Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-772/2021 ~ М-795/2021 от 12.07.2021

Дело № 2а-772/2021

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

р.п. Зубова Поляна                                                                        12 августа 2021 г.

Судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Заренкова Л.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия к Пензину Д.Н. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени,

установил:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия (далее - Межрайонная ИФНС № 6 по Республике Мордовия, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пензину Д.Н. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени.

В обоснование заявленных требований указано, что с 04 октября 2010 г. по 14 августа 2018 г. административный ответчик состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, являлся плательщиком страховых взносов как индивидуальный предприниматель и обязан был уплачивать (перечислять) страховые взносы. Между тем обязанность по уплате страховых взносов своевременно им не исполнена. Поскольку к моменту прекращения Пензиным Д.Н. статуса индивидуального предпринимателя срок на взыскание страховых взносов был пропущен, налоговой орган просит восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления и взыскать с Пензина Д.Н. задолженность по уплате страховых взносов и пени в общей сумме 35 246 руб. 09 коп., в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 г. в сумме 23 400 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01 января 2017 г. в сумме 4590 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01 января 2017 г. в сумме 3796 руб. 85 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01 января 2017 г. в сумме 186 руб. 05 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 г. в сумме 948 руб. 49 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01 января 2017 г. в сумме 2324 руб. 70 коп.

Определением суда от 12 августа 2021 г. определено возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Согласно статье 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г.), плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Согласно статье 14 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. установлено, что если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Статьей 16 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно пункту 8 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются в процентах от не уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что Пензин Д.Н. являлся индивидуальным предпринимателем и был зарегистрирован в Межрайонной ИФНС № 6 по Республике Мордовия в качестве страхователя.

__.__.____. указанная деятельность им прекращена.

В установленный налоговым законодательством срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем, налоговым органом в его адрес неоднократно направлялись требования об уплате страховых взносов, на основании которых в последующем были вынесены решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, которые были оставлены судебными приставами-исполнителями без исполнения по причине отсутствия у должника имущества, за счет которого возможно произвести взыскание.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд.

До обращения в районный суд с иском, административным истцом мировому судье судебного участка № 1 Зубово-Полянского района Республики Мордовия подано заявление о выдаче судебного приказа. Однако, в принятии заявления было отказано определением мирового судьи от 07 июня 2021 г. по основаниям пропуска срока обращения, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 НК Российской Федерации. Оснований полагать, что заявление о вынесении судебного приказа было подано до истечения указанного срока, не имеется.

Поскольку факта отмены судебного приказа не было, обращение с заявлением правового значения для определения срока, предусмотренного указанной правовой нормой, не имеет.

Обращаясь с настоящим иском, административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу иска о взыскании с административного ответчика налога и пени.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС Российской Федерации).

Частью 6 статьи 289 КАС Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК Российской Федерации), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу требований пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации, административный истец орган вправе был обратиться в суд за взысканием страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования от 30 марта 2017 г. № 112827 со сроком исполнения до 19 апреля 2017 г., то есть до 19 октября 2017 г.

Вместе с тем, налоговый орган обратился в суд с настоящим иском после истечения указанного шестимесячного срока.

В силу части 1 статьи 95 КАС Российской Федерации при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока (о чем было заявлено налоговым органом) необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность административного истца своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей, и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока.

Однако каких-либо допустимых доказательств с бесспорностью свидетельствующих об обстоятельствах, препятствовавших налоговому органу своевременно обратиться в суд с указанным административным исковым заявлением и подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока, истцом в суд не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Мордовия является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом срока, являющегося достаточным.

Приведенные в заявлении о восстановлении срока на подачу административного иска основания не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока.

Согласно части 8 статьи 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу части 5 статьи 180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, установив, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок обращения в суд, установленный частью 2 статьи 286 КАС Российской Федерации и отказав в восстановлении срока на обращение в суд, суд отказывает в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

решил:

административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия к Пензину Д.Н. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени оставить без удовлетворения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения участвующими в деле, копии решения суда.

Председательствующий                                                        Л.Н. Заренкова

1версия для печати

2а-772/2021 ~ М-795/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС №6 по Республике Мордовия
Ответчики
Пензин Дмитрий Николаевич
Суд
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия
Судья
Заренкова Людмила Николаевна
Дело на странице суда
zubovo-polyansky--mor.sudrf.ru
12.07.2021Регистрация административного искового заявления
12.07.2021Передача материалов судье
13.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2021Судебное заседание
12.08.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
12.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее