Дело № 2-142/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 октября 2016 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре Фирсовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казённого учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области» к Андрияшкину А.В. о взыскании средств федерального бюджета, выданных на командировочные расходы,
установил:
Федеральное казённое учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области» (далее - ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО») обратилось в военный суд с иском, в котором просило взыскать с <данные изъяты> Андрияшкина А.В., бывшего военнослужащего - <данные изъяты>, в свою пользу средства федерального бюджета, выданные ему на командировочные расходы в размере 10000 рублей.
В обоснование своих требований истец указал, что 14 апреля 2015 года Андрияшкин обратился в ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО» с заявлением о предоставлении ему денежных средств на командировочные расходы в сумме 12300 рублей. В порядке реализации данного обращения на следующий день на банковскую карту ответчика были перечислены денежные средства в размере 10000 рублей. По прибытию из командировки, вопреки требованиям пункта 259 приказа Министра обороны Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 250дсп, Андрияшкин не представил документы, подтверждающие факт целевого расходования предоставленных денежных средств, их возврат в настоящее время не осуществил. Полагая, что ответчиком причинён ущерб имуществу, которое было ему передано под отчёт для пользования, истец просил взыскать с Андрияшкина в пользу ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО» средства федерального бюджета, выданные на командировочные расходы в размере 10000 рублей, а также судебные расходы по делу, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 400 рублей.
Стороны, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Руководитель ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО» будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия, при этом, в своём заявлении направленном в суд поддержал исковые требования, пояснив, что копии авансового отчёта и документов подтверждающих расход авансовых средств по служебной командировке к учёту не принимаются.
Ответчик Андрияшкин, будучи уведомленным о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия. Кроме этого, ответчиком направлены в суд возражения, в которых Андрияшкин с требованиями истца не согласился и пояснил, что по завершению командировки в <Адрес> он не мог сразу обратиться в ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО» с авансовым отчётом, поскольку на отчёте отсутствовала подпись его прямого командира, который находился в отпуске. По прошествии времени авансовый отчёт и документы подтверждающие расход денежных средств был им утерян, в связи с чем, Андрияшкин предоставил в ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО» ранее изготовленные им светокопии авансового отчёта и подтверждающих расход документов.
В судебном заседании были представлены и исследованы следующие доказательства.
Выпиской из приказа начальника пункта (отбора на военную службу по контракту <Адрес>) от 14 апреля 2015 года <Номер> подтверждается, что Андрияшкин в период с 19 по 24 апреля 2015 года направляется в командировку в <Адрес>.
Согласно командировочному удостоверению от 14 апреля 2015 года <Номер> Андрияшкин убыл в командировку в <Адрес> на период с 19 по 24 апреля 2015 года.
По заявлению Андрияшкина на имя руководителя ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО» от 14 апреля 2015 года установлено, что ответчик ходатайствовал о выдаче ему под отчёт командировочных расходов в размере 12300 рублей путём их перечисления на его банковскую карту.
Из копий заявок на кассовый расход <Номер>, <Номер>, <Номер> от 15 апреля 2015 года и копий платёжных поручений <Номер>, <Номер>, <Номер> от 16 апреля 2015 года усматривается, что ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО» перечислило на банковскую карту Андрияшкина бюджетные средства в сумме 10000 рублей на командировочные расходы.
Изучив доводы искового заявления, огласив объяснения ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено, что военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Андрияшкин в период прохождения военной службы по контракту, на основании приказа начальника пункта (отбора на военную службу по контракту <Адрес>) от 14 апреля 2015 года <Номер>, направлялся в служебную командировку в <Адрес>, в связи с чем, ответчику, по его заявлению к руководителю ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО» от 14 апреля 2015 года, перечислены средства федерального бюджета в размере 10000 рублей в качестве аванса на командировочные расходы.
Организация и планирование служебных командировок в Вооружённых Силах Российской Федерации регулируется рядом приказов Министра обороны Российской Федерации, в том числе приказом от 2 мая 2012 года № 1055 «Об утверждении Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий» и приказом от 30 декабря 2014 года № 988 «Об утверждении Инструкции по организации направления военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации».
Вместе с тем, поскольку указанные нормативные акты не регулируют вопрос о порядке и сроках представления авансового отчёта об израсходованных в связи с командировкой суммах и окончательном расчёте, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям аналогию закона.
Так, согласно пункту 6.3 указаний Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» подотчётное лицо обязано в срок, не превышающий 3 рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчёт, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчёт с прилагаемыми подтверждающими документами.
Кроме этого, согласно пункту 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 749, по возвращении из командировки работник в течение 3 рабочих дней обязан представить работодателю: авансовый отчёт об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчёт по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчёту прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой.
Согласно статье 29 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности за материальный ущерб, причинённый по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. При этом статьёй 5 названного Федерального закона предусмотрено, что военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинён военнослужащим, которому имущество было передано под отчёт для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.
Статьёй 9 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» определено, что в случае, когда причинивший ущерб военнослужащий уволен с военной службы и не был привлечён к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом.
Позиция Андрияшкина о необоснованности исковых требований, в связи с тем, что предоставив в ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО» копию авансового отчёта и копии документов подтверждающих расход денежных средств, он отчитался за предоставленные ему денежные средства на командировочные расходы, признаётся судом несостоятельной, поскольку анализ положений действующего законодательства (Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета», приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года № 200 «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации») свидетельствует о том, что довольствующими финансовыми органами вместе с авансовыми отчётами оформленными надлежащим образом, должны приниматься оригиналы документов, подтверждающих наличие командировочных расходов, либо копии этих документов, предоставленные органами, их выдавшими.
Кроме этого, заявление ответчика о предоставление истцу светокопий документов подтверждающих надлежащий расход денежных средств взятых им авансом, суд считает голословным, поскольку каких-либо доказательств этого Андрияшикным не представлено, истцом не подтверждается.
Принимая во внимание вышеуказанные требования закона и учитывая, что Андрияшкин по возвращению из командировки не предоставил в ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО» документы, подтверждающие израсходование предоставленных авансом денежных средств, в добровольном порядке не возместил оспариваемые денежные средства, а доказательств обратного ответчиком в суд не представлено, суд приходит к выводу, что Андрияшкин причинил государству материальный ущерб в размере 10000 рублей, и полагает необходимым исковые требования удовлетворить.
При этом суд учитывает, что в настоящее время отсутствуют какие-либо объективные данные, позволяющие, при определении размера подлежащих взысканию с ответчика денежных средств, применить статью 11 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», определяющую условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению.
В соответствии с частью 4 статьи 214 ГК Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК Российской Федерации учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Поскольку ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО» распоряжается имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления и является получателем бюджетных средств, которые установленным порядком расходует на цели, соответствующие условиям их получения, суд считает правильным взыскать с Андрияшкина в пользу Российской Федерации в лице ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО» средства федерального бюджета, выданные ответчику на командировочные расходы в сумме 10000 рублей.
Кроме этого, во исполнение требований статей 88, 98 ГПК Российской Федерации и статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым взыскать с Андрияшкина в пользу ФКУ «ОФО по РМЭ, УР и КО» судебные расходы по делу - стоимость государственной пошлины в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, военный суд
решил:
Исковое заявление Федерального казённого учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области» к Андрияшкину А.В. о взыскании средств федерального бюджета, выданных на командировочные расходы, удовлетворить.
Взыскать с Андрияшкина А.В. в пользу Федерального казённого учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области» средства федерального бюджета, выданные на командировочные расходы в размере 10000 рублей.
Взыскать с Андрияшкина А.В. в пользу Федерального казённого учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области» судебные расходы по делу в размере 400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 11 октября 2016 года.
Судья Э.А. Сердитый