Дело № 2-109/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2017 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.М.,
при секретаре Денисенко А.В.,
с участием представителя ответчика ГКУ УСЗН по г. Райчихинску и пгт. Прогресс К.Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Н.С. к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс о взыскании суммы задолженности компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору,
У с т а н о в и л:
Т.Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс о взыскании суммы задолженности компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, указав в обоснование заявленных требований, что она является получателем социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счёт средств областного или местных бюджетов в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 г. №20. Предоставление социальной выплаты осуществлялось до 01.01.2014 в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.11.2011 № 617. Начиная с 01.01.2014 социальная выплата должна быть предоставлена в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2013 №446 на основании кредитного договора №422/13-H3 от 11.10.2013 г. с 11.10.2013г. по 31.10.2016 г.
ДД.ММ.ГГГГ ею заключен кредитный договор № с ОАО «Амурское ипотечное агентство» на приобретение объекта недвижимости. В соответствии с указанным Постановлением Правительства Амурской области № 20 от 23.01.2012 г. она обратилась в Государственное казенное учреждение Амурской области — управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и п.г.т. Прогресс с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. ГКУ Амурской области — управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и п.г.т. Прогресс от ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение о принятии расходов к компенсации по уплате мне процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсацию части расходов по кредитному договору ГКУ Амурской области — управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и п.г.т. Прогресс не производило. Решением суда на ГКУ Амурской области - УСЗН по г.Райчихинск и п.г.т.Прогресс возложена обязанность осуществить выплату расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. в пользу Т.Н.С. в сумме <.....> рублей <.....> копейки. Предоставив соответствующие документы (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.) на рассмотрение в адрес ГКУ Амурской области ДД.ММ.ГГГГ, истец получила письменный отказ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Учреждение сообщает, что в связи с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ Постановления Правительства Амурской области № 593 от 11.12.2015 г. «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784» у Учреждения отсутствуют правовые основания для рассмотрения Документов по существу и принятия решения. С указанным ответом истец не согласна, поскольку согласно постановления правовые основания для рассмотрения документов и принятия решения отсутствуют с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как она является участником данной программы с ДД.ММ.ГГГГ Сумма фактически выплаченных ею процентов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <.....> рублей.
На основании изложенного, просила взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения по г. Райчихинск и п.г.т. Прогресс сумму задолженности выплаты по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Т.Н.С. в размере <.....> рублей <.....> копейку, сумму, затраченную на уплату государственной пошлины в сумме <.....> руб. <.....> коп.
В заявлении об уточнении исковых требований, истица просит взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения по г. Райчихинск и п.г.т. Прогресс сумму задолженности выплаты по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Т.Н.С. в размере <.....> рублей <.....> копейку, в том числе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года <.....> рублей <.....> копейки, за период с января по ДД.ММ.ГГГГ – <.....> рубля <.....> копеек; сумму, затраченную на уплату государственной пошлины в сумме <.....> руб. <.....> коп
В судебном заседании представитель ответчика государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс К.Р.Н. заявленные требования не признала, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ Т.Н.С. обратилась в Учреждение с заявлением л компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако заявление истице было возращено без рассмотрения в связи с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ постановления Правительства Амурской области №592 от 11.12.2015 г. «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 №784». Ранее механизм предоставления социальных выплат по компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, был установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один их членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 г.№20. с 01.01.2015 г. вступило в силу постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 г. №784, в соответствии с которым постановление Правительства Амурской области от 23.01.2012 г. №20 утратило силу. Пунктом 2 постановления установлено, что гражданам, по заявлениям которых до 01.01.2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат, указанные выплаты производятся в установленном данным постановлением порядке. С ДД.ММ.ГГГГ вступило постановление Правительства Амурской области №593 от 11.12.2015 г. в соответствии с которым п.2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 №784 утрачивает силу. Учреждение прекратило прием документов только с ДД.ММ.ГГГГ у Т.Н.С. была возможность представить документы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Т.Н.С. не предъявляла в Учреждение документы о взыскании суммы компенсации расходов по уплате процентов по договору за период с апреля по ДД.ММ.ГГГГ. Просит в удовлетворении исковых требований Т.Н.С. отказать в полном объеме.
Истец Т.Н.С., третьи лица Е.С.И., Е.О.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят дело рассмотреть без их участия.
Представитель третьего лица АО «Амурское ипотечное агентство» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому обеспечением исполнения обязательств заемщика по договору займа являлась ипотека приобретаемой квартиры. Согласно договору займа права займодавца по договору были удостоверены закладной от ДД.ММ.ГГГГ По договору купли-продажи закладных от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и АО «Амурское ипотечное агентство» права по закладной были переданы ОАО «АИЖК», которое в данный момент является собственником закладной и залогодержателем недвижимого имущества - квартиры. Интересы АО «Амурское ипотечное агентство» в настоящее время не затрагиваются, просит дело рассмотреть без участия представителя.
Представители третьих лиц Министерства социальной защиты Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области, в судебное заседание не явились по неизвестной причине, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской области утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы».
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» в рамках, которой в целях развития ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирования рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья действует программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 гг.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между В... ОАО «Амурское ипотечное агентство» и истцом Т.Н.С., третьими лицами Е.С.И., Е.О.В. заключен договор займа № для целевого использования для приобретения квартиры.
В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 Тетерич Н.С. обратилась в государственное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору.
Решением Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс от ДД.ММ.ГГГГ №, принятым по результатам рассмотрения представленных Т.Н.С. документов и сведений, содержащихся в них, расходы по уплате процентов по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ № приняты к компенсации.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 -2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №).
Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № постановление Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ № утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ социальная выплата предоставлялась в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2013 г. № 446. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет, участником программы - Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 утверждено «Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов».
Указанное Положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно п. 1 Положения № 20, устанавливается условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области (далее - областные или муниципальные учреждения).
В силу п. 3 Положения, право на получение социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями на территории Амурской области, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении (далее - социальная выплата), имеют молодые семьи:
1) где один из супругов работает в областном или муниципальном учреждении (по основному месту работы) и имеет непрерывный стаж работы в данном учреждении не менее одного года;
2) проживающие на территории Амурской области;
3) заключившие с ДД.ММ.ГГГГ с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области на сумму не более <.....> рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта (далее - кредитный договор).
Согласно п.п. 5-8 Положения, размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц.
Компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом.
Молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации.
Согласно п.п. 8,9,10 Положения № 20 предоставление компенсации производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положений.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.
Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Т.Н.С. работает <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Доводы истицы о том, что она является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья в рамках подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» ответчик не оспаривает.
В судебном заседании установлено, что такие выплаты производились ответчиком истцу Т.Н.С.
Из совокупного смысла пунктов 5-8 вышеприведенного Положения следует, что решение о включении гражданина в программу принимается один раз, в последующем, по заявлению гражданина, на основании указанного решения, производится расчет компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за определенный период.
С ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области», согласно которому признаны утратившими силу постановления Правительства Амурской области, в том числе и от 23 января 2012 г. №20.
Пунктом 2 данного постановления предусмотрено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего постановления, до ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.
Как следует из материалов дела, решение о принятии расходов истца к компенсации было принято ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784» с 01 января 2016 года признан утратившим п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 №784.
В силу ч. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593 является подзаконным нормативно-правовым актом, в котором отсутствует прямое указание на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784» вступило в законную силу с 01 января 2016 года, следовательно, оно будет распространяться на отношения, возникшие после введения его в действие.
Решение в отношении истца о предоставлении ей социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту принято до ДД.ММ.ГГГГ, а в силу п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784, действовавшего в период с ноября 2015 года по декабрь 2015 года, указанные выплаты должны были производиться в установленном постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 порядке.
Довод ответчика о том, что в связи с утратой силы с 01 января 2016 года п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784 у ГКУ АО - Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс не имелось законных оснований для назначения социальной выплаты за указанный в иске период, поскольку с соответствующим заявлением и пакетом документов истец обратилась в Управление после ДД.ММ.ГГГГ, суд находит ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права, общих правил применения законов во времени.
Обращение истицы после ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ АО Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс с заявлением о начислении и произведении ей социальной выплаты за 2015 год носило законный характер, и законность такого обращения не может быть поставлена в зависимость от вступившего в законную силу с 01 января 2016 года постановления Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784».
Согласно расчету, предоставленному государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс размер компенсации по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <.....> рублей <.....> копейки.
Поскольку именно к полномочиям государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс в силу приведенного Положения отнесена обязанность по приему от граждан заявлений о произведении выплат и определение размера причитающихся компенсаций, суд полагает, что в связи с признанием права истца на получение компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нарушенным, с ответчика подлежит взысканию задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <.....> рублей <.....> копейки.
При этом, в удовлетворении требований истца в части возложения на ответчика обязанности произвести такую выплату за период ДД.ММ.ГГГГ надлежит отказать, поскольку, как это указано выше, в связи с утратой силы с ДД.ММ.ГГГГ п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784 законных оснований для назначения социальной выплаты за период ДД.ММ.ГГГГ у ответчика не имеется.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным суд считает необходимым взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс в пользу истца компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору в сумме <.....> рублей <.....> копейки.
При этом суд учитывает, что по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной поддержки, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Объявляя меры социальной поддержки, органы государственной власти обязаны обеспечить достаточное финансирование данных мер.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере <.....> руб. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК Российской Федерации, суд,
Р е ш и л:
Исковые требования Т.Н.С. удовлетворить частично.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс в пользу Т.Н.С. компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <.....> рублей <.....> копейки, судебные расходы, понесенные по оплате государственной пошлины, в размере <.....> рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий Ю.М. Кузнецова