Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-172/2016 ~ М-72/2016 от 26.02.2016

Гражданское дело № 2-172/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

с. Шалинское            13 апреля 2016 г.

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,

при секретаре Седневой Т.А.,

с участием:

истца Накалюжного В.В.,

представителя ответчика Администрации Манского района Красноярского края Резникова С.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-172/16 по исковому заявлению Накалюжного В.В. к Манскому районному Совету депутатов Красноярского края о признании действий незаконными и взыскании денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Накалюжный В.В. изначально обратился в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к Финансовому управлению Администрации Манского района Красноярского края (далее - Управление) о признании действий незаконными и взыскании денежной компенсации.

Исковые требования Накалюжного В.В. аргументированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. он был избран депутатом районного Совета депутатов Манского района Красноярского края на непостоянной основе. ДД.ММ.ГГГГ на сессии Манского районного Совета депутатов Красноярского края (далее - Совет) было принято решение № В-98р «О порядке компенсации ежемесячных расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутатами Манского районного Совета депутатов, работающими не непостоянной основе» (далее - Решение), и, согласно п. 1 этого Решения, депутату Совета ежемесячно компенсируются расходы без предоставления отчета о расходах, сумма компенсации устанавливалась в размере 2 000 руб. 00 коп. Накалюжному В.В. с момента принятия указанного Решения и до ДД.ММ.ГГГГ указанная компенсация выплачивалась в полном объеме, однако в последующем с января 2015 г. выплаты прекратились, в связи с чем, как полагает Накалюжный В.В., за истекший период с января 2015 г. по сентябрь 2015 г. образовалась задолженность в размере 18 000 руб. 00 коп. Нормативного правового акта об отмене положения по выплате компенсации Советом не принималось. Документов, свидетельствующих о размере задолженности компенсационных выплат Накалюжному В.В. в Администрации Манского района Красноярского края, несмотря на поданное заявление, выдать отказались со ссылкой на то, что в ранее поданном обращении он не указал адрес своего места жительства.

ДД.ММ.ГГГГ Накалюжном подано заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым он отказывается от исковых требований к Управлению, просит считать единственным ответчиком в спорных правоотношениях Совет.

Накалюжный В.В. в рамках поданного уточнения просит суд: «1) признать действие районного Совета депутатов, о невыплате компенсации ежемесячных расходов в рамках решения районного Совета от 30 марта 2011 г. за № В-98р в отношении Накалюжного В.В. незаконными; 2) взыскать в пользу Накалюжного В.В. невыплаченную денежную компенсацию в полном объеме в размере 18 000 руб. 00 коп.».

Определение Манского районного суда Красноярского края от 01 марта 2016 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Администрация Манского района Красноярского края, Манский районный Совет депутатов Красноярского края.

Администрация Манского района Красноярского края, ознакомившись с исковым заявлением Накалюжного В.В., представила на него свои возражения, в которых указывает на то, что администрация района заявленные исковые требования Накалюжного В.В. не признает, считает их неподлежащими удовлетворению, поскольку действительно депутату Совета, работающему на непостоянной основе, в соответствии с Решением ежемесячно компенсируются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в размере 2 000 руб. 00 коп. без предоставления отчета о расходах, и такая сумма до конца 2014 г. выплачивалась Накалюжному В.В., однако в дальнейшем данная выплата не производилась ввиду того, что после проведенной проверки Счетной палатой <адрес> на имя главы Манского района Красноярского края вынесено представление № 01-1249/02-01, в котором указывалось на то, что в нарушение Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском обслуживании», абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ депутатам, работающим на непостоянной основе, незаконно на основании Решения ежемесячно возмещались расходы, связанные с депутатской деятельностью, без предоставления подтверждающих расходы, в то время, как в соответствии с указанными нормативными актами, под расходами признаются обоснованные и документально, подтвержденные затраты. Деятельность депутата Совета регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», а поскольку каждый депутат органа местного самоуправления исполняет возложенные на него законодательством обязанности, то деятельность депутата относится к трудовой, в связи с чем на нее распространяются нормы трудового законодательства. Депутатские полномочия Накалюжного В.В. прекратились с октября 2015 г., компенсационные выплаты он не получал с января 2015 г., а соответственно на дату обращения Накалюжного В.В. в суд с исковым заявлением прошло более 3 месяцев, предусмотренных ст. 392 ТК РФ, в связи с чем требования Накалюжного В.В. подлежат оставлению без удовлетворения в связи с пропуском срока исковой давности.

Совет, ознакомившись с исковым заявлением Накалюжного В.В., представил на него свои возражения, в которых указывает на то, что заявленные Накалюжным В.В. требованиями не подлежат удовлетворению, посколькуранее депутатам Совета по Решению компенсировались расходы, связанные с осуществлением деятельности депутата, в размере 2000 руб. 00 коп. ежемесячно, без предоставления подтверждающих документов, однако по итогам проверки Счетной палатой Красноярского края установлено, что депутатам Совета, работающим на нештатной основе, ежемесячная компенсация, без предоставления подтверждающих документов, выплачивалась в нарушение Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском обслуживании».Администрация Манского района Красноярского края, а такжеУправление с выводами Счетной палаты Красноярского края согласились, в связи с чем выплаты прекратились, так как депутаты не предоставляли подтверждающих расходы документов.Деятельность депутата Совета регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», а поскольку каждый депутат органа местного самоуправления исполняет возложенные на него законодательством обязанности, то деятельность депутата относится к трудовой, в связи с чем на нее распространяются нормы трудового законодательства. Исключений для депутатов органов местного самоуправления в части невозможности применения к ним норм трудового законодательства по вопросам выплат компенсационного характера в ТК РФ и в других федеральных законах не имеется, а соответственно в части взыскания неполученной Накалюжным В.В. компенсации необходимо руководствоваться требованиями ТК РФ. Депутатские полномочия Накалюжного В.В. прекратились с октября 2015 г., компенсационные выплаты он не получал с января 2015 г., а соответственно на дату обращения Накалюжного В.В. в суд с исковым заявлением прошло более 3 месяцев, предусмотренных ст. 392 ТК РФ, в связи с чем требования Накалюжного В.В.подлежит оставлению без удовлетворения в связи с пропуском срока исковой давности.

Истец Накалюжный В.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дал объяснения, аналогичные содержанию искового заявления, категорически возражал против применения судом к спорным правоотношениям норм трудового законодательства РФ, поскольку осуществления депутатами своих полномочий не является осуществлением трудовой деятельности, средства, выплачиваемые депутату, являются его денежным содержанием, а не платой за выполнение конкретной работы, при этом деятельность депутата не может рассматриваться в качестве трудовой, в том числе и по причине отсутствия элемента трудовых отношений в виде соглашения работника с работодателем, а работодателя при избрании гражданина депутатом быть не может.

Представитель ответчика Администрации Манского района Красноярского края Резников С.Г. в судебном заседании с заявленными Накалюжным В.В. исковыми требованиями не согласился в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать в связи с пропуском срока исковой давности, поддержал ранее поданные возражения на иск, дал объяснения, аналогичные содержанию возражений на иск Накалюжного В.В.

Представитель ответчика Совета, будучи извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Управления, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направил, об уважительности причин неявки суд не уведомил, каких либо возражений по поводу заявленных Накалюжным В.В.требований суду не представил.

Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. 167 ГПК РФ, проводит при имеющейся явке сторон в отсутствие неявившихся участников процесса, не пожелавших воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав объяснения сторон, допросив в качестве свидетеля Медниса С.Ж., суд приходит к выводу о том, что заявленные Накалюжным В.В. исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией РФ в ст. 37 закреплено, что труд свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 1 ст. 5 ТК РФ)

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, являются лицами замещающими муниципальные должности (ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Правилами ч. 8 ст. 11 ТК РФ установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): 1) военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; 2) члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); 3) лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; 4) другие лица, если это установлено федеральным законом.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

17 июня 1998 г. Советом принят Устав Манского района Красноярского края (далее - Устав), текст которого опубликован на официальном сайте Министерства юстиции РФ в разделе «нормативные правовые акты» (zakon.scli.ru), при этом полный текст Устава опубликован в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» от 28 марта 2009 г. № 12, последние изменения в указанный документ внесены решением Совета от 24 сентября 2014 г. № 35-304р с публикацией в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» от 06 ноября 2014 г. № 38.

Депутаты Совета осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе, при этом на постоянной основе по решению Совета могут осуществлять свои полномочия не более 10% депутатов от установленной численности депутатов Совета (п. 7 ст. 20 Устава).

Решением Совета от 15 марта 2012 г. № 17-176р утвержден регламент Манского районного Совета депутатов, и согласно п. 4 ст. 5 этого Регламента, на постоянной основе по решению районного Совета осуществляют свои полномочия 2 депутата - председатель районного Совета и заместитель председателя районного Совета (этими лицами на период избрания Накалюжного В.В. депутатом Совета являлись глава района (председатель Совета) Белоножкин С.В. и его заместитель Ламберг М.П.).

Уставом в ст. 53 определено, что лицу, замещающему муниципальную должность на непостоянной основе, устанавливаются гарантии, в том числе: компенсация расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности пропорционально месячной оплате труда депутата, работающего на постоянной основе

ТК РФ, равно как и Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вопреки доводам истца Накалюжного В.В., не содержат прямого запрета на применение норм трудового законодательства к деятельности депутатов органов местного самоуправления (с учетом ограничений, связанных с особенностями статуса депутата), а соответственно нормы трудового законодательства в силу ч. 8 ст. 11 ТК РФ подлежат применению в вопросах выплат компенсаций депутатам органов местного самоуправления.

Нормативно установленная возможность применения к деятельности депутата органа местного самоуправления положений ТК РФ (с учетом ограничений, связанных с особенностями статуса депутата) обусловлена также и тем, что в соответствии с положениями п. 4 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, с соблюдением требований БК РФ, в связи с чем, как считает суд, вопросы выплат компенсаций депутатам местного уровня органами местного самоуправления относятся иным отношениям в сфере труда.

Решением Избирательной комиссии муниципального образования Манского района Красноярского края от 15 марта 2010 г. № 25/132 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Манского районного Совета депутатов Красноярского края» установлено, что в Манский районный Совет депутатов Красноярского края на период с 2010 г. по 2015 г. избрано 20 депутатов, в том числе от Красноярского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» Накалюжный В.В., статус депутата подтверждается также удостоверением на имя Накалюжного В.В. (л.д. 5, 13-14).

Правилами ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

25 сентября 2015 г. проведено первое заседание Совета пятого созыва 2015 г., в который Накалюжный В.В. не вошел в связи с неизбранием на должность депутата Совета, а соответственно при таких данных суд признает, что Накалюжный В.В. являлся депутатом Совета с 2010 г. по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

ТК РФ в ст. 164 установлено понятие компенсации, под которой понимается денежная выплата, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

30 марта 2011 г. Советом принято Решение № В-98р «О порядке компенсации ежемесячных расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутатам Манского районного Совета депутатов, работающим на непостоянной основе» (опубликовано в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» №11 от 08 апреля 2011 г.), в соответствии с которым депутату Совета, работающему на непостоянной основе, ежемесячно компенсируются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в размере 2 000 руб. 00 коп. без предоставления отчетов о расходах, при этом компенсационные выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности депутата Совета, оплачиваются за счет районного бюджета (л.д. 12, 18 - 19).

Администрацией Манского района Красноярского края представлена справка, согласно которой период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ депутату Накалюжному В.В. производились выплаты на основании Решения (л.д. 21).

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ст. 392 ТК РФ).

Депутатские полномочия Накалюжного В.В., как указывалось выше, были прекращены с 25 сентября 2015 г., о нарушении своих трудовых прав Накалюжный В.В. должен был узнать после месяца, за который не была произведена выплата денежной компенсации, то есть с февраля 2015 г., однако за защитой своих прав Накалюжный В.В. обратился в суд лишь 26 февраля 2016 г. что превышает трехмесячный срок исковой давности, предусмотренный ст. 392 ТК РФ.

Несоблюдение Накалюжным В.В. срока, установленного ст. 392 ТК РФ, о котором заявили ответчики администрация района и Совет, позволяет суду принять решение об отказе в удовлетворении заявленных Накалюжным В.В. требований в полном объеме в связи с пропуском срока исковой давности, при этом суд учитывает, что стороной истца ходе судебного заседания не было заявлено ходатайств о восстановлении судом срока исковой давности по уважительным причинам.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 211 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Накалюжного В.В. к Манскому районному Совету депутатов Красноярского края: 1) о признании незаконными действий районного Совета депутатов в невыплате Накалюжному В.В. компенсации ежемесячных расходов в рамках решения районного Совета от 30 марта 2011 г. за № В-98р; 2) о взыскании в пользу Накалюжного Владимира В.В. невыплаченной денежной компенсации в полном объеме в размере 18 000 руб. 00 коп.- оставить без удовлетворения в связи с пропуском срока исковой давности.

Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы, представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий           А.П. Мордвинов

Резолютивная часть решения оглашена 13 апреля 2016 г.

Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2016 г.

2-172/2016 ~ М-72/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Накалюжный Владимир Владимирович
Ответчики
Администрация Манского района Красноярского края
Манский районный Совет депутатов
Финансовое управление администрации Манского района
Суд
Манский районный суд Красноярского края
Судья
Мордвинов Александр Петрович
Дело на странице суда
mansk--krk.sudrf.ru
26.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.02.2016Передача материалов судье
01.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2016Подготовка дела (собеседование)
23.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2016Судебное заседание
14.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2016Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее