Дело № 2-1193/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
г. Чернушка
Пермский край. 27 ноября 2012 года.
Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи О.С.Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:
Прокурора ФИО8
Истца ФИО1
При секретаре Сальниковой Ю.А.
Гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации <адрес>, Правительству <адрес> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации <адрес>, Правительству <адрес> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Иск мотивировал тем, что Прокуратурой <адрес> на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства регламентирующего защиту имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В прокуратуру <адрес> поступило обращение от ФИО1 об оказании помощи в получении жилого помещения, т.к. он не имеет соответствующего специального образования, необходимо защитить его интересы по вопросу обеспечения жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании ст.1 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с указанным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.3 ст.9 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 33 кв.м. – для одиноких граждан. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. остался без попечения родителей. Мать, ФИО2 лишена родительских прав в отношении сына ФИО1 решением Чернушинского районного суда ДД.ММ.ГГГГ. Отца юридически нет. В соответствии со ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет для получения жилого помещения в администрации <адрес> (очередность на ДД.ММ.ГГГГ -10). В 2011 году ФИО1 окончил МОУ «Деменевская СОШ». В настоящее время не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в собственности. Частью 3 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст.5,8 ч.1 абз. 2 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что обеспечение детей указанной категории жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ. Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства <адрес> (статья 6). Порядок обеспечения жилой площадью указанной категории граждан определен Указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», установившим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения; обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ним жилого помещения; жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончания службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), предоставляемое детям-сиротам должно быть равноценно ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению, а также быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с указанным Положением приобретение жилых помещений и их последующее предоставление указанной категории граждан на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет средств ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам, городским округам <адрес>. Согласно части 2 Положения перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов <адрес> осуществляется Министерством ЖКХ <адрес> в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ч.3 Положения). Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан. При этом, в соответствии с ч.1 ст.4 указанного Закона, органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством, своевременно и в полном объеме передавать бюджетные средства муниципальным учреждениям и иным организациям на возмещение расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям населения области в пределах предоставленных субвенций. На основании ч.2 ст.4 Закона <адрес> № органы местного самоуправления имеют право на своевременное и полное получение финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете для осуществления переданных им государственных полномочий. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе по обращению к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном или муниципальном жилищном фондах. Учитывая, что ФИО1 обратился в прокуратуру района с заявлением о защите его прав, прокурор считает необходимым обратиться в суд с заявлением в защиту его прав. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, абз. 2 ч.3 ст.131 ГПК РФ, ст.49 ч.3, ст. 57 ЖК РФ, ст.27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района <адрес> предоставить ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., за счет средств, выделенных Правительством <адрес> из бюджета на эти цели.
Прокурор <адрес> ФИО8 в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержал, на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика Администрации Чернушинского муниципального района в суд не явилась, просила рассмотреть дела без её участия, представила письменные возражения на иск, согласно которым, администрация района не согласна с требованиями прокурора в части размера предоставляемого жилого помещения (не менее 33 кв.м.), указывает, что согласно ст.57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления установлена в Чернушинском муниципальном районе в размере 15 кв.м. общей площади на одного человека по решению Земского собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Считают, что жилое помещение должно быть предоставлено ФИО1 размером не менее нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе. Удовлетворение требований прокурора по предоставлению ФИО1 жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. может привести к ущемлению прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых ранее вынесены, но ещё не приведены в исполнение решения суда о возложении обязанности на администрацию Чернушинского муниципального района по предоставлению данной категории лиц благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе.
Представитель ответчика Правительства <адрес>, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве на иск пояснил следующее. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: 1) наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; 2) отсутствие закрепленного жилого помещения; 3) окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий <адрес>, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес>, источником финансирования которых являются средства бюджета <адрес>, передаваемые органам местного самоуправления из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения или предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма, а также на администрирование переданных государственных полномочий. Таким образом, Правительство исполняет свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей перед администрацией Чернушинского муниципального района, своевременно и в полном объеме. Из искового заявления установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В материалах дела, представленных в адрес Правительства, отсутствуют постановление органа местного самоуправления, на основании которого ФИО1 был поставлен на учет. При постановке на учет данный документ издается органом местного самоуправления в обязательном порядке. В адрес Правительства не представлены документы, подтверждающие факт отсутствия у родителей ФИО1, жилых помещений на праве собственности или пользования (отсутствуют справки из ЦТИ, БТИ, управления Росреестра по <адрес>В соответствии со ст.71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями, в том числе право на получение наследства. В силу п.1 ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Следовательно, при наличии права собственности на жилое помещение у родителей ФИО1, он также имеет право собственности на данное жилое помещение. Кроме того, с выводом прокурора о том, что ФИО1 имеет право на получение благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма, находящегося в черте Чернушинского муниципального района, общей площадью не менее 33 кв.м. не согласны, поскольку он ссылается на нормы Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма». Полагают, что указанный прокурором Закон не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, так как в соответствии со ст.9 Закона №-ПК жилые помещения должны предоставляться на основании решений Уполномоченного органа, определенного <адрес>. В настоящее время государственный жилищный фонд <адрес> не сформирован. Таким образом, в случае удовлетворения судом исковых требований прокурора, исполнение решения суда в части предоставления ФИО1 жилого помещения государственного жилого фонда <адрес> не представляется возможным. Согласно ст.8 ФЗ № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Законом № определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Указом губернатора № утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с Правилами жилое помещение предоставляется органами местного самоуправления по месту постановки на учет, не ниже установленной социальной нормы площади жилья. Статьей 50 ЖК РФ размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями. Кроме того, на основании п.5 Положения объем субвенций, передаваемых из регионального фонда компенсаций местным бюджетам на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, определяется согласно Методике расчета объема субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно приложению к Закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК. Согласно Методике норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 33 кв.м. принимается лишь для расчета размера субвенций и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Руководствуясь п.8 данного Положения органы местного самоуправления используют полученные субвенции с соблюдением следующих условий: стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) <адрес> для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета <адрес> на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением правительства <адрес>, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. Таким образом, Правительство считает, что исполнение требований прокурора <адрес> приведет к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию федеральных и краевых средств, сокращению численности обеспеченных детей-сирот жилыми помещениями. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, заслушав заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;…
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ч.6 ст.1, п.1 ч.1 ст.4 Закона <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.
На основании ст. 6 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства <адрес>.
Согласно п.2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.
Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ дети -сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Из обстоятельств дела следует, что решением Чернушинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.11-12).
Постановлением главы администрации Чернушинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним ФИО1 установлено попечительство, опекуном назначена тётя ФИО4 (л.д.10).
ФИО1 поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 9, в списке внеочередников – 10. (л.д.13).
На момент постановки, на учет, Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относит ФИО1 к лицам, оставшимся без попечения родителей.
В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие ФИО1 право на внеочередное предоставление жилого помещения, т. к. он имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку какого-либо закрепленного за ФИО1 жилого помещения нет, он нуждается в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком в предоставлении жилого помещения является Администрация Чернушинского муниципального района <адрес>, поэтому обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения суд возлагает на нее, но за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета <адрес>.
Согласно сведениям ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах ФИО1 на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, отсутствуют (л.д. 7).
На основании ст. 9 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма", требования прокурора и истца о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению.
Доводы представителей администрации Чернушинского муниципального района, Правительства <адрес> о необоснованном возложении на Администрацию Чернушинского муниципального района обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма площадью 33 кв.метра несостоятельны.
Постановление Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в <адрес> регламентирован Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма».
Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами <адрес> не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан.
Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
Решением Земского собрания <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления установлена в Чернушинском муниципальном районе 15 квадратных метров на одного человека.
Суд считает, что применению к рассматриваемым отношениям подлежит Закон <адрес> от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством <адрес> в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета <адрес>.
Действие данного Закона <адрес>, согласно п.9 ст.1 Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Поскольку ст.8 Федерального закона №159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа в большем размере, чем следует из ч.5 ст.57 ЖК РФ, суд исходит из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК.
Обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта Российской Федерации, урегулировал вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК, предусмотревшим указанный прокурором размер жилой площади, подлежащий предоставлению.
С учетом изложенного, требования прокурора о возложении на Администрацию Чернушинского муниципального района <адрес> обязанности по предоставлению ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, находящегося в черте Чернушинского муниципального района, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров за счет средств бюджета <адрес>, выделяемых на эти цели, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района <адрес> обязанность предоставить во внеочередном порядке ФИО1 по договору социального найма, за счет средств, направляемых органу местного самоуправления из бюджета <адрес> для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное в пределах Чернушинского муниципального района <адрес> общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Решение в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.
Судья О.С.Лупенских