10RS0№-55
Дело №
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
23 сентября 2020 года <адрес>
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Исаковой В.П.,
при секретаре Филипповской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Азаревич Е. В., Азаревича Д. В. к администрации Юшкозерского сельского поселения, администрации Калевальского муниципального района о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и внеочередном предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу,
установил:
истцы обратились в суд с требованиями к ответчикам по тем основаниям, что в соответствии с договором социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ Азаревич Е.В. является нанимателем изолированного жилого помещения, состоящего из трех комнат, общей площадью <данные изъяты> м., расположенного по адресу: <адрес>. По указанному адресу также зарегистрирован ее сын Азаревич Д.В., который был вселен в указанное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя. По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. На обращение истца к ответчику ФИО4 сельского поселения о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении ей с учетом состава ее семьи жилых помещений, исходя из нормы предоставления жилой площади, действующей на территории Российской Федерации, ответа не поступило. С учетом уточненных требований, в порядке ст.39 ГПК РФ, истцы просят обязать ответчиков признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий, принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ивыплатить денежную компенсацию за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Два бобра», Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Истцы Азаревич Е.В., Азаревич Д.В., представитель истца Азаревич Е.В. - Пройдакова О.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Азаревич Е.В. просила рассмотреть дело в их отсутствие, уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Юшкозерского сельского поселения - ФИО13 ФИО4 сельского поселения ФИО7, извещенная надлежащим образом, просила рассмотреть дело без участия представителя.
В представленном отзыве с иском не согласилась, указав, что истцы уже признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Денежная компенсация не может быть им выплачена, поскольку жилой дом еще не вошел в программу по переселению из ветхого и аварийного жилья, а также в связи с тем, что в <адрес> имеется равноценный жилой фонд, в котором есть свободные благоустроенные квартиры, одна из которых будет предоставлена истцам. Кроме того, полагает, что исходя из искового заявления, основной целью истцов является получение денежной компенсации, а не жилого помещения. Просит суд учесть, что у истцов имеется большая задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, которую они не оплачивали на протяжении многих лет.
Представитель ответчика Администрации Калевальского муниципального района - Зам. ФИО3 муниципального района ФИО8, извещенная надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без участия представителя.
В отзыве сообщила, что администрация Калевальского муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку Соглашением о передаче отдельных полномочий (части полномочий) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Калевальского муниципального района и администрацией Юшкозерского сельского поселения, полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержанию муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством возложены на администрацию Юшкозерского сельского поселения. Указав, что в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, лицам, проживающим в аварийном жилищном фонде, признанным таковым в соответствии с действующим законодательством, в рамках Адресной Региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, действующей в период с 2019 по 2025 годы на территории Республики Карелия, выплата компенсаций осуществляется собственникам жилых помещений, в связи с чем, истцам, как арендаторам спорной квартиры денежная компенсация не производится. Постановлением ФИО4 сельского поселения №-п от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку действующая Региональная программа предусматривает переселение граждан из аварийных жилых домов, признанных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ, а указанный дом признан аварийным в 2018 году, то соответственно он не включен в данную программу.
Третье лицо - ООО «Два бобра» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики ФИО9, извещенная надлежащим образом, просила рассмотреть дело без участия представителя, оставляет рассмотрение вопроса по существу на усмотрение суда.
В представленном отзыве сообщает, что Постановлением Правительства Республики Карелия №-П от ДД.ММ.ГГГГ утверждена «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» (далее - Программа). В соответствии с ч.2 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Согласно АИС «Реформа ЖКХ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ, в Программе отсутствует. Действующая Программа рассчитана на период до 2025 года. Механизм расселения многоквартирных домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ в настоящий момент не определен. Программа утверждена и действует с целью оказания содействия органам местного самоуправления, а не с целью исполнения полномочий органов местного самоуправления иными лицами.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2 ст. 52).
В силу ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч.3,4 ст.57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Из материалов дела следует, что истец Азаревич Е.В. является нанимателем трехкомнатной муниципальной квартиры, общей площадью <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №. Совместно с нанимателем в качестве члена ее семьи в спорное жилое помещение вселен сын - истец Азаревич Д.В. (л.д. 14-15).
Согласно сведениям МП ОМВД по ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Азаревич Е.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Азаревич Д.В. - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39-42), также регистрация истцов по указанному адресу подтверждается справкой о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ФИО4 сельского поселения (л.д.16).
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества у Азаревича Д.В. Согласно выписке из ЕГРН, Азаревич Е.В. принадлежит на праве собственности объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 109, 111).
Согласно ответу ФИО4 сельского поселения, при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, Азаревич Е.В и Азаревич Д.В. малоимущими не признавались.
Постановлением ФИО4 сельского поселения №а от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден протокол № общественной жилищной комиссии при ФИО4 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Азаревич Е.В. и Азаревич Д.В. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании части 2.1 статьи 57 ЖК РФ (квартира признана не пригодной для проживания) (л.д. 55-56), что также подтверждается записью в книге учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 63,64).
Таким образом, истцы в установленном законом порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет на основании ч.2 п.1 ст.57 ЖК РФ, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований в этой части не имеется.
Рассматривая требования истцов о выплате денежной компенсации за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, суд исходит из следующего.
В силу ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании пункта 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.
На основании полученного по результатам работы комиссии заключения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.п.47,49).
По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Судом установлено, что ФИО3 муниципального района является органом местного самоуправления. Муниципальное образование ФИО4 сельское поселение входит в состав указанного района.
Уставом МО «Калевальский национальный район» к полномочиям ФИО5 отнесены: обеспечение проживающих в сельских поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п. 35 ст. 39 Устава).
На основании пункта 4 статьи 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ), ФИО3 муниципального района ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение с ФИО4 сельского поселения о передаче им части своих полномочий по решению вопросов местного значения. Срок действия соглашения с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ гг. Так, пунктом 1.3.1 указанного соглашения ФИО4 сельского поселения приняла вышеназванные полномочия для исполнения на территории ФИО4 сельского поселения.
Из акта обследования жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что при визуальном обследовании многоквартирного дома выявлены следующие дефекты и повреждения: разрушения завалинки здания многоквартирного дома, образования трещин в стеновом ограждении, разрушены узлы сопряжения стенового ограждения перекрытия. Перекрытия провисают, отслоение окрасочного слоя от перекрытия, кровля данного многоквартирного дома частично разрушена, имеются сколы, трещины, отсутствует водоотлив с кровли здания. Карнизная доска полностью сгнила. Оконные и дверные блоки многоквартирного дома перекосились, имеют физический износ. Неплотный притвор дверного полотна. Сопротивление изоляции электропроводки не отвечает требованиям, ВРУ устаревшие, контур заземления отсутствует. Указанный многоквартирный жилой дом, находится в неудовлетворительном состоянии, аварийный и подлежит сносу (л.д. 53).
В соответствии с экспертным заключением ООО «Инженерно-техническая компания «Феникс» от ДД.ММ.ГГГГ, объектом обследования являлся жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который в целом не соответствует требованиям нормативно-технической документации в строительстве. Общее состояние конструкций здания согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценено как аварийное. Техническое состояние жилых помещений жилого дома не соответствует предъявляемым требованиям п.п.10,15,16 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)). С учетом значительного фактического износа здания (75%-аварийное состояние согласно п.7.9 настоящего заключения) и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций рекомендовано признать указанный дом аварийным и подлежащим сносу. Основными дефектами и повреждениями, влияющими на техническое состояние несущих конструкций здания, является: разрушение фундаментов, цокольной части стен и перекрытия подполья (л.д. 82-88).
Из выписки реестра муниципального имущества ФИО4 сельского поселения следует, что степень износа данного дома составляет 91,3 % (л.д. 57).
Постановлением ФИО4 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение межведомственной комиссии при ФИО4 сельского поселения №, названный многоквартирный дом признан аварийным с указанием, что проведение капитального ремонта здания нецелесообразно, произвести срок расселения жильцов указанного дома в порядке, установленном действующим законодательством (л.д. 54, 175).
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел обязанность предоставления наймодателем гражданам, выселяемым из этих помещений, других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма (статья 87 ЖК РФ).
Согласно ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а также компетенцию, порядок создания Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и его деятельности, отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон).
Частью 1 статьи 20.14 Закона (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №473-ФЗ) предусмотрено, что Фонд на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Финансовая поддержка за счет средств Фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется при условии наличия региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ (ч. 4).
Согласно ст. 20.15 Закона (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №473-ФЗ), региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона, за исключением требований пункта 1 части 2 и части 2.1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ №-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Предметом мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом является аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Пунктом 2 части 6 статьи 16 Закона, выплата за жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, предусмотрена лишь гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения. Спорное жилое помещение, предоставлено истцам по договору социального найма. Таким образом, основания для предоставления истцам денежной компенсации отсутствуют. Кроме того, статья 16 Закона распространяет свое действие на многоквартирные дома, признанные до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не включен в Перечень аварийных многоквартирных домов, предлагаемых к расселению и признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный дом признан аварийным лишь в 2018 году.
Кроме того, по сообщению Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, механизм расселения многоквартирных домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ в настоящий момент не определен. На территории Республики Карелия региональные и федеральные программы, которые предусматривают предоставление денежной компенсации для лиц, занимающих жилые помещения по договору социального найма в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, отсутствуют.
В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд выносит решение по заявленным требованиям. Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по выплате истцам денежной компенсации взамен аварийного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, требования истцов не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Азаревич Е. В., Азаревича Д. В. к ФИО4 сельского поселения, ФИО3 муниципального района о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и выплате денежной компенсации за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца.
Судья В.П.Исакова