Дело № 2а-2250/2019
УИД № 13RS0023-01-2019-002762-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2019 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Надёжиной С.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Рузаевского транспортного прокурора Республики Мордовия, действующего в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия, Корчагину С. С., Бучилову Д. П. о признании информационного материала, размещенного в сети «Интернет», запрещенным к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Рузаевский транспортный прокурор Республики Мордовия, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия, Корчагину С. С., Бучилову Д. П. о признании информационного материала, размещенного на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом:
https://www.postavshhiki.ru/katalog-tovarov/137-ovoshchi-i-frukty- optom/15429-perets-iz-ispanii,
https://propokupki.ru/drugie_strany/tovary_optom/persiki_iz_ispanii.html,
http://moscow.propartner.ru/offers/pomidory-iz-ispanii-i1863764.html, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что Рузаевской транспортной прокуратурой Республики Мордовия проведен в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен Интернет-сайт, содержащий материалы, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к распространению. Так по адресам https://www.postavshhiki.ru/katalog-tovarov/137-ovoshchi-i-frukty- optom/15429 -perets-iz-ispanii, https://propokupki.ru/drugie_strany/tovary_optom/ persiki_iz_ispanii.html, http://moscow.propartner.ru/offers/ pomidory-iz-ispanii-i1863764.html, опубликованы и находятся в свободном доступе материалы которые содержат предложения по продаже запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию фруктов и овощей, содержат информацию о стоимости товара, страны происхождения товара. Страницы сайта не требуют регистрации и не содержат иных элементов ограничений доступа. Материалы можно хранить и передавать по линиям связи глобальной сети Интернет.
Предлагаемые покупателям товары позиционируются как импортные, обязательная российская маркировка и сертификация на товарах отсутствует.
Таким образом, данная продукция ввозится и распространяется в Российской Федерации незаконно, в обход введенных Российской Федерацией экономических санкций.
На основании изложенного просят признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом: https://www.postavshhiki.ru/katalog-tovarov/137-ovoshchi-i-frukty- optom/15429 -perets-iz-ispanii, https://propokupki.ru/drugie_strany/tovary_optom/ persiki_iz_ispanii.html, http://moscow.propartner.ru/offers/ pomidory-iz-ispanii-i1863764.html, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
В судебное заседание административный истец – Рузаевский транспортный прокурор Республики Мордовия не явился, не возражал против рассмотрения дела в упрощенном порядке, о чем представил заявление.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия, не явился, о времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено своевременно и надлежаще. При этом Пискунова О.В. представила суду заявление, в котором просила рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Управления.
В судебное заседание административные ответчики Корчагин С.С., Бучилов Д.П. не явились, о времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены своевременно и надлежаще.
В соответствии состатьей 291Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: 1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; 2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела; 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей; 4) в иных случаях, предусмотренныхнастоящим Кодексом.
Пунктом 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Таким образом, учитывая требования действующего административного законодательства, регламентирующего рассмотрение административного дела в упрощенном (письменном) производстве, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в упрощенном порядке.
Исследовав письменные доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, проведенным Рузаевской транспортной прокуратурой Республики Мордовия мониторингом интернет - ресурсов обнаружены сайты с URL-адресом: https://www.postavshhiki.ru/katalog-tovarov/137-ovoshchi-i-frukty- optom/15429 -perets-iz-ispanii, https://propokupki.ru/drugie_strany/tovary_optom/ persiki_iz_ispanii.html, http://moscow.propartner.ru/offers/ pomidory-iz-ispanii-i1863764.html, на которых опубликованы и находятся в свободном доступе предложения по продаже продукции (фруктов и овощей), которые ввозятся и распространяются в Российской Федерации незаконно, в обход введенных Российской Федерацией экономических санкций.
Доступ к видеоматериалам свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием видеоматериалов может любой Интернет-пользователь.
На момент проверки данный указатели сайта, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует.
В соответствии с частью 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
В целях защиты национальных интересов государства Президентом Российской Федерации издан Указ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», согласно п. 2 которого в течение одного года со дня его вступления в силу запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента Российской Федерации от 12.07.2018 № 420 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продлены с 01.01.2019 по 31.12.2019 действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 и от 06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.07.2017 № 293 и от 12.07.2018 № 420» утвержден перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, происходящих из Евросоюза, а именно из страны Испания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. № 816 действие указанных экономических мер продлено до 31.12.2019.
Согласно приложению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 в перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, включены, в том числе товары:
- имеющие код Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 080830 и отнесенные к товарной позиции «Фрукты и орехи»;
- имеющие код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 0801,0802,0803,0804,0805,0806,0807,0808,0809,0810,0811,0813,1501 и отнесенные к товарной позиции «Фрукты и орехи»;
- имеющие код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 0701 (за исключением 0701 10 000 0), 0702 00 000, 0703 (за исключением 0703 10 110 0), 0704, 0705, 0706, 0707 00, 0708, 0709, 0710, 0711, 0712 (за исключением 0712 90 110 0), 0713 (за исключением 0713 10 100 0), 0714 и отнесенные к товарной позиции «Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды (за исключением картофеля семенного, лука-севка, кукурузы сахарной гибридной для посева, гороха для посева)».
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза ввоз товаров на таможенную территорию Союза - это совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых, товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых, является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению с 06.08.2015.
Исходя из совокупности вышеуказанных правовых норм, реализация выявленной продукции (фруктов, овощей), на территории Российской Федерации недопустима, то есть оборот данного товара, как объекта гражданских правоотношений, запрещен.
Из указанных правовых норм в их системной совокупности следует, что материализация информации, в том числе на сайтах в сети «Интернет», распространение которой влечет административную ответственность, недопустима.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, квалифицируется по статье 14.2 КоАП РФ.
Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Кроме того, статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В целях ограничения доступа к указанному сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
Согласно пункту 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении, в числе прочего, информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент рассмотрения дела данные указатели сайта с URL-адресом: https://www.postavshhiki.ru/katalog-tovarov/137-ovoshchi-i-frukty- optom/15429 -perets-iz-ispanii, https://propokupki.ru/drugie_strany/tovary_optom/ persiki_iz_ispanii.html, http://moscow.propartner.ru/offers/ pomidory-iz-ispanii-i1863764.html, на которых размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru/).
По делам о признанииинформации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет»,запрещеннойк распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет»запрещеннойинформации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания даннойинформации, распространенной в сети «Интернет»,запрещенной.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым заявленные административные исковые требования Рузаевского транспортного прокурора Республики Мордовия о признании информационных материалов, размещенных в сети «Интернет» по адресу: https://www.postavshhiki.ru/katalog-tovarov/137-ovoshchi-i-frukty- optom/15429 -perets-iz-ispanii, https://propokupki.ru/drugie_strany/tovary_optom/ persiki_iz_ispanii.html, http://moscow.propartner.ru/offers/ pomidory-iz-ispanii-i1863764.html, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям.
Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Рузаевского транспортного прокурора Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом: https://www.postavshhiki.ru/katalog-tovarov/ 137-ovoshchi-i-frukty-optom/15429-perets-iz-ispanii, https://propokupki.ru/drugie_strany/tovary _optom/persiki_iz_ispanii.html, http://moscow.propartner.ru/offers/ pomidory-iz-ispanii-i1863764.html, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом: https://www.postavshhiki.ru/katalog-tovarov/137-ovoshchi-i-frukty- optom/15429 -perets-iz-ispanii, https://propokupki.ru/drugie_strany/tovary_optom/ persiki_iz_ispanii.html, http://moscow.propartner.ru/offers/ pomidory-iz-ispanii-i1863764.html, о приобретении продукции, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
После вступления решения в законную силу копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия (Коммунистическая ул., д.89, г. Саранск, Республика Мордовия, 430005), для включения указанного выше интернет-адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение пятнадцати дней с момента вручения копии решения.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия С.Ю. Надёжина