дело №2-1147/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2018 года г. Изобильный
Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Сивцева С.А.,
при секретаре судебного заседания Тимонове С.А.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Изобильненского района Ставропольского края Пилипко Д.А.,
представителя ответчика Администрации Изобильненского городского круга Ставропольского края по доверенности Каракашева Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Изобильненского районного суда гражданское дело по исковому заявлению истца прокурора Изобильненского района Ставропольского края в интересах неограниченного круга лиц к ответчику Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края об обязании обратиться с заявлением о постановке бесхозяйственных объектов недвижимого имущества на учет,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился заместитель прокурора Изобильненского района Ставропольского края Панасенко С.Н. к ответчику Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края с требованиями: обязать администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учёт, а именно водопроводные сети:
<адрес>:
протяжённостью 30 метров, <адрес>; протяжённостью 3,5 метров, <адрес>; протяжённостью 7 метров, <адрес>; протяжённостью 5 метров, <адрес>; протяжённостью 10 метров, <адрес>; протяжённостью 9 метров, <адрес>ёжная, 9; протяжённостью 9 метров, <адрес>; протяжённостью 14 метров, <адрес>; протяжённостью 13 метров, <адрес>; протяжённостью 5 метров, <адрес>; протяжённостью 12 метров, <адрес>; протяжённостью 16 метров, <адрес>; протяжённостью 8 метров, <адрес>; протяжённостью 50 метров, <адрес>; протяжённостью 15 метров, <адрес>; протяжённостью 60 метров, <адрес>; протяжённостью 50 метров, <адрес>; протяжённостью 8 метров, <адрес>; протяжённостью 34 метра, <адрес>; протяжённость 11 метров, бульвар <адрес>; протяжённостью 6 метров, <адрес>; протяжённостью 44 метра, <адрес> протяжённостью 7 метров, бульвар <адрес>; протяжённостью 20 метров, <адрес> протяжённостью 7 метров, <адрес>; протяжённостью 8 метров, <адрес>; протяжённостью 10 метров, <адрес>; протяжённостью 13 метров, бульвар Солнечный, 12; протяжённостью 14 метров, бульвар Солнечный, 14; протяжённостью 4 метра, бульвар Солнечный, 16; протяжённостью 3 метров, бульвар Солнечный, 18; протяжённостью 4 метров, бульвар Солнечный, 18А; протяжённостью 4 метров, бульвар Солнечный, 20; протяжённостью 9 метров, <адрес>; протяжённостью 16 метров, <адрес>; протяжённостью 14 метров, <адрес>; протяжённостью 9 метров, <адрес>; протяжённостью 8,8 метров, <адрес>; протяжённостью 10 метров, <адрес>; протяжённостью 9,7 метров, <адрес>; протяжённостью 10,1 метров, <адрес> протяжённостью 3,9 метров, <адрес>; протяжённостью 7,8 метров, <адрес>; протяжённостью 3,9 метров, <адрес> протяжённостью 8,6 метров, <адрес>; протяжённостью 5,4 метров, <адрес>; протяжённостью 5 метров, <адрес>, протяжённостью 20 метров, <адрес>; протяжённостью 8 метров, <адрес>; протяжённостью 37 метров, <адрес>; протяжённостью 30 метров, <адрес>; протяжённостью 10 метров, <адрес>; протяжённостью 75 метров, <адрес> протяжённостью 32 метров, <адрес>;
<адрес>:
протяженность 822 метра, <адрес>; протяженность 1350 метров, <адрес>; протяженность 60 метров, <адрес>; протяженность 60 метров, <адрес>; протяженность 126,5 метра, <адрес>;
<адрес>:
протяженность 92 метра, <адрес>; протяженность 1120 метров, <адрес>; протяженность 80 метров, <адрес>; протяженность 130 метров, <адрес>;
<адрес>:
протяженность 3014 метров, <адрес>; протяженность 250 метров, <адрес>;
<адрес>:
протяженность 1429 метров, <адрес>.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведена проверка принятия мер органами местного самоуправления по постановке на учет в качестве бесхозных объектов, в целях последующего установления права собственности на данные объекты.
Проведенной проверкой установлено, что на территории Изобильненского городского округа имеются следующие бесхозяйные водопроводные сети в <адрес>.
Администрацией Изобильненского городского округа свидетельства о праве собственности на гидротехническое сооружение до настоящего времени не получено, что подтверждается информацией администрации Изобильненского городского округа и водоканала.
Указанные факты свидетельствует о нарушении требований ч. 3 ст. 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйность водопроводных сетей, задействованных в системах водоснабжения, и отсутствие со стороны администрации мер по принятию их на баланс и поддержанию в надлежащем техническом состоянии приводит к социально-негативным последствиям, в том числе ухудшению водоснабжения населения, нарушая тем самым законные права и интересы жителей Изобильненского городского округа. Просил удовлетворить заявление.
В судебном заседании старший помощник прокурора Изобильненского района Ставропольского края Пилипко Д.А. исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, настаивал на его удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Каракашева Н.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве, из которого следует, что прокуратурой проведена проверка, которой установлено, что на территории Изобильненского городского округа имеются бесхозяйные водопроводные сети, однако доказательств тому не представлено, а именно не представлен акт или заключение по результатам проверки.
Прокуратурой Изобильненского района не представлены доказательства о том, что у водопроводных сетей отсутствует собственник.
В соответствии с требованиями п. 3 ч 1. ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, но водопроводные сети не являются собственностью администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края.
При этом в иске истец не указывает, в чем выражается нарушение прав неопределенного круга лиц. Исходя из того, что в деле отсутствуют результаты проверки и сведения о собственниках водопроводных сетей, следует полагать, что и исковые требования истца являются необоснованными.
Обращение истца в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц необоснованно.
Третье лицо Изобильненский филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в судебное заседание не явилось, о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела расписка его представителя, уважительных причин неявки не представил. Участвующий ранее в судебном заседании представитель Изобильненского филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Емельянова О.А. не возражала против удовлетворения исковых требований.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица Изобильненского филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».
Суд, выслушав представителя истца старшего помощника прокурора Изобильненского района Ставропольского края Пилипко Д.А., представителя ответчика администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Каракашеву Н.Г., исследовав материалы дела, с учетом установленных по делу обстоятельств и правовых норм, приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Прокурор района, руководствуясь Федеральным законом № 168 от 17.11.1995 года «О прокуратуре РФ», обратился в суд с заявлением на основании ст. 45 ГПК РФ, в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей <адрес>
Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с положениями статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (часть 1).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоотведения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Проанализировав приведенные выше нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что водопроводные сети, в отношении которых заявлены требования, относятся к недвижимым вещам, обладают признаками, указанными в ст. 130 ГК РФ. Они являются инженерными сооружениями, расположены под землей и прочно связаны с ней, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Из смысла вышеуказанных норм закона также следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения.
Прокуратурой Изобильненского района была проведена проверка принятия мер органами местного самоуправления по постановке на учет в качестве бесхозных объектов, в целях последующего установления права собственности на данные объекты.
Проведенной проверкой установлено, что на территории Изобильненского городского округа Ставропольского края имеются следующие бесхозяйные водопроводные сети, расположенные в <адрес>.
В ответе технического директора Филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Западный» Тюрина Д.О. № от 29.03.2018 указано о наличии бесхозяйный сетей на территории Изобильненского городского округа Ставропольского края, также представлены ведомости бесхозяйных водопроводных сетей, обеспечивающих подачу воды абонентам по состоянию на 01.01.2018.
Имеющиеся в данных ведомостях сведения соответствуют данным, указанным прокурором в исковом заявлении.
Из ответа первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянова В.В. № от 29.03.2018 также усматривается, что спорные водопроводные сети в списке бесхозяйных сетей, в отношении которых администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края зарегистрировано право собственности, не значатся.
О том, что на указанные в иске водопроводные сети право собственности никем не зарегистрировано, также свидетельствуют Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, представленных стороной истца в ходе рассмотрения дела.
Вышеуказанные документы подтверждают, что указанные в иске водопроводные сети, являются бесхозяйными объектами недвижимости, не имеют собственника, опровергают доводы ответчика о не предоставлении истцом доказательств в обоснование своих требований.
Таким образом, администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края свидетельство о праве собственности на указанные в иске водопроводные сети до настоящего времени не получено, в виду того, что администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края с заявлением о постановке на учет обозначенных объектов как бесхозяйной недвижимой вещи в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не обратилась.
Бесхозяйность водопроводных сетей и отсутствие со стороны администрации городского округа мер по принятию их на баланс и поддерживанию в надлежащем состоянии приводит к социально-негативным последствиям, нарушая тем самым законные права и интересы жителей <адрес>.
Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание приведенные выше нормы права, установленные судом обстоятельства, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятные условия жизни, суд считает требования истца обязать администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учёт, а именно водопроводных сетей в <адрес>, указанных в иске, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ч.3 ст. 225 ГК РФ, ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление истца прокурора Изобильненского района Ставропольского края в интересах неограниченного круга лиц к ответчику Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края об обязании обратиться с заявлением о постановке бесхозяйственных объектов недвижимого имущества на учет - удовлетворить.
Обязать администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учёт, а именно водопроводные сети:
<адрес>:
протяжённостью 30 метров, <адрес>; протяжённостью 3,5 метров, <адрес>; протяжённостью 7 метров, <адрес>; протяжённостью 5 метров, <адрес>; протяжённостью 10 метров, <адрес>; протяжённостью 9 метров, <адрес>ёжная, 9; протяжённостью 9 метров, <адрес>; протяжённостью 14 метров, <адрес>; протяжённостью 13 метров, <адрес>; протяжённостью 5 метров, <адрес>; протяжённостью 12 метров, <адрес>; протяжённостью 16 метров, <адрес>; протяжённостью 8 метров, <адрес>; протяжённостью 50 метров, <адрес>; протяжённостью 15 метров, <адрес>; протяжённостью 60 метров, <адрес>; протяжённостью 50 метров, <адрес>; протяжённостью 8 метров, <адрес>; протяжённостью 34 метра, <адрес>; протяжённость 11 метров, <адрес> протяжённостью 6 метров, <адрес>; протяжённостью 44 метра, <адрес> протяжённостью 7 метров, <адрес> протяжённостью 20 метров, <адрес> протяжённостью 7 метров, <адрес> протяжённостью 8 метров, <адрес>; протяжённостью 10 метров, <адрес> протяжённостью 13 метров, <адрес>; протяжённостью 14 метров, <адрес> протяжённостью 4 метра, <адрес>; протяжённостью 3 метров, <адрес>; протяжённостью 4 метров, <адрес>; протяжённостью 4 метров, <адрес> протяжённостью 9 метров, <адрес>; протяжённостью 16 метров, <адрес>; протяжённостью 14 метров, <адрес>; протяжённостью 9 метров, <адрес>; протяжённостью 8,8 метров, <адрес>; протяжённостью 10 метров, <адрес>; протяжённостью 9,7 метров, <адрес>; протяжённостью 10,1 метров, <адрес> протяжённостью 3,9 метров, <адрес>; протяжённостью 7,8 метров, <адрес>; протяжённостью 3,9 метров, <адрес>; протяжённостью 8,6 метров, <адрес>; протяжённостью 5,4 метров, <адрес>; протяжённостью 5 метров, <адрес>, протяжённостью 20 метров, <адрес>; протяжённостью 8 метров, <адрес>; протяжённостью 37 метров, <адрес>; протяжённостью 30 метров, <адрес>; протяжённостью 10 метров, <адрес>; протяжённостью 75 метров, <адрес>А; протяжённостью 32 метров, <адрес>;
<адрес>:
протяженность 822 метра, <адрес>; протяженность 1350 метров, <адрес>; протяженность 60 метров, <адрес>; протяженность 60 метров, <адрес>; протяженность 126,5 метра, <адрес>;
<адрес>:
протяженность 92 метра, <адрес>; протяженность 1120 метров, <адрес>; протяженность 80 метров, <адрес>; протяженность 130 метров, переулок Чапаева;
<адрес>:
протяженность 3014 метров, <адрес>; протяженность 250 метров, <адрес>;
<адрес>:
протяженность 1429 метров, <адрес>.
На решение суда в соответствии с ч. 2 ст. 321 ГПК РФ может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда.
Согласно ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Председательствующий судья: С.А. Сивцев