войсковых частей №
ДД.ММ.ГГГГ заключением о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения ветерана боевых действий, утвержденным ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия» по результатам заседания комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, Мирошниченко С.Г. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с отсутствием документов, подтверждающих участие в боевых действиях.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), обязывая Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты (статья 7, часть 2), не определяет способы и объем защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе определение круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе «О ветеранах» установил правовые гарантии социальной защиты, в том числе ветеранов боевых действий и определил круг лиц, относящихся к данной категории.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В перечень государств и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации разделом <данные изъяты> Приложения к Федеральному закону «О ветеранах» включены боевые действия в <адрес> в периоды: ДД.ММ.ГГГГ
Между тем, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленный федеральным законодателем в Федеральном законе «О ветеранах» порядок отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись (Постановление от 15.11.2011 № 24-П; определения от 23.04.2015 №832-О, от 29.05.2014 № 1140-О, от 16.11.2006 №506-О, от 29.05.2007 №356-О-О и др.).
Специальная система социальных гарантий (мер социальной поддержки), установленная для военнослужащих федеральным законодателем с учетом специфики военной службы, включая участие в боевых действиях, предусматривает предоставление тем из них, кто постоянно или временно выполняет задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, дополнительных социальных гарантий, которые также устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Таким образом, законодатель разграничивает понятия «участие в боевых действиях» и «выполнение задач в условиях чрезвычайного положения».
В соответствии с приказом главнокомандующего Пограничными войсками РФ от 08.11.1994 №0330 боевые действия определяются как организованные действия соединений, частей и подразделений Пограничных войск в целях уничтожения (разгрома) вторгшихся войсковых (диверсионно-разведывательных) подразделений противника, а также ликвидации преступных вооруженных групп и банд, действующих на государственной границе.
Приказ ФСБ России от 22.06.2011 №0184 устанавливает, что под боевыми действиями следует понимать форму пограничной деятельности, представляющую собой организованные действия войсковых подразделений пограничных органов по уничтожению (ликвидации) противника на государственной границе и (или) приграничной территории, при отражении вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, пресечении вооруженных провокаций на государственной границе и приграничной территории и в иных случаях, когда прекращение противоправного изменения прохождения государственной границы и нарушения режима государственной границы не может быть осуществлено другими средствами, с применением различных форм и способов действий.
В целях реализации в органах федеральной службы безопасности Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» и Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 № 69 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», приказом ФСБ от 04.12.2008 № 588 утверждена Инструкция «Об организации в органах Федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01.01.1992».
Данная Инструкция определяет порядок оформления, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года.
Согласно пункту 4 Инструкции, удостоверения оформляются и выдаются на основании заявлений лиц, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, и при наличии подтверждающих документов, к которым в соответствии с пунктом 5 Инструкции относятся документы, определенные Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 № 69.
Пунктом 2.11 Инструкции «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах» предусмотрено, что права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», на основании свидетельства о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 №59-27. Свидетельство выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти (с учетом пункта 2.12 настоящей Инструкции) на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону «О ветеранах», раздел III).
В соответствии с п.2.1 Инструкции подтверждающими документами могут служить: личные дела военнослужащих, военные билеты, справки архивных учреждений (в том числе Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации), справки военно-лечебных учреждений о ранениях, контузиях или заболеваниях, документы о наградах, справки компетентных органов, и другие документальные подтверждения участия в боевых действиях.
Из изложенного следует, что возможность признания ветераном боевых действий, а значит и получения соответствующего удостоверения, поставлена в зависимость от подтверждения лицом непосредственного участия в боевых действиях.
Из архивной справки ФГКУ «Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №№ следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в группе пограничных войск Федеральной Пограничной службы Российской Федерации в <адрес>, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки войсковой части № (<адрес>), приказ по части от ДД.ММ.ГГГГ № лс; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся офицером пограничных застав войсковой части № (<адрес>, <адрес>) приказ войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - офицер войсковой части №, приказ войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся офицером войсковой части № (<адрес>), приказ войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №. В разделе «Награды и поощрения» послужного списка личного дела записано «Нагрудный знак «<данные изъяты>» за успешное выполнение задач по охране и обороне гос.границы, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. В данной архивной справке также содержится информация о том, что приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № военнослужащие войсковой части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ выполняли задачи в условиях чрезвычайного положения в <адрес>. Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № военнослужащие части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ выполняли задачи в условиях вооруженного конфликта на территории <адрес>. Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № военнослужащие части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ выполняли задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах на территории <адрес>.
В справке от ДД.ММ.ГГГГ № войсковой части № указано, что Мирошниченко С.Г в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в группе пограничных войск Федеральной Пограничной службы Российской Федерации в <адрес>, где Указом Президента Республики Таджикистан № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ введено и с ДД.ММ.ГГГГ Указом Президиума Верховного Совета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ продлено чрезвычайное положение.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ № войсковой части № Мирошниченко С.Г. проходил службу в группе <данные изъяты> в <адрес> войсковая часть № в зоне чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Между тем, существенным для дела обстоятельством является наличие доказательств непосредственного участия именно истца в боевых действиях, поскольку только с личным участием гражданина в боевых действиях закон связывает возможность присвоения статуса ветерана боевых действий и выдачи соответствующего удостоверения, однако в вышеуказанных справках со ссылкой на приказы не содержится конкретных сведений, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях, факт нахождения военнослужащего на территории <адрес> в соответствующие периоды, направленного для выполнения задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения, сам по себе не дает оснований для приобретения им статуса ветерана боевых действий и не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, прохождение Мирошниченко С.Г. военной службы в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в условиях чрезвычайного положения в <адрес> не подтверждает непосредственного участия его в боевых действиях.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащих и допустимых доказательств в порядке ст.56 ГПК РФ, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях во время прохождения службы в <адрес>, не представлено.
Доводы стороны истца о том, что нагрудный знак «<данные изъяты>» является основанием для присвоения статуса ветерана боевых действий, суд не может принять во внимание, поскольку согласно приказу ФПС России от 19.02.1995 №91 к награждению данным знаком отличия представляются военнослужащие за отличия при выполнении воинского долга, высокие показатели в службе и боевой подготовке, внесшие конкретный вклад в обеспечение охраны и обороны государственной границы в данном регионе, укреплении воинской дисциплины и воспитании личного состава, при этом Мирошниченко С.Г. был награжден знаком отличия за успешное выполнение задач по охране и обороне Государственной границы, кроме того, участие в боевых действиях не является обязательным условием для награждения данным знаком отличия.
С учетом изложенного, оснований для признания истца ветераном боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий не имеется, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ суд,
решил:
В исковых требованиях Мирошниченко С.Г. к ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия» о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.Н.Ващенко
Решение в окончательной форме принято 09.06.2015.