Дело № 2-2714/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2010 года
г. Кандалакша
Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:
судьи Вериной О.И.,
при секретаре Титовой О.Э.,
с участием: старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
ФИО1 администрации муниципального образования городское поселение <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора <адрес>, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,
к администрации муниципального образования городское поселение <адрес>
о постановке на учет бесхозяйного участка транзитной трубы,
третьи лица- ФИО1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания»,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение <адрес> о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйный участок транзитной трубы, проходящей в подвальном помещении <адрес>. Требования мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и подготовки к отопительному сезону 2010-2011 г.г. в деятельности администрации муниципального образования городское поселение <адрес>. В ходе проверки по обращению председателя ТСЖ «<данные изъяты>» о нарушении прав граждан на получение услуг холодного и горячего водоснабжения надлежащего качества, установлено, что давление подачи воды в жилые помещения не соответствует нормативам в связи с утечками и аварийным состоянием транзитной трубы водоснабжения, от которой запитан <адрес>-А по <адрес>. При этом поврежденный участок трубы проходит в подвальном помещении <адрес>, обслуживаемого ООО «<данные изъяты>». Указанный участок трубы является транзитным.
В ходе проверки также было установлено, что на балансе ГОУП «<данные изъяты>» спорный участок трубы, проходящий в подвальном помещении <адрес>, не состоит, в установленном законом порядке на обслуживание предприятию не передавался. Документов, подтверждающих факт принадлежности поврежденного участка трубы водоснабжения какому-либо собственнику, либо передачи ее в оперативное управление или хозяйственное ведение, не имеется. Считает, что данный участок относятся к бесхозяйному имуществу. Однако, до настоящего времени органом местного самоуправления не оформлен паспорт на бесхозяйный участок трубы, в регистрационную службу на учет указанный объект жилищно-коммунального назначения не поставлен в качестве бесхозяйного имущества. В результате аварийного состояния и утечек на трубопроводе водоснабжения подвальное помещение <адрес> затоплено водой, в связи с чем нарушаются права и законные интересы потребителей коммунальных услуг на предоставление услуг надлежащего качества. Бездействие органов местного самоуправления и непринятие мер, направленных на признание права муниципальной собственности на бесхозяйные инженерные сети, повлекло нарушение гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации прав граждан, проживающих в жилых домах, на благоприятные условия жизни.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО3 заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, уточнив срок исполнения обязанности поставить на учет бесхозяйный участок транзитной трубы, проходящей в подвальном помещении <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
В судебном заседании ФИО1 ответчика ФИО4 заявила, что с требованиями прокурора не согласна по основаниям, изложенным в письменном мнении на иск. Указала, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Однако он не обладает таким правом в интересах значительного числа граждан. Считает, что по рассматриваемому делу не имел полномочий обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ является основанием для отказа в принятии заявления, а потому производство по данному делу должно быть прекращено. Кроме того заявила, что прокурором <адрес> не представлены доказательства, что спорный участок сети, проходящий в подвальном помещении <адрес> является бесхозяйным. Просила установить срок исполнения заявленных требований в случае удовлетворения иска в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
ФИО1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебном заседании не присутствовали, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили письменный отзыв на иск, в котором просили дело рассмотреть в отсутствие ФИО1, указав, что возражений относительно требований прокурора <адрес> не имеют.
ФИО1 ООО «<данные изъяты>» в судебном заседании не участвовали, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили письменное мнение по иску, в котором просили дело рассмотреть в отсутствие ФИО1, указав, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
Суд, заслушав старшего помощника прокурора ФИО3, ФИО1 ответчика ФИО4, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 4 ст. 27 ФИО1 закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Как следует из материалов дела, проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и подготовки к отопительному сезону 2010-2011 г.г. в деятельности администрации муниципального образования городское поселение <адрес> показала, что давление подачи воды в жилые помещения не соответствует нормативам в связи с утечками и аварийным состоянием транзитной трубы водоснабжения, проходящей в подвальном помещении <адрес>, от которой запитан <адрес>А по <адрес>. При этом подвальное помещение <адрес> затоплено водой, чем нарушаются права и законные интересы потребителей коммунальных услуг на предоставление данных услуг надлежащего качества. Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на благоприятную окружающую среду, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий.
Вывод ответчика о том, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, возможно определить и он является значительным, нельзя признать состоятельным. В результате неограниченности свободы передвижения граждан, прав собственников владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, нанимателей - вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, сдавать жилье в поднаем, разрешать проживать в жилом помещении временным жильцам, осуществлять обмен жилья и по другим причинам в одной и той же отдельно взятой квартире многоквартирных домов № по <адрес> и №А по <адрес> в разное время могут проживать разные лица. При этом постановка на учет бесхозяйного участка транзитной трубы, проходящей в подвальном помещении <адрес>, не связана с правами и законными интересами конкретного потребителя коммунальных услуг на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, а направлена на обеспечение благоприятных условий жизни граждан в целом, проживающих в указанных домах в настоящее время и которые будут проживать.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
По правилам ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом.
Согласно п. 2, 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в состав общего имущества включаются в том числе оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система электроснабжения.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности поселений может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
По правилам ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Статьей 225 данного Кодекса (п. 1, 3) установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с п. 2.7 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства <адрес> к работе в осенне-зимний перио<адрес> года» органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано завершить не позднее ДД.ММ.ГГГГ оформление в муниципальную собственность выявленных бесхозяйных инженерных сетей и передать их на обслуживание специализированным организациям с целью подготовки к безаварийной эксплуатации в отопительный сезон.
В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что при проверке прокурором исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и подготовки к отопительному сезону 2010-2011 г.г. в деятельности администрации муниципального образования городское поселение <адрес>, по обращению председателя ТСЖ «<данные изъяты>» о нарушении прав граждан на получение услуг холодного и горячего водоснабжения надлежащего качества, установлено, что давление подачи воды в жилые помещения не соответствует нормативам в связи с утечками и аварийным состоянием транзитной трубы водоснабжения, от которой запитан <адрес>А по <адрес>. При этом поврежденный участок трубы проходит в подвальном помещении <адрес>, обслуживаемого ООО «<данные изъяты>». Данный участок трубы является транзитным.
В ходе проверки также было установлено, что на балансе ГОУП «<данные изъяты>» спорный участок трубы, проходящий в подвальном помещении <адрес>, не состоит, в собственности данного юридического лица не находится, в установленном законом порядке на обслуживание указанному предприятию не передавался.
Документов, подтверждающих факт принадлежности поврежденного участка трубы водоснабжения какому-либо собственнику, либо передачи её в оперативное ФИО1 или хозяйственное ведение, в материалах дела не имеется, не представлены таковые и ответчиком в судебное заседание.
При установленных обстоятельствах, суд соглашается с доводами прокурора и считает возможным признать, что спорный участок трубы относится к бесхозяйному имуществу.
До настоящего времени органом местного самоуправления не оформлен паспорт на бесхозяйный участок трубы, указанный объект жилищно-коммунального назначения не поставлен и не принят на учет в качестве бесхозяйного имущества регистрационной службой. В результате аварийного состояния и утечек на трубопроводе водоснабжения подвальное помещение <адрес> затоплено водой, чем безусловно нарушаются права и законные интересы потребителей коммунальных услуг на предоставление таких услуг надлежащего качества.
Анализируя изложенное, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, представленные доказательства, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора, полагает возможным согласиться с заявленным сроком и обязать администрацию муниципального образования городское поселение <адрес> в течение трех месяцев с даты вступления настоящего судебного решения в законную силу поставить на учет в <данные изъяты> отделе ФИО1 с государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в качестве бесхозяйной инженерной сети участок транзитной трубы, проходящей в подвальном помещении <адрес>.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Учитывая положения приведенной нормы, оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика - администрации муниципального образования городское поселение <адрес>, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░