РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2019 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Долговой К.В.
с участием административного истца Синицыной Т.И., представителя административного истца Бочкаревой И.Н. (по доверенности),
представителя административного ответчика – Кашковского И.А.,
представителя заинтересованного лица администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области Шаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1053/2019 года по административному иску Синициной Татьяны Ивановны к Собранию представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным решения Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от 19.03.2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Синицына Т.И. обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением. Просит суд признать незаконными решение Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об удалении Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области Синицыной Татьяны Ивановны в отставку», также решение Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О возложении исполнения полномочий Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области».
Заявленные требования мотивированы тем, что Синицына Т.И. является Главой сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на основании Решения Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Синицыной Т.И. было вручено обращение депутатов представительного органа сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области об удалении главы муниципального образования в отставку. ДД.ММ.ГГГГ Собранием представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области было принято решение № об удалении Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в отставку в связи с неудовлетворительной оценкой деятельности, данной два раза подряд и от ДД.ММ.ГГГГ № «О возложении исполнения полномочий главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области». Административный истец считает указанные решения незаконными, поскольку нарушен порядок рассмотрения вопроса об ее удалении в отставку, предусмотренный ст. 74.1 Федерального закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), аналогичные положения содержатся в Уставе сельского поселения Ягодное. Однако, доказательств уведомления высшего должностного лица Самарской области Собранием представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области об инициативе депутатов от ДД.ММ.ГГГГ представлено не было, соответственно, мнение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации получено не было, депутаты не учитывали мнение Губернатора Самарской области при голосовании об удалении Синицыной Т.И. в отставку ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, при вынесении оспариваемого решения N 185 от ДД.ММ.ГГГГ были допущены существенные нарушения порядка и процедуры удаления главы муниципального образования в отставку, установленные ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области. Кроме того, решения представительного органа муниципального образования, связанные с удалением главы муниципального образования в отставку, не должны носить произвольный характер, а процедура их принятия подлежит судебной проверке. Законодательство не содержит ясных формальных показателей деятельности главы муниципального образования, по отдельности или в совокупности однозначно свидетельствующих о таком уровне ее неэффективности, который дает представительному органу право на неудовлетворительную оценку названной деятельности, данную два раза подряд по результатам ежегодных отчетов главы, сопроводить его удалением в отставку, следовательно, судебный контроль такого удаления не должен ограничивается проверкой соблюдения его нормативно закрепленной процедуры. Дача неудовлетворительной оценки Собранием представителей деятельности главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской за 2017 год была не обоснована и не подкреплена каким-либо показателями, наглядно характеризующими уровень неэффективности деятельности Главы, что в конечном итоге создало условия для произвольных оценок со стороны Собрания представителей, основанных исключительно на их субъективном усмотрении при оценке ежегодного отчета главы муниципального образования.
Административный истец Синицына Т.И. в судебном заседании требования, изложенные в административном иске поддержала, пояснила, что Собрание представителей необоснованно оценило ее деятельность неудовлетворительно как в 2016, так и в 2017 году. За время исполнения своих должностных обязанностей, ею была проведена большая работа, многое было сделано для развития и благоустройства села. Считает решение Собрания представителей с.п. Ягодное об удалении ее в отставку незаконным.
Представитель административного истца Синицыной Т.И. – Бочкарева И.Н. доводы, изложенные в административном иске, поддержала, просила суд их удовлетворить. Дополнила, что на момент принятия обжалуемого решения, мнение Губернатора Самарской области выражено не было. В суд представлено мнение Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что согласие, выраженное о результатах деятельности Главы с.п. Ягодное за 2017 год, не означает согласия с такой оценкой деятельности в 2018 году. Мотивами отстранения Синициной Т.И. от должности Главы с.п. Ягодное Ставропольского района Самарской области является то, что Собранием представителей с.п. Ягодное была дана неудовлетворительная оценка её деятельности за период 2016 года, такая же оценка её деятельности была дана в 2017 году. Однако, Синицына Т.И. исполняла свои обязанности также в 2018 году, в связи с чем оценка её деятельности должна быть дана по итогам 2018 календарного года. Считает, что при решении вопроса об удалении Главы в отставку, должна быть дана оценка ее деятельности за два предшествующих года. Кроме того, в соответствии с определением Конституционного суда РФ от 16 июля 2013 года № 1241-О решение представительного органа муниципального образования, связанное с удалением Главы муниципального образования в отставку не должны носить произвольный характер, а процедура их принятия подлежит судебной проверки. Полагает необходимым определить объективную основу для вывода об удовлетворительном или неудовлетворительном характере деятельности Синицыной Т.И.
Представитель административного ответчика - Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области Кашковский И.А. не согласился с исковыми требованиями и просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица администрации с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области Шарева О.В. в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления Синицыной Т.И. отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заедание не явился, в суд представил письменный отзыв, просил рассмотреть административное дело без участия представителя администрации и принять решение на усмотрение суда.
Выслушав стороны, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы административного дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, по результатам которого принято решение «Об удалении Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в отставку», также решение «О возложении исполнения полномочий главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на юрисконсульта администрации с.п. Ягодное Шареву О.В.».
Административный истец, ссылаясь на нарушение процедуры рассмотрения вопроса об удалении ее в отставку, а также на отсутствие законных оснований для дачи неудовлетворительной оценки ее деятельности, обратилась в суд с настоящими требованиями.
Между тем, суд не усматривает нарушения порядка принятия оспариваемых решений, а также нарушений прав и законных интересов административного истца.
Установлено, что Синицына Т.И. на основании решения депутатов Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ избрана Главой сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области.
В соответствии с ч.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Во всех муниципальных образованиях, вне зависимости от их статуса, глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 ФЗ № 131).
Положения статей 35 и 36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в их взаимосвязи определяют полномочия представительного органа муниципального образования в сфере контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 11.1 ст. 35 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Аналогичное положение закреплены в ст. 35 Устава сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области.
Согласно части 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;
Из пункта 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.
Как следует из материалов дела, по результатам заседания Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области принято решение «Об удалении Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в отставку», также решение «О возложении исполнения полномочий главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на юрисконсульта администрации с.п. Ягодное Шареву О.В.».
Основанием принятых решений явились решения Собрания представителей поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отчете Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о результатах его деятельности и деятельности администрации поселения по итогам работы за 2017 год» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отчете Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о результатах его деятельности и деятельности администрации поселения по итогам работы за 2016 год».
Из вышеизложенного следует, что глава сельского поселения Ягодное Синицына Т.И. по результатам своей деятельности и деятельности администрации поселения получала неудовлетворительную оценку представительного органа на протяжении двух лет подряд (за 2016, 2017 гг.).
Порядок рассмотрения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку определен частями 3-16 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ депутатами Собрания представителей поселения численностью 5 человек была выдвинута инициатива об удалении главы сельского поселения Ягодное Синицыной Т.И. в отставку, представлен проект решения об удалении главы.
ДД.ММ.ГГГГ Синицына Т.И. была уведомлена о выдвижении указанной инициативы.
В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Губернатора Самарской области было направлено уведомление о выдвижении инициативы об удалении главы сельского поселения Ягодное Синицыной Т.И. в отставку на основании неудовлетворительной оценки ее деятельности Собранием представителей поселения данной два раза подряд.
Положения ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регламентирует механизм учета мнения высшего должностного лица субъекта РФ при принятии представительным органом местного самоуправления решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
В своем определении Конституционный суд определил, что законодательное наделение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) правом выражения мнения по вопросу об удалении главы муниципального образования в отставку призвано обеспечить надлежащее взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан, и определяется необходимостью оказания органами государственной власти субъекта Российской Федерации содействия развитию местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Указанное мнение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в данном случае имеет для представительного органа муниципального образования рекомендательный характер. (Определение КС РФ от 02.11.2011 г. № 1464-О-О).
Как следует из материалов дела, свое мнение по вопросу удаления главы сельского поселения Ягодное Синицыной Т.И. в отставку Губернатор Самарской области выразил в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом основания выдвижения инициативной группой Собрания представителей с.п. Ягодное инициативы от ДД.ММ.ГГГГ об удалении главы в отставку не изменились (неудовлетворительная оценка деятельности Главы за 2016- 2017 г.г.).
Кроме того, из сообщения и.о. руководителя Администрации Губернатора Самарской области на обращение инициативной группы депутатов Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мнение Губернатора Самарской области по вопросу удаления главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в отставку изложено в ранее направленном письме от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из протокола заседания Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ мнение Губернатора Самарской области при обсуждение вопроса об удалении Главы сельского поселения в отставку доведено до депутатов Собрания представителей с.п. Ягодное.
Таким образом, нарушений порядка и процедуры удаления главы муниципального образования в отставку, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский при принятии указанного решения, судом не установлено.
Довод административного истца о том, что принятие решения об неудовлетворительной оценки ее деятельности за 2016-2017 г.г., явившимся основанием для удаления ее в отставку, является необоснованным, а также то, что при решении вопроса об ее удалении в отставку должна быть дана оценка ее деятельности за 2018 год, суд находит не состоятельным.
Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 года N 114-0-0 и от 16 июля 2013 года № 1241-0).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, удаление главы муниципального образования в отставку выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в системе местного самоуправления.
Из названных норм следует, что ежегодная оценка деятельности главы муниципального образования и администрации муниципального образования, по результатам его отчета перед представительным органом по итогам работы, является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления, осуществляемой им в рамках полномочий в сфере контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Изложенное выше свидетельствует о том, что оценка деятельности Администрации сельского поселения Ягодное дана Собранием представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в пределах своих полномочий, порядок принятия решения соблюден, а несогласие Синицыной Т.И. с удовлетворительной оценкой ее деятельности основанием для отмены данного решения не является, поскольку в компетенцию суда не входит оценка деятельности главы администрации сельского поселения.
При этом, суд также учитывает, что принятие решения по результатам рассмотрения отчета о результатах деятельности администрации сельского поселения относится к вопросам внутреннего взаимодействия органов местного самоуправления по вопросам исполнения установленных полномочий в указанной сфере.
Кроме того, законность решения Собрания представителей с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области «Об отчете Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о результатах его деятельности за 2017 года» проверена решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Также действующим законодательством не предусмотрено принятие Собранием представителей решения об удалении главы в отставку по результатам неудовлетворительной оценки его деятельности за два предшествующих отставке года.
Иные доводы административного истца основанием к отмене оспариваемых решений не являются, процедура их принятия соблюдена, Синицына Т.И. присутствовала на заседании Собрания представителей сельского поселения Ягодное ДД.ММ.ГГГГ и реализовала свое право на выражение позиции по рассматриваемым вопросам.
Оценив указанные выше обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом решения приняты в соответствии с полномочиями Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, в соответствии с уставом и регламентом, факт нарушения прав истца не нашел своего надлежащего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи, чем требования Синицыной Т.И. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Синициной Татьяны Ивановны к Собранию представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным решения Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение изготовлено 05.04.2019 года.
Судья