Дело № 2-1189/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Витковской Н.В., с участием представителя истца Катковой Р.Р., истца Тыжновой О.И., представителя ответчиков Дашкевич Н.В., Папст П.Ю. Чигодайкина Г.П., представителя ответчика Администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «УправЗем» - Павлинской М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаврилова Юрия Борисовича, Тыжновой Ольги Ивановны к Администрации Мининского сельсовета, Дашкевич Нине Владимировне, Папст Павлу Юрьевичу о признании недействительным распоряжения Главы Мининского сельсовета, признании недействительным договора аренды, договора уступки права и прекращении права аренды на земельный участок, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Гаврилов Ю.Б., Тыжнова О.И. обратились в суд с иском к администрации Мининского сельсовета, Дашкевич Н.В., Папст П.Ю., в котором просят признать недействительным распоряжение Главы Мининского сельсовета № 2-17 от 24.03.2016г. «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», признать недействительным договор аренды земельного участка № 26 от 08.07.2016г., заключенный с Дашкевич Н.В., признать недействительным договор уступки прав и обязанностей от 21.03.2017г., заключенный между Папстом П.Ю. и Дашкевич Н.В., прекратить право аренды Папст П.Ю. на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098, применить последствия недействительности сделки, обязав Папст П.Ю. вернуть земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 администрации Емельяновского района, а также отменить действие, выданного ему разрешения на строительство от 02.11.2017г. № RU24828001-1051, исключить запись из ГКН о земельном участке с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 и снять его с кадастрового учета.
В обоснование иска указано, что Гаврилов Ю.Б. и Тыжнова О.Н. являются собственниками земельных участков, расположенных в п. Минино по ул. Толстого, 29, 27; данные участки предназначены и используются истцами для ведения личного подсобного хозяйства и постоянного проживания; с этой целью на них завершено строительство жилых домов и подсобных объектов; в 2016 году администрацией Мининского сельсовета были согласованы границы ЗК с кадастровым номером 24:11:0060101:1098; данный участок передан в аренду Дашкевич Н.В.; однако, по мнению истцов, и образование ЗК с кадастровым номером 24:11:0060101:1098, и его предоставление Дашкевич Н.В., а в дальнейшем уступка Папст П.Ю. произведены были незаконно, поскольку спорный участок полностью перекрывает проезд к участкам истцов; предоставлен был Дашкевич Н.В. в отсутствие предусмотренных законом оснований – Дашкевич Н.В. не был подтвержден факт нуждаемости в улучшении жилищных условий, а это является обязательным условием для первоочередного предоставления земельного участка без проведения торгов (ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг; межевание и установление границ ЗУ 24:11:0060101:1098 не соответствует Генеральному плану Мининского сельсовета Емельяновского района, утвержденному Решением Мининского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 21 декабря 2011 года № 23-79р, и документам территориального планирования п. Минино, так как участок сформирован в зоне придорожной полосы автомобильной дороги, предназначен для эксплуатации и обслуживания дороги общего пользования, что в силу п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ является одним из оснований для отказа в предоставлении ЗУ, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; помимо этого, заключенный договор аренды земельного участка является мнимой сделкой и в силу ст. 170 ГК РФ ничтожен; о мнимости сделки свидетельствует тот факт, что уже по истечении трех месяцев после вынесения Постановления от 08 июля 2016 года № 436 «О предоставлении Дашкевич Н.В. в аренду без проведения торгов земельного участка» Дашкевич Н.В. переуступает свои права по договору Папст П.Ю..
Впоследствии истцы уточнили иск и просят:
- признать недействительным распоряжение Главы Мининского сельсовета № 2-17 от 24.03.2016г. «О предварительном согласовании предоставления земельного участка»,
- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 24:11:0060101:1098,
- признать незаконным Постановление Администрации Мининского сельсовета № 436 от 08 июля 2016 года «О предоставлении Дашкевич Н.В. в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Минино»,
- признать недействительным договор аренды земельного участка № 26 от 08.07.2016г., заключенный с Дашкевич Н.В.,
- признать недействительным договор уступки прав и обязанностей от 21.03.2017г., заключенный между Папстом П.Ю. и Дашкевич Н.В.,
- прекратить право аренды Папст П.Ю. на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098,
- признать недействительным разрешение на строительство от 11 декабря 2017 года № RU24828001-1222, выданное Папсту П.Ю.,
- применить последствия недействительности сделки:
- обязать Папст П.Ю. вернуть земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 администрации Емельяновского района Красноярского края,
- отменить действие выданного Папст П.Ю. разрешения на строительство от 02.11.2017г. № RU24828001-1051,
- исключить из ЕГРН запись о земельном участке с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 и снять его с государственного кадастрового учета (том 1 л.д. 149).
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены были Администрация Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» (далее - МКУ «УправЗем»), Министерство лесного хозяйства (том 1 л.д. 160, том 2 л.д. 211); в качестве третьих лиц – Управление Росреестра, Кадастровая палата по Красноярскому краю (том 1 л.д. 2).
В судебном заседании представитель истца Гаврилова Ю.Б. - Каткова Р.Р. (доверенность том 1 л.д. 126), истец Тыжнова О.И. иск и изложенные в нем доводы поддержали в полном объеме, дополнительно пояснив, что спорный земельный участок образован на землях общего пользования в придорожной полосе автомобильной дороги, в результате чего истцы лишены прохода и проезда к этой дороге; кроме того, у Дашкевич Н.В. отсутствовало право на первоочередное получение земельного участка, так как на тот момент она не относилась к лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий; более того, она сама не знает, где находится предоставленный ей земельный участок; действующий же от ее имени Киселев А.А. предлагал им, истцам, выкупить спорный участок за 1400000 рублей; что касается земельного участка с кадастровым номером 24:11:0060101:1003, то хотя он и указан как «дорога», но в действительности таковой не является, так как на нем растет лес и ездить по нему на автомобильном транспорте невозможно.
Представитель ответчиков Дашкевич Н.В., Папст П.Ю. - Чигодайкин Г.П. (доверенности том 1 л.д. 124, 125) в удовлетворении иска просил отказать, ссылаясь на то, что спорный земельный участок образован был в соответствии с требованиями Земельного и Градостроительного кодексов; в соответствии с распоряжением Мининского сельсовета Емельяновского района от 24 марта 2016 года № 2-17р, Правилами землепользования и застройки, утвержденными распоряжением Мининского сельского совета депутатов № 33-125р от 17 апреля 2013 года, спорный участок относится к территориальной зоне жилой застройки, а не к зоне автомобильного транспорта; данный участок не пересекается с земельными участками истцов; кроме того, между спорным участком и участками истцов отображается участок :1003 – дорога общего пользования; доказательств тому, что истцы обращались в уполномоченный орган за предоставлением спорного участка, не представлено; по мнению представителя, истцы не имеют права оспаривать договор аренды спорного участка, так как не являются его стороной; доводы истцов о том, что в результате образования спорного участка и передачи его в аренду, они лишаются подъезда к своим участкам, не состоятельны, так как опровергаются заключением эксперта; кроме того, истцы имеют возможность обратиться к органу местного самоуправления за установлением сервитута, либо с требованиями организовать дорогу на участке с кадастровым номером :1003; помимо этого, производство по данному делу, как полагает представитель, подлежит прекращению, так как с аналогичными требованиями в суд уже обращалась администрация Емельяновского района, и данный иск был оставлен без рассмотрения, и так как данное дело должно рассматриваться в порядке КАС РФ (том 3 л.д. 10-13).
Представитель ответчиков Администрации Емельяновского района и МКУ «УправЗем» - Павлинская М.А. в удовлетворении иска просила отказать, ссылаясь на то, что к участкам истцов имеется дорога с кадастровым номером :1003.
Ответчики, третьи лица в судебное заседание не явились, были извещены о нем надлежащим образом посредством направления судебных извещений Почтой России (том 2 л.д. 213-221); Управление Росреестра просило рассмотреть дело без его участия, о чем представило заявление (том 2 л.д. 224-225, 233); Администрация Мининского сельсовета просила отложить судебное заседание в связи с нахождением представителя в судебном заседании в Красноярском краевом суде (том 2 л.д. 236); причина неявки остальных лиц неизвестна, заявление об отложении от них не поступало, ходатайство администрации Мининского сельсовета об отложении судебного разбирательства оставлено без удовлетворения, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статья 40 Земельного кодекса РФ предусматривает, что собственник земельного участка имеет право в том числе использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно ст. 11.2. Земельного кодекса РФ
п. 1. - Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
п. 4. - Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
п. 8. - Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ
п. 1 - Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
п. 2. - Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п.п. 3, 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).
В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи.
Как установлено в судебном заседании, Гаврилов Ю.Б. на основании договора купли-продажи от 09 февраля 2010 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:11:060101:0182 площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Минино, ул. Толстого, 29, относящегося к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 13, 123, том 2 л.д. 245); Тыжнова О.И. на основании договора купли-продажи от 17 марта 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:11:060101:183 площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Минино, ул. Толстого, 27, относящегося к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 14, 109, том 2 л.д. 248).
Земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 общей площадью 1800 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Минино, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства был передан в аренду Дашкевич Н.В. на основании договора аренды № 26 от 08 июля 20016 года, заключенного между ею и администрацией Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (том 1 л.д. 16); договор аренды заключен был на основании постановления администрации Мининского сельсовета № 436 от 08 июля 2016 года «О предоставлении Дашкевич Н.В. в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Минино» (том 1 л.д. 24); 21 марта 2017 года Дашкевич Н.В. по договору уступки прав уступила права по вышеназванному договору аренды № 26 от 08 июля 2016 года Папст П.Ю. (том 1 л.д. 25, 131); право аренды последнего зарегистрировано в Управлении Росреестра 29 марта 2017 года (том 1 л.д. 37, том 3 л.д. 1-3); постановлением администрации Емельяновского района от 11 апреля 2017 года № 720 на основании заявления Папст П.Ю. утвержден разработанный МКУ «УправЗем» градостроительный план № RU24828001-02894 от 07 апреля 2017 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 для строительства индивидуального жилого дома (том 1 л.д. 130, 250, 251-255); 02 ноября 2017 года выдано разрешение на строительство № EU24828001-1051 (том 1 л.д. 249); постановлением МКУ «УправЗем» данное разрешение было отменено в порядке самоконтроля (том 3 л.д. 15) и 11 декабря 2017 года выдано новое разрешение на строительство индивидуального жилого дома (том 3 л.д. 16).
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 поставлен на кадастровый учет 05 мая 2016 года с категорией: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 20).
Из объяснений представителя административного ответчика – администрации Мининского сельсовета, данных в судебном заседании 20 марта 2018 года, следует, что администрация Мининского сельсовета с иском согласна и считает, что спорный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 предоставили в аренду незаконно, так как он образован из земель общего пользования, по которым осуществляется подъезд к другим участкам, в том числе к участкам истцов (том 1 л.д. 159).
Согласно акту обследования объекта земельных отношений от 24 октября 2017 года, составленному ведущим специалистом земельного контроля МКУ «УправЗем» Баньщиковой Д.В., при выезде на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 и при проведении визуального осмотра установлено, что данный земельный участок не огорожен, имеет свободный доступ; по нему проходят проезды к земельным участкам с кадастровыми номерами 24:11:060101:183, 24:11:060101:182, 24:11:060101:181 (том 1 л.д. 39-42).
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Архитектурно-кадастровое бюро» Верхотуровой Е.П. от 28 ноября 2017 года фактический подъезд к земельному участку с кадастровым номером 24:11:060101:183 осуществляется посредством земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0060101:1098, 24:11:0060101:1003 и 24:11:0000000:17733, подъездом через земли общего пользования не обладает (том 1 л.д. 62-70).
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Архитектурно-кадастровое бюро» Верхотуровой Е.П. от 28 ноября 2017 года фактический подъезд к подъезд к земельному участку с кадастровым номером 24:11:060101:182 осуществляется посредством земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0060101:1098, 24:11:0060101:1003 и 24:11:0000000:17733, подъездом через земли общего пользования не обладает (том 1 л.д. 71-79).
Земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1003 площадью 2907 +/- 19 кв.м. относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания автомобильной дороги общего пользования», зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за администрацией Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края с 24 февраля 2016 года (том 3 л.д. 5-6).
Земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:17733 площадью 6 825 +/- 260 кв.м. относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «Коммунальное обслуживание»; его граница состоит из 10 контуров; согласно письменным пояснениям Управления Росреестра - зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за администрацией Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (том 2 л.д. 243-244, том 3 л.д. 225).
Земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:16296 площадью 28560 +/- 109 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, МО Мининский сельсовет, автомобильная дорога, Подъезд к садовым обществам «Электрон», «Магистраль», ж-д пл. Рябинино, относится к категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания автомобильной дороги», находится в собственности Красноярского края, зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» с 18 августа 2014 года (том 2 л.д. 240-242).
Из планов границ земельных участков видно, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 образован вплотную к земельным участкам с кадастровыми номерами 24:11:0060101:1003, 24:11:0000000:16296, находится между ними и расположен вдоль дорог, напротив земельных участков истцов (том 1 л.д. 69, 78).
Согласно кадастровому делу земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1003 образовывался по заявлению ПАО МРСК «Красноярскэнерго» на основании постановления администрации Мининского сельсовета Емельяновского района от 18 ноября 2016 года № 813 «О предварительном согласовании предоставления части земельного участка (том 2 л.д. 124-138).
Заключением эксперта ООО «Кадастровый центр» № 063-09/2018 от 19 сентября 2018 года установлено, что:
- земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 расположен в границах населенного пункта п. Минино Емельяновского района в территориальной зоне Ж.1 Зона жилой застройки; в связи с тем, что местоположение границы населенного пункта не описано и не установлено в соответствии с действующим законодательством, не представляется возможным определить, на каком участке был образован земельный участок Папст П.Ю., и в какой территориальной зоне находился в 2016 году на момент его образования;
- земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 соответствует требованиям к образуемым земельным участкам, установленным градостроительным и земельным законодательством, и в частности, требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ,
- доступ (проход, проезд) к земельным участкам с кадастровыми номерами 24:11:0060101:182, 24:11:0060101:183 обеспечен с земельного участка с 24:11:0000000:16296 (автомобильная дорога общего пользования) через земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0060101:1098 и 24:11:0060101:1003; иной доступ на момент проведения экспертного осмотра отсутствовал;
- автомобильная дорога, обустроенная на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0000000:16296, относится к V технической категории; придорожная полоса автомобильной дороги – 25 метров;
- границы земельного участка с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 пересекаются с придорожной полосой автомобильной дороги, обустроенной на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0000000:16296,
- площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 с придорожной полосой автомобильной дороги, обустроенной на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0000000:16296 – 1697 кв.м. (том 2 л.д. 147-192).
Согласно п. 16 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;
Согласно п.п. 1, 2 ст. 26 вышеназванного закона для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.
В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:
1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;
2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории.
В соответствии с подп. 4 п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003) в проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается в том числе следующее: в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок образован был практически полностью в придорожной полосе автомобильной дороги, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0000000:16296; указанное привело к перекрытию прохода и проезда к земельным участкам истцов, которые должны быть шириной: проход - не менее 1 метра, проезд - не менее 3,5 метров.
При этом суд исходит из того, что в состав придорожной полосы указанной автомобильной дороги, прилегающей с обеих сторон к полосе отвода данной дороги, в границах которой устанавливается особый режим использования земельных участков, не может быть включена территория населенного пункта поселка Минино, так как это не соответствует требованию статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:16296 был образован и поставлен на кадастровый учет ранее (10 декабря 2013 года), чем земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 – 05 мая 2016 года, в связи с чем оспариваемое постановление администрации Мининского сельсовета от 08 июля 2016 года об установлении земельному участку вида разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства в придорожной полосе, которая составляет 25 метров, не соответствует федеральному законодательству.
Помимо этого, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:16296, исходя из схемы КПТ, образовывался как земельный участок, относящийся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, с видом разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания автомобильной дороги» (том 2 л.д. 72), и вместе с придорожной полосой согласно Правилам землепользования и застройки Мининского сельсовета Емельяновского района находится в зоне с особыми условиями использования территорий (том 1 л.д. 10, 12); земельный же участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098, как указывает эксперт в заключении № 063-09/2018 от 19 сентября 2018 года, находится в территориальной зоне Ж.1 Зона жилой застройки (том 2 л.д. 172).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 оказался расположен в границах двух территориальных зон: зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) и зоны с особыми условиями использования территорий (ИТ.2).
Вышеуказанное свидетельствует о несовместимом правовом режиме земельного участка, находящегося в двух указанных зонах.
Установление на спорном земельном участке одновременно двух территориальных зон: зоны застройки индивидуальными жилыми домами и зоны с особыми условиями использования территорий (ИТ.2) не предполагает использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства".
Согласно же ст. 42 Земельного кодекса РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с их целевым назначением.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 предоставлялся Дашкевич Н.В. как инвалиду в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» без проведения торгов (том 1 л.д. 24).
Подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Такое право - на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства закреплено ч.ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за инвалидами.
Вместе с тем, ст. 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Подвергнув анализу приведенное законодательство, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
По смыслу вышеприведенных норм права, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Исходя из ч. 2 указанной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Дашкевич Н.В. предлагалось представить свои возражения и доказательства в отношении доводов иска об отсутствии у нее нуждаемости в улучшении жилищных условий на момент предоставления спорного земельного участка. Однако такие доказательства в нарушение ст. 56 ГПК РФ представлены не были.
Таким образом, поскольку Дашкевич Н.В. не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, в то же время, как отмечено выше, предоставление инвалиду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов возможно только при наличии у него нуждаемости в улучшении жилищных условий, предоставление в аренду ей земельного участка по упрощенной процедуре без проведения торгов было проведено с нарушением требований ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Одним из способов защиты права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
На основании указанных обстоятельств и вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации Распоряжение Главы Мининского сельсовета № 2-17р от 24.03.2016г. «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» (том 2 л.д. 3), постановление Администрации Мининского сельсовета № 436 от 08 июля 2016 года «О предоставлении Дашкевич Н.В. в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Минино» (том 1 л.д. 24) являются незаконными с момента их принятия; договор аренды № 26 от 08 июля 2016 года с Дашкевич Н.В., последующий договор уступки прав и обязанностей от 21.03.2017г., заключенный между Папстом П.Ю. и Дашкевич Н.В., согласно ст. 168 ГК РФ являются недействительными (ничтожными) сделками, как противоречащие вышеприведенным положениям закона, нарушающие права третьих лиц - Гаврилова Ю.Б. и Тыжновой О.Н. – собственников земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:060101:0182, 24:11:060101:183, расположенных по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Минино, ул. Толстого, так как незаконно образованный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 препятствует проходу и проезду истцов на земли общего пользования, в том числе к автомобильной дороге с кадастровым номером 24:11:0000000:16296, что нарушает права последних как собственников и предоставляет в силу закона им право требовать устранения всяких нарушений прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Возвращением в первоначальное положение сторон в связи с признанием сделки недействительной является возврат земельного участка с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 администрации Емельяновского района Красноярского края.
Кроме того, в связи с нарушением указанных положений ЗК РФ при образовании данного земельного участка, сведения о нем подлежат исключению из ЕГРН, выданное разрешение на строительство на данном участке от 11 декабря 2017 года № RU24828001-1222 (том 3 л.д. 16) – признанию недействительным.
Что касается доводов представителя ответчиков о наличии иной дороги для проезда и прохода истцов, то суд признает их несостоятельными, поскольку в судебном заседании все участвующие лица подтвердили тот факт, что в реальности дорога (дорожное полотно) с кадастровым номером 24:11:0060101:1003 отсутствует; в месте образования данного земельного участка растет лес; образовывался данный участок по заявлению ПАО МРСК Сибири для коммунального обслуживания.
Довод о необходимости рассмотрения данного дела в порядке КАС РФ суд оставляет без внимания, так как вид судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Как видно из дела, истцами оспариваются не только решения органов власти, но и права физических лиц на получение в аренду земельного участка; такие отношения носят гражданско-правовой характер, защищаемый в исковом производстве.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Гаврилова Юрия Борисовича, Тыжновой Ольги Ивановны удовлетворить полностью.
Признать недействительным распоряжение Главы Мининского сельсовета № 2-17 от 24.03.2016г. «О предварительном согласовании предоставления земельного участка».
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 24:11:0060101:1098.
Признать незаконным Постановление Администрации Мининского сельсовета № 436 от 08 июля 2016 года «О предоставлении Дашкевич Н.В. в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Минино».
Признать недействительным договор аренды земельного участка № 26 от 08.07.2016г., заключенный с Дашкевич Н.В..
Признать недействительным договор уступки прав и обязанностей от 21.03.2017г., заключенный между Папстом П.Ю. и Дашкевич Н.В..
Применить последствия недействительности сделки:
- прекратить право аренды Папст П.Ю. на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098.
- признать недействительным разрешение на строительство от 11 декабря 2017 года № RU24828001-1222, выданное Папсту П.Ю..
- обязать Папст П.Ю. вернуть земельный участок с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 администрации Емельяновского района Красноярского края,
- отменить действие, выданного Папст П.Ю. разрешения на строительство от 02.11.2017г. № RU24828001-1051,
- исключить из ЕГРН запись о земельном участке с кадастровым номером 24:11:0060101:1098 и снять его с государственного кадастрового учета.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 29 декабря 2018 года.
Председательствующий:
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Емельяновского РС Е.А.Ежелева