Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1226/2012 ~ М-1163/2012 от 06.08.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2012 года город Лесосибирск

Лесосибирский городской суд в составе председательствующего судьи Воеводкиной В.В., при секретаре Чесноковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Лесосибирска в интересах Шулешовой М.А. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» о перерасчете заработной платы, возложении обязанности установить размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Лесосибирска обратился в суд в интересах Шулешовой М.А. мотивируя тем, что в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ (в ред. от 01.06.2011г.) «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 4611 рублей в месяц. С учётом положения статьи 315 ТК РФ, заработная плата работников, осуществляющих работу в районах, приравненных к Крайнему Северу, с 01.06.2011г. должны быть не ниже 8299,8 рублей в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда. Шулешова М.А. работает в должности санитарки <данные изъяты> МБУЗ «ЛЦГБ», начисления по заработной плате на ставку с учётом районного коэффициента, надбавок за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу и совмещения составляет <данные изъяты>. Таким образом, заработная плата Шулешовой М.А. установлена ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ. Просят возложить на МБУЗ «ЛЦГБ» обязанность установить заработную плату Шулешовой М.А. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда без включения в неё районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, а также возложить обязанность произвести перерасчёт заработной платы Шулешовой М.А. с 01 марта 2012 года путём начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учётом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки в местности, приравненной к району Крайнего Севера (л.д.2-4).

В судебном заседании помощник прокурора города Лесосибирска Оласюк О.В. доводы заявления и требования поддержала.

Истица Шулешова М.А. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, требования прокурора поддержала (л.д.53).

Представитель территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края (ТФОМС Красноярского края) в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие, а также письменные возражения, в которых указал, что ТФОМС Красноярского края является некоммерческой организацией, созданной Красноярским краем для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Красноярского края и осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст.35 Закона РФ №326-ФЗ от 29.11.2010г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенного между территориальным фондом и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории края, территориальный фонд по заявке страховой медицинской организации предоставляет ей целевые денежные средства на оплату медицинской помощи, исходя из количества застрахованных в данной организации лиц (ст.38). Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам, установленным тарифным соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта РФ, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты (ст.35). Начисление и выплату заработной платы медицинские организации осуществляют самостоятельно, без согласования с территориальным фондом. Кроме того, Законом Красноярского края от 01.12.2011г. №13-6642 «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», определена структура доходов и расходов бюджета территориального фонда, в том числе объем средств, направляемых на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2012 г., в связи с чем территориальный фонд не вправе осуществлять финансирование сверх предусмотренных бюджетом объемов.

Представитель Лесосибирского городского Совета депутатов Красноярского края ФИО4 в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие, направил письменный отзыв на заявление, в котором не согласился с заявленными прокурором требованиями, поскольку с 01 сентября 2007 года нормы трудового законодательства стали толковаться как освобождающие работодателей от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и минимального размера оплаты труда. Исходя из положений статьи 129 ТК РФ, в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат, входящие в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (за работу в ночное время, при совмещении профессий, работу в особых климатических условиях). Месячная заработная плата не должна быть ниже установленного минимального размера оплаты труда, что составляет 4611 рублей.

Представитель ответчика МБУЗ «ЛЦГБ» в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что требования прокурора г.Лесосибирска не признает, поскольку по правилам ч.2 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. Данное полномочие реализовано Лесосибирским городским Советом депутатов Красноярского края путем принятия решения от 28 октября 2010 года № 80 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г.Лесосибирска». Согласно практике Верховного Суда РФ, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ. В случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на МРОТ, установленный федеральным законом, произойдет уравнивание заработной платы работников, которым в соответствии с квалификацией установлен с 1 до 12 разряд тарифной сетки. Кроме того, истицей пропущен без уважительных причин срок обращения за разрешением трудового спора в суд, предусмотренный ст. 392 ТК РФ.

Представитель администрации города Лесосибирска извещен надлежаще и своевременно о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах не уведомил, об отложении слушания дела не заявил.

С учётом правил статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ (в ред. от 01.06.2011г.) «О минимальном размере оплаты труда», с 01 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4611 рублей в месяц. При этом, он вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, другими организациями - за счет собственных средств.

Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Указанной нормой тариф определяется как фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; оклад (должностной оклад) - как фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно части 3 статьи 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

По правилам статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со статьей 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

В силу статьи 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Из анализа приведенных норм следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшего в этот период норму времени, ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию. Таким образом, с учетом требований статей 146, 315 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, компенсация за работу в таких условиях должна начисляться на величину МРОТ.

Как следует из выписки из приказа по МБУЗ «ЛЦГБ» от ДД.ММ.ГГГГ, -Л от ДД.ММ.ГГГГ, трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, Шулешова М.А. работает в МБУЗ «ЛЦГБ» в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 21-24).

Согласно справке о заработной плате, Шулешовой М.А. начислена заработная плата по основной должности в апреле-<данные изъяты> с учетом надбавок и доплат, в том числе районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д. 6-11, 25-26).

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Шулешова М.А. имеет право на получение заработной платы с применением районного коэффициента в размере 30% и процентной надбавки в размере 50%.

При установлении заработной платы истице не ниже минимального размера оплаты труда, с учетом районного коэффициента и северной надбавки минимальный размер заработной платы Шулешовой М.А. должен составлять: 4611 руб. х 1,8 = 8 299,80 руб.

Таким образом, судом установлено, что заработная плата Шулешовой М.А. за рассматриваемый период, без учета районного коэффициента и северной надбавки, составляет менее установленного законом размера.

Суд не может согласиться с доводом ответчика, третьих лиц о том, что в состав минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, уже включены районный коэффициент и северная надбавка, являются ошибочными, так как основаны на неправильном толковании норм материального права, а также, что при начисления районного коэффициента и процентной надбавки, произойдет уравнивание заработной платы работников, которым в соответствии с квалификацией установлен с 1 до 12 разряд тарифной сетки.

Так, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Следовательно, при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Поскольку установлено, что заработная плата Шулешовой М.А. без учета районного коэффициента и северной надбавки меньше предусмотренного законом минимального размера оплаты труда, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности установить размер заработной платы истице без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации заявлены обоснованно.

Вместе с тем, требование прокурора о перерасчете заработной платы с 01 марта 2012 года подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В судебном заседании установлено, что истице ежемесячно выдавались расчетные листки с указанием тарифной ставки, районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата выплачивалась без задержек, таким образом истице было известно о размере вознаграждения за труд, она имела реальную возможность определить, в полном ли объеме выплачивается заработная плата, соответствует ли она МРОТ. Материалами дела подтверждается, что истица 13 июня 2012 года обратилась к прокурору с заявлением об обращении в ее интересах с иском в суд (л.д.5).

Учитывая, что в суд с иском прокурор в интересах истицы обратился 06 августа 2012 года, за отработанный месяц заработная плата выплачивается в следующем месяце, суд находит, что прокурором пропущен срок обращения за разрешением трудового спора в суд за март 2012 года (заработная плата за март 2012 года выплачена в апреле 2012 года, с апреля по 06 августа более трех месяцев).

Доказательств наличия каких-либо уважительных причин, бесспорно препятствующих истице и прокурору своевременно обратиться в суд для разрешения данного спора, суду с учетом правил статьи 56 ГПК РФ не представлено.

Обращение истицы к прокурору г.Лесосибирска, по мнению суда, не является основанием для восстановления срока обращения за разрешением трудового спора в суд. Таким образом, требования прокурора о перерасчете заработной платы истицы подлежат удовлетворению за период с 01 апреля 2012 года.

В силу положений части 1 статьи 103 ГПК РФ, статьи 50, п. 2 статьи 61.1 и п.
2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты
которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от
уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых
требований в доход местного бюджета.

В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ взысканию подлежит государственная пошлина в размере 400 руб. в связи с удовлетворением двух требований неимущественного характера.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Лесосибирска в интересах Шулешовой М.А. удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» установить заработную плату Шулешовой М.А. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на начисленную заработную плату.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» произвести перерасчет с 01 апреля 2012 года заработной платы Шулешовой М.А. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Красноярский краевой суд подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2012 года

Судья В.В.Воеводкина

2-1226/2012 ~ М-1163/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Лесосибирска в интересах Шулешовой М.А.
Ответчики
"Лесосибирская ЦГБ"
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Воеводкина В.В.
Дело на странице суда
lesosib--krk.sudrf.ru
06.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2012Передача материалов судье
10.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2012Подготовка дела (собеседование)
23.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2012Судебное заседание
18.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2012Дело оформлено
19.02.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее