Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-529/2016 ~ М-488/2016 от 15.03.2016

Дело № 2-529/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 апреля 2016 года                             г.Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,

при секретаре Аршинюк О.А.,

с участием заместителя прокурора Шехтель Э.Р., представителя ответчика Колмыковой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Зейского района в интересах Маринкевича ВН к Администрации города Зеи о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Зейского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Маринкевича В.Н. обратился в суд с иском к Администрации города Зеи о предоставлении Маринкевичу В.Н., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения по договору специализированного найма, указав, что прокуратурой Зейского района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории города Зеи, в ходе которой было установлено, что Маринкевич В.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей, родители которого лишены родительских прав. Постановлением администрации города Зеи №261 от 29 марта 2005 года Маринкевич В.Н. был поставлен на регистрационный учёт для внеочередного предоставления жилого помещения по достижению совершеннолетия. На основании постановления №481 от 08 апреля 2014 года Маринкевич В.Н. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с учётом даты подачи заявления – 19 марта 2014 года. Маринкевич В.Н. в 2011 году окончил ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школу-интернат <Номер обезличен> и получил основное общее образование. С 2014 года он проживает с бабушкой и её сыновьями по адресу: <адрес>, общей площадью 34,6 кв.м, собственником данного жилого помещения является бабушка. Истец в собственности жилья не имеет, в связи с чем, он имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма. Просит суд обязать ответчика предоставить Маринкевичу В.Н. жилое помещение по договору специализированного найма на территории г.Зея, отвечающее санитарным нормам и иным установленным требованиям, площадью не ниже установленной в г.Зея нормы предоставления жилой площади 28 кв.м.

В судебном заседании заместитель прокурора Шехтель Э.Р. на удовлетворении иска настаивала, пояснив суду об обстоятельствах, изложенных в иске.

Истец Маринкевич В.Н. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, исковые требований поддерживает в полном объёме.

Представитель ответчика Колмыкова М.Г. с исковыми требованиями не согласна, пояснила, что на основании постановления администрации г.Зеи №481 от 08 апреля 2014 года Маринкевич В.Н. поставлен на регистрационный учёт для внеочередного предоставления жилого помещения. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Статьей 86 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно ст. ст. 1, 5.2 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-03 министерство социальной защиты населения Амурской области обязано перечислять в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов средства, необходимые для исполнения полномочий; обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий. Органы местного самоуправления приобретают в соответствии с законодательством жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счёт субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-03, у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 №446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы». В данную программу включена подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данная подпрограмма, также предусматривает, что на органы местного самоуправления возложены полномочия на проведение процедур по размещению государственного заказа на приобретение жилых помещений, действия по регистрации права собственности на жилое помещение и предоставление его по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уставом города Зея предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий осуществляется только за счёт предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов.

Постановлением администрации города Зеи от 07.11.2013 №1752 утверждён Порядок обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города Зеи Амурской области. Данным Порядком установлено что, жилые помещения для детей-сирот приобретаются исключительно за счёт средств бюджета Амурской области, передаваемых городскому округу на осуществление государственных полномочий в виде субвенции. Выделяемых денежных средств из областного бюджета не достаточно, для своевременного обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма, а в данном случае для предоставления детям-сиротам администрации г. Зеи необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений. Считает необходимым рассмотреть вопрос установление срока предоставления жилого помещения по данному заявленному иску.

Представители третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – министерства социальной защиты населения Амурской области и министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

    На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации, граждане России имеют право на жилище.

Жилищное законодательство в силу п.«к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путём предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путём приобретения жилого помещения в собственность.

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма, чётко обозначен федеральным законодательством.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года №258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определённых категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г №15-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2013 г.

Действие положений статьи 8 настоящего Федерального закона в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г №15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу названного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ (с последующими изменениями), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно ч.1 ст.4 Закона Амурской области №472-ОЗ от 11.04.2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признаётся невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счёт средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определённом Правительством области.

Частью 1 ст.109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Маринкевич В.Н. является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей. Указанное обстоятельство подтверждается решением Зейского районного суда от <Дата обезличена> о лишении родительских прав ФИО6 и ФИО7 в отношении истца. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

22 марта 2005 года на основании постановления №246 «Об устройстве в интернатное учреждение» Маринкевич В.Н. был определён в интернатное учреждение.

На основании постановления администрации города Зеи №261 от 29 марта 2005 года Маринкевич В.Н. был поставлен на регистрационный учёт для внеочередного предоставления жилого помещения по достижению совершеннолетия.

18 марта 2014 года Маринкевич В.Н. обратился в администрацию города Зеи с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Постановлением №481 от 08 апреля 2014 года Маринкевич В.Н. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с учётом даты подачи заявления – 19 марта 2014 года

Жилое помещение по договору специализированного найма Маринкевичу В.Н., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено не было.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ, а также из ст.1 указанного Закона, его положения распространяются на детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении до 23 лет.

Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд Российской Федерации, данной нормой законодатель в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-тилетнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Администрация города Зеи не обеспечивала истца жилым помещением, он не имеет в собственности каких-либо жилых помещений, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от 23 июня 2016 года.

Таким образом, суд считает, что Маринкевич В.Н. имеет право на предоставление жилого помещения как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его статус не оспаривается.

В 2011 году Маринкевич В.Н. окончил ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школу-интернат <Номер обезличен> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Зея, Амурской области и получил аттестат об основном общем образовании.

Как следует из паспортных данных Маринкевича В.Н., он с 09 января 2014 года зарегистрирован по адресу: г.Зея, <адрес>, таким образом, суд считает установленным, что местом жительства истца является г.Зея, Амурской области.

Данное жилое помещение на праве собственности принадлежит ФИО8, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от <Дата обезличена>.

Истец является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности каких-либо жилых помещений, жилое помещение по договору специализированного найма ему не предоставлялось, в связи с чем, суд находит установленным факт, что истец является нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как лицо, из числа детей оставшихся без попечения родителей.

По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

В соответствии с п.2 ст.132 Конституции Российской Федерации, ч.3 ст.49 ЖК РФ, ч.2 ст.15.1, ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления, в том числе Администрация города Зеи, как орган местного самоуправления, наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счёт средств областного бюджета.

Таким образом, исходя из анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Администрация города Зеи является надлежащим ответчиком по настоящему спору.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с требованиями ст.5.1. Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления при исполнении полномочий вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в статье 4 настоящего Закона из муниципального жилищного фонда, формируемого за счёт средств местных бюджетов с последующим возмещением расходов за счёт субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона. Органы местного самоуправления обязаны исполнять полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области.

Поскольку жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на получение жилой площади, предоставляются по месту жительства, а местом жительства Маринкевича В.Н., как установлено судом, является г.Зея Амурской области, обязанность по однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору специализированного найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации города Зеи.

В соответствии со ст.7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (с изменениями и дополнениями):

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

4. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно п.5.5 Положения «О жилищной политике в городе Зея», утверждённого решением Зейского городского Совета народных депутатов от 03 апреля 2013 года №91/30 (с изменениями внесенными решением Зейского городского Совета народных депутатов от 26 марта 2014 г. № 16/22), норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается в размере 28 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признаёт жилым помещением (ч.2 ст.15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, суд обязывает ответчика предоставить Маринкевичу В.Н. жилое помещение в городе Зея, Амурской области по договору специализированного найма общей площадью не менее 28 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Представитель ответчика просит при вынесении решения установить срок предоставления жилого помещения, ссылаясь на то, что у Администрации города Зеи отсутствуют жилые помещения, формируемые за счёт местного бюджета, для предоставления гражданам. Кроме того, для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений.

Давая оценку указанным доводам ответчика, суд учитывает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам указанной категории свидетельствует о том, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения. Такое право возникло у Маринкевича В.Н. с даты подачи заявления и принятия на учет – с 19.03.2014 года, однако на протяжении длительного времени жилое помещение ему не предоставлено, в связи с этим, оснований для установления срока не имеется. Данный вопрос может быть разрешён на стадии исполнения судебного решения.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

Исковые требования заместителя прокурора Зейского района в интересах Маринкевича ВН удовлетворить.

Обязать Администрацию города Зеи предоставить Маринкевичу ВН благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Зея Амурской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения.

    Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий                             С.Н.Куприянова

    

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

Судья

2-529/2016 ~ М-488/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маринкевич Владислав Николаевич
Заместитель прокурора в интересах Маринкевич Владислава Николаевича
Ответчики
Администрация г.Зея
Другие
Министерство финансов Амурской области
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Куприянова Светлана Николаевна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
15.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2016Передача материалов судье
17.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2016Судебное заседание
08.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее