Дело № 2-329/2014 18 апреля 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Няндомский районный суд Архангельской области
в составе: председательствующего Захарова Е.С.
при секретаре Гулиевой М.Ю.
с участием представителя заявителя Заборских О.В.
представителя заинтересованного лица Батраковой Д.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Каргополе 18 апреля 2014 года гражданское дело по заявлению Заборских Николая Филадельфовича о признании незаконным решения администрации МО «Каргопольский район» о снятии с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и отказа администрации МО «Каргопольское» о восстановлении на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
ФИО2 17 марта 2014 года обратился в суд с заявлением, в котором указал на следующие обстоятельства: 13 августа 1991 года он был поставлен в льготную очередь граждан на получение квартиры как участник боевых действий в Афганистане. На основании распоряжения от 26 июня 2002 года главы местного самоуправления МО «Каргопольский район» ФИО2 выдан ордер на занятие квартиры <адрес> жилой площадью 27,2 кв. метра на семью из 4-х человек.
03 февраля 2014 года при обращении в администрацию МО «Каргопольское» по поводу очереди на квартиру заявителю стало известно, что распоряжением от 20 сентября 2002 года он снят с очереди на получение квартиры.
Копия указанного распоряжения ему не выдавалась и по почте не направлялась.
Снятие с учета заявитель считает незаконным, противоречащим требованиям ст. 38 ЖК РСФСР и ст. 56 ЖК Российской Федерации, поскольку на момент его постановки на учет и предоставления квартиры норма жилой площади на одного человека в Архангельской области была 8 кв. метров, т.е. на 4-х человек составляла не менее 32 кв. метров. Кроме того, Решением Архангельского областного собрания депутатов от 16 июля 1997 года была введена социальная норма жилья в размере 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи из трех и более человек.
Администрация МО «Каргопольское» на обращение по поводу восстановления в очереди ответила отказом, ссылаясь на указанное распоряжением МО «Каргопольский район», предложила написать заявление о постановке на очередь со дня обращения.
ФИО2 обратился в суд, и просит признать распоряжение о снятии его с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений незаконным, а также признать незаконным отказ в восстановлении в очереди и обязать восстановить его в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет.
В судебное заседание заявитель ФИО2 не явился, будучи извещенным в установленном законом порядке.
Представитель заявителя ФИО4 в судебном заседании требования поддержала, дополнила, что от бывших воинов-афганцев они с мужем узнали о выдаче им сертификатов при условии, что они поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в 1990-е годы. Она по просьбе мужа решила узнать, какая у ФИО2 очередь на получение жилья. 03 февраля 2014 года она обратилась с жилищную комиссию МО «Каргопольское» с указанным вопросом. В жилищной комиссии вначале не могли найти документов, а через день пояснили, что с очереди ФИО2 снят в 2002 году, и выдали распоряжение из архива. До этого у них не было поводов обращаться в администрацию по данному вопросу, и им с мужем не было известно о снятии с учета.
Представитель администрации МО «Каргопольское» ФИО5 в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснила, что, хотя решением администрации МО «Каргопольский район» не соответствует закону, но заявителем пропущен срок обращения в суд, так как он должен был раньше узнать о принятии оспариваемого решения. Решения о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений в настоящее время принимается администрацией МО «Каргопольское», так как все полномочия по решению жилищных вопросов переданы им.
Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» представителя в судебное заседание не направила, в отзыве также просит применить последствия пропуска срока обращения в суд, так как предполагает, что еще до 03 февраля 2014 года заявитель знал о принятии оспариваемого решения.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО «Каргопольский муниципальный район», извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела и надзорного производства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 254 гражданин вправе оспорить в суде решения, действия или бездействия органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что ими нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 256 ГПК РФ обращение в суд должно последовать в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно статье 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
Как пояснили в предварительном судебном заседании заявитель ФИО2 и в настоящем судебном заседании его представитель, о нарушении своих прав он узнал при обращении в администрацию МО «Каргопольское» 03 февраля 2014 года.
Каких-либо доказательств того, что о снятии с учета он был поставлен в известность в письменной форме ранее указанной даты, заинтересованными лицами суду не представлено.
Свидетель ФИО6 суду показала, что в феврале или январе 2014 года к ней обратилась ФИО4 по поводу того, каким в очереди на улучшение жилищных условий стоит её муж ФИО2, при этом сказала, что поставлен он в очередь в 1991 году. Она нашла в журнале, переданном из МО «Каргопольский район», запись о снятии с учета ФИО2 от 2002 года и затем в архиве сделала копию распоряжения для заявителя.
При таких обстоятельствах суд считает срок обращения в суд с заявлением не пропущенным, и оснований для отказа в удовлетворении заявления по мотиву пропуска срока не имеется.
Согласно той же статье 38 ЖК РСФСР предусмотрено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
В силу пункта 1 части 2 указанной статьи граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Согласно статье 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Пунктом 7 Решения исполкома Архангельского областного Совета народных депутатов и президиума Архангельского Облсовпрофа от 28.12.1989 N 160 (ред. от 16.07.1997) "О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Архангельской области" предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи восемь и менее квадратных метров.
В силу части 2 статьи 6 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
На основании решения исполкома Каргопольского городского Совета народных депутатов от 13 августа 1991 года № 239 ФИО2 поставлен на очередь по предоставлению жилплощади и внесен в льготный список на получение квартир (л.д.15).
На основании распоряжения главы местного самоуправления МО «Каргопольский район» от 26 июня 2002 года № 283-ро ФИО2 выдан ордер на <адрес> жилой площадью 27,2 кв. метра, общей площадью 42,4 кв. метра на состав семьи из 4-х человек (л.д.20).
Распоряжением главы местного самоуправления МО «Каргопольский район» от 20 сентября 2002 года № 377-ро ФИО2 снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением <адрес> (л.д.27).
Поскольку жилая площадь квартиры составляет, согласно поквартирной карточке 27,3 кв. метра, что менее восьми квадратных метров на каждого члена семьи (4 человека), а также и менее учетной нормы, предусмотренной Решением третьей сессии Муниципального Совета первого созыва МО «Каргопольское» от 22 декабря 2005 года (12 кв. метров), распоряжение о снятии с учета ФИО2 не соответствует требованиям закона и его следует признать незаконным.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в случае, когда до рассмотрения дела орган государственной власти или орган местного самоуправления реорганизован либо упразднен, суд привлекает к участию в деле его правопреемника или орган, к компетенции, которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя и устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод.
В соответствии с пунктом 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 указанного федерального закона обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к вопросам местного значения поселения.
Поэтому меры по восстановлению нарушенных прав заявителя должны быть приняты администрацией МО «Каргопольское».
Действия же администрации МО «Каргопольское» по отказу в восстановлении на учете при наличии неотмененного и не признанного на дату обращения незаконным распоряжения МО «Каргопольский район» о снятии заявителя с учета нельзя признать незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение главы местного самоуправления МО «Каргопольский район» от 20 сентября 2002 года № 337-ро в части снятия Заборских Николая Филадельфовича с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию МО «Каргопольское» восстановить ФИО2 на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня постановки на учет – с 13 августа 1991 года.
В остальной части заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Е.С.Захаров