Дело № 2-348/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2015 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Ивковой А.В.
при секретаре Жигар Н.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Костромской области о возложении обязанности привести в соответствие с санитарными правилами Российской Федерации сибиреязвенные захоронения
установил:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Костромской области, в обоснование которого указал, что Костромской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при утилизации биологических отходов, в ходе которой выявлены нарушения ветеринарносанитарных требований по содержанию сибиреязвенных скотомогильников расположенных на территории Костромской области. Так, сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в ... .... Площадь, условно отнесенная к захоронению, составляет ... кв. метров, в настоящее время не действует, является бесхозяйным. Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в районе .... Площадь, условно отнесенная к захоронению, составляет ... кв. метров, в настоящее время не действует, является бесхозяйным. В соответствии с п. 7.1 санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 № 56, п. 4.1. СП 3.1.089-96 ВП 13.3.1320-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва», утвержденными Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 № 11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 № 23 (с изменениями от 19.07.2010) места утилизации животных, павших от сибирской язвы должны быть ограничены канавами (по всему периметру), обнесены изгородью, исключающей доступ людей и животных, и обозначены табличками с надписью «Сибирская язва». В то же время проверкой установлено, что названные сибиреязвенные скотомогильники не соответствуют установленным требованиям:
Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный .... Площадь, условно отнесенная к захоронению, составляет ... кв. метров. Указанная территория находится в лесу, ограждение не сплошное, целостность ограждения нарушена, на дереве имеется предупреждающая надпись на табличке «... г.»;
Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный .... Площадь, условно отнесенная к захоронению, составляет .... метров. Указанная территория находится в лесу, ограждение не сплошное, целостность ограждения нарушена, имеется аншлаг с надписью «...», следы оканавливания отсутствуют, предупреждающая надпись на табличке «...
Указанные нарушения подтверждаются актами эпизоотологических обследований сибиреязвенных захоронений № от <дата> и актом № от <дата>, а также фотоматериалами. Данные нарушения могут привести к доступу людей и животных на территорию скотомогильников и повлечь за собой возникновение опасности инфицирования внешней среды. Установлено, что указанные сибиреязвенные скотомогильники на балансе администраций муниципальных образований Костромской области и органов исполнительной власти Костромской области не стоят. Частью 1 ст. 28 Устава Костромской области установлено, что Администрация Костромской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально- экономического развития Костромской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии. Пунктами 2.1, 2.3, 2.4 санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика сибирской язвы» установлено, что сибирская язва представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь. Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах. Механизм передачи возбудителя зависит от условий заражения и реализуется преимущественно контактным, пищевым (алиментарным) и аспирационным (воздушно-пылевым) путем. Трансмиссивная передача возбудителя сибирской язвы возможна при укусах инфицированными кровососущими членистоногими. Таким образом, сибирская язва как особо опасная бактериальная инфекционная болезнь может стать причиной возникновения чрезвычайной ситуации как межмуниципального так и регионального характера. В связи с чем, Администрация Костромской области обязана принять меры по приведению указанных сибиреязвенных скотомогильников в соответствие с санитарными правилами. Неисполнение данных требований нарушает права неопределенного круга лиц, может привести к распространению опасного заболевания людей и животных. Нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О ветеринарии» к основным задачами ветеринарии в Российской Федерации относится реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» просит обязать Администрацию Костромской области привести в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469, санитарно-эпидемиологическими правилами «Профилактика сибирской
язвы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 № 56:
-Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный ... установить глухой забор высотой не менее 2-х метров, обозначить предупреждающими табличками;
-Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный ... - установить глухой забор высотой не менее 2-х метров.
В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования, которые в окончательном виде сводятся к следующему. Обязать Администрацию Костромской области привести в соответствие с санитарными правилами Российской Федерации сибиреязвенное захоронение площадью ... расположенное ..., путем установки ограждения по периметру в местах его отсутствия, исключающего случайный доступ людей и животных и формирования по внутреннему периметру захоронения канавы со сторон, где она отсутствует.
Обязать Администрацию Костромской области привести в соответствие с санитарными правилами Российской Федерации сибиреязвенное захоронение площадью ... расположенное в ..., путем установки ограждения по всему периметру, исключающего случайный доступ людей и животных и формирования по внутреннему периметру территории захоронения канавы.
В судебном заседании прокурор Михин А.А. исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений. Суду пояснил, что места размещения сибиреязвенных захоронений, расположенных на территориях ... не соответствуют по своему состоянию нормам действующего законодательства. Территории указанных поселений в силу требований санитарных правил являются стационарно неблагополучными пунктами. Время возникновения очага сибирской язвы на статус стационарно неблагополучных территорий значения не имеет. Результаты судебной экспертизы могут свидетельствовать лишь о том, что споры сибирской язвы не были обнаружены исключительно в отобранных образцах.
Представитель ответчика администрации Костромской области по доверенности Скородумов Д.Н. исковые требования не признал. Полагал, что для ограждения территорий захоронений должна быть определена граница. Согласно заключению судебной экспертизы, спор сибирской язвы на спорных территориях не обнаружено. Управлением ветеринарии Костромской области издан приказ о переводе указанных захоронений из разряда с примерным местонахождением в разряд с неустановленным местоположением.
Представитель третьего лица управления ветеринарии Костромской области Шигорева А.Е. полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению. В качестве обоснования позиции по делу указала, что по определению суда была проведена экспертиза по исследованию проб почвы спорных территорий на наличие сибиреязвенных спор. По результатам экспертизы управлением ветеринарии Костромской области был издан приказ о переводе спорных территорий в сибиреязвенные захоронения с неустановленным местом захоронения, поскольку ни в одной из более, чем четырехсот отобранных проб не было обнаружено спор сибирской язвы. Записи в ветеринарных журналах о наличии захоронений сделаны на основании свидетельских показаний, при этом ни в одном журнале нет записи о конкретных свидетелях.
Представитель третьего лица Управления ветеринарии Костромской области по доверенности Шарапова М.Ю. полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку не определены места захоронений.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии со ст. ст. 1,2 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно части 2 ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся:
участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;
организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;
защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью;
контроль деятельности специалистов в области ветеринарии;
решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.1 «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 N 56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На уровне Костромской области Администрация Костромской области является высшим исполнительным органом государственной власти Костромской области. Администрация Костромской области осуществляет на всей территории Костромской области исполнительно-распорядительную деятельность по реализации полномочий Костромской области по предметам ведения Костромской области и полномочий Костромской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Костромской области. Администрация Костромской области обладает правами юридического лица (ст.ст. 8, 26 Устава Костромской области).
Судом установлено, что на территории ... расположены сибиреязвенные захоронения.
Согласно ветеринарно-санитарной карточке сибиреязвенного захоронения на территории ... Первое захоронение биологических отходов имело место в <дата> году, животные павшие от сибирской язвы были захоронены в <дата> году (л.д. 149).
В соответствии с актом № от <дата> эпизоотологического обследования сибиреязвенного захоронения с ... проведено комиссионное обследование мест расположения сибиреязвенных захоронений в соответствии с приказом управления ветеринарии Костромской области от 18.07.2014 года № 59 «Об утверждении плана работы рабочей группы по мониторингу состояния сибиреязвенных захоронений на территории Костромской области» с целью определения его точного местонахождения. В ходе изучения документации установлено, что данное захоронение зарегистрировано в справочнике населенных пунктов РСФСР, неблагополучных по сибирской язве, изданному Министерством сельского хозяйства РСФСР в 1976 году с указанием наименования ближайшего к захоронению населенного пункта - <адрес> и года вспышки заболевания - <дата> год. Записи о вспышке сибирской язвы в <адрес> в <дата> году числится в журнале регистрации неблагополучных пунктов по сибирской язве <адрес> с <дата> года. Запись была сделана на основании существовавших в те годы архивных данных и опроса свидетелей. Согласно записи в <дата> году в <адрес> пало от сибирской язвы 3 головы лошадей. Ориентиры захоронения указаны следующие: место .... Площадь, условно отнесенная к захоронению, составляет ... кв.м. Точные координаты отсутствуют... В ходе проведенного обследования установлено, что территория, условно отнесенная к захоронению ... кв.м, находится в лесу, частично огорожена жердями аншлаг с надписью ...», следы оканавливания отсутствуют. В центре указанной территории на площади ... метров найдено 3 кургана. Комиссией определены географические координаты срединной точки предполагаемого захоронения с использованием навигационной системы .... Комиссия считает, что местонахождение сибиреязвенного захоронения ... примерно установлено. В связи с обнаружением курганов захоронений на площади ... метров, комиссия предлагает уменьшить площадь захоронения до ... кв.м. (л.д. 10-11). Факт захоронения в <дата> году павших от сибирской язвы лошадей также подтверждается выкопировкой из журнала регистрации неблагополучных по сибирской язве пунктов ..., представленной в материалы дела (л.д. 153-155).
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник № на территории ... находится сибиреязвенное захоронение площадью ... расположенное в ... Животные, павшие от сибирской язвы были захоронены в <дата> г. (л.д. 151).
Согласно акту № от <дата> эпизоотологического обследования сибиреязвенного захоронения ... проведено комиссионное обследование мест расположения сибиреязвенных захоронений в соответствии с приказом управления ветеринарии Костромской области от 18.07.2014 года № 59 «Об утверждении плана работы рабочей группы по мониторингу состояния сибиреязвенных захоронений на территории Костромской области» с целью определения его точного местонахождения. В ходе изучения документации установлено, что данное захоронение зарегистрировано в справочнике населенных пунктов РСФСР, неблагополучных по сибирской язве, изданному Министерством сельского хозяйства РСФСР в <дата> году с указанием наименования ближайшего к захоронению населенного пункта - ... и года вспышки заболевания - <дата> год. В дальнейшем было переименовано специалистами ... по наименованию ближайшего от него населенного пункта - ... в <дата> году числится в журнале № для записи эпизоотического состояния <адрес> с <дата>. Запись была сделана на основании опроса свидетелей, Согласно записи в <дата> году в ... пало от сибирской язвы 12 голов лошадей. Ориентиры захоронения указаны следующие: .... Площадь, условно отнесенная к захоронению, составляет ... кв.м. Точные координаты отсутствуют... В ходе проведенного обследования установлено, что территория, условно отнесенная к захоронению (... кв.м.), находится в лесу, не огорожена, имеется запрещающий знак с надписью «... с двух сторон имеется оканавливание, третья сторона огорожена сеткой рабицей. При обследовании местонахождения захоронения внутри указанной территории, установлено, что на площади ... кв.м, находятся валы и углубления. Комиссия считает, что местонахождение сибиреязвенного захоронения ... примерно установлено. В связи с обнаружением курганов захоронений на площади ..., комиссия предлагает уменьшить площадь захоронения до .... (л.д. 21).
Согласно фотоматериалам, представленным прокурором в дело, на территориях сибиреязвенных захоронений установлены предупреждающие таблички «... (л.д. 23), ...) (л.д. 12).
По ходатайству представителя ответчика определением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по настоящему гражданскому делу назначена судебная ветеринарно-санитарная экспертиза, производство которой поручено ...». В ходе проведения экспертизы экспертному учреждению было поручено провести лабораторно-бактериологические исследования площадей, заявленных прокурором в иске. На разрешение экспертному учреждению поставлены вопросы: Имеются ли споры сибирской язвы в почве исследуемых площадей, В каких точках отбора проб обнаружены споры сибирской язвы.
Согласно заключению эксперта от 05.10.2015 года, пробы почвы сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в районе ... были отобраны и доставлены в ...» <дата> и <дата> с сибиреязвенного скотомогильника расположенного в ... были отобраны и доставлены в ...» <дата> с целью установления наличия спор сибирской язвы в почве исследуемых площадей. На экспертизу в ... было представлено 432 пробы почвы и 3 пробы костей, упакованных в опечатанные мешки из плотной ткани. Споры сибирской язвы в почве и костях, отобранных с исследуемых площадей, отсутствуют во всех образцах.
Управлением ветеринарии Костромской области приказом от <дата> № на основании результатов судебной ветиринарно-санитарной экспертизы площадей сибиреязвенных скотомогильников ..., назначенной определением Свердловского районного суда от <дата> сибиреязвенные захоронения ... переведены из перечня сибиреязвенных захоронений с установленным местонахождением в перечень сибиреязвенных захоронений с неустановленным местонахождением (л.д. 143).
В судебном заседании эксперт ФИО6 экспертное заключение поддержал. Суду пояснил, что при производстве экспертизы экспертное учреждение пришло к выводу, что спор сибирской язвы во всех отобранных образцах почвы нет. Применялись различные методы исследования. Площади исследованных территорий совпали с указанными в актах обследования. Результат экспертизы гарантирует отсутствие спор сибирской язвы в исследуемых площадях. Существует мнение, что споры сибирской язвы могут жить в почве более ста лет. Но однозначного мнения по данному вопросу нет. На поверхности почвы в <адрес> и в самой почве были обнаружены остатки костей. В <адрес> остатки костей также были обнаружены. В <адрес> было отобрано 366 проб, в <адрес> - 66. В <адрес> в 3 пробах обнаружены кости.
В силу ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» и п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.
Таким образом, заключение эксперта является одними из доказательств, для суда оно не обязательно, и может быть положено в основу решения по результатам его оценки, которая производится по общим правилам оценки доказательств на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение экспертов - не единственный источник сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела.
В соответствие со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая заключение ветеринарно-санитарной экспертизы по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что в заключение экспертизы не содержится однозначного вывода на вопрос «имеются ли споры сибирской язвы в почве исследуемых площадей?», поставленный перед экспертным учреждением судом. Согласно заключению споры сибирской язвы не найдены в отобранных экспертным учреждением образцах. Указанный вывод, по-мнению суда, однозначно не свидетельствует об отсутствии спор сибирской язвы на всей площади исследованных территорий сибиреязвенных захоронений.
Опрошенная в качестве специалиста в судебном заседании ... ... Управления Роспотребнадзора по КО ФИО7 суду пояснила, что санитарными правилами не предусмотрена градация на установленные и неустановленные места захоронения. При наличии сведений о местах захоронений должны быть установлены периметр с ограниченным доступом к территории людей и животных. Существует понятие санитарной защитной зоны, которая ограничивает возможность фактического использования территории. Если эти территории имеют статус сибиреязвенных захоронений, они должны быть ограждены. Заключение эксперта говорит о том, что споры сибирской язвы в отобранных образцах не обнаружены. Гарантий, что спор не обнаружено на территории на 100%, не может дать ни одно исследование. Требования, установленные санитарными правилами, временем не ограничиваются. Разрабатываются программы сроком на 5 лет. Если факт захоронения сибирской язвы подтверждается, нет гарантий, что территория свободна от сибирской язвы. Вывод эксперта свидетельствует только об отсутствии спор сибирской язвы в пробах, отобранных на исследуемых территориях. Если территории имеют статус сибиреязвенных захоронений, они должны быть ограждены.
Согласно пунктам 2.1.-2.3., 2.8.1 - 2.8.4, 7.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 56 сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II-й группе патогенности.
Возбудитель сибирской язвы – Bacillius anthracis существует в двух формах - бациллярной (вегетативной) и споровой. Споровая форма устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий.
Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой.
Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах.
Эпизоотический очаг - место нахождения источника или факторов передачи возбудителя инфекции в тех границах, в которых возможна передача возбудителя восприимчивым животным или людям (участок пастбища, водопой, животноводческое помещение, предприятие по переработке продукции животноводства и другие).
Скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы считаются почвенными очагами.
Организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»;
- принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы;
обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о наличии на территории ... сибиреязвенных захоронений, местонахождение которых подтверждено записями в журналах регистрации неблагополучных по сибирской язве пунктов, ветеринарными карточками, актами № от <дата>, № от <дата> эпизоотологического обследования сибиреязвенных захоронений, фотоматериалами. Сам факт захоронений животных, павших от сибирской язвы в ... на указанных территориях выводами заключения ветеринарно-санитарной экспертизы не опровергнут.
Более того, в ходе проведения экспертизы в отобранных пробах обнаружены кости неустановленных животных, также, как пояснил эксперт, кости животных попадались в ходе отбора проб с территорий обоих сибиреязвенных захоронений. Указанные обстоятельства, а также результаты комиссионных обследований, в ходе которых установлено наличие курганов на территории захоронений подтверждают факт наличия на спорных территориях захоронений животных.
Отсутствие ограждения по всему периметру, исключающего случайный доступ людей и животных, и канавы по внутреннему периметру территории сибиреязвенного захоронения, расположенного в ... и частичное отсутствие ограждения по периметру, исключающего случайный доступ людей и животных, канавы по внутреннему периметру сибиреязвенного захоронения, расположенного в ... подтверждается актами №
от <дата>, № от <дата> эпизоотологического обследования сибиреязвенных захоронений, ветеринарными карточками и не опровергнуто ответчиком.
В силу пункта 2.8.3. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 56 населенный пункт, животноводческая ферма, пастбище, урочище, на территории которого обнаружен эпизоотический очаг независимо от срока давности его возникновения являются стационарно неблагополучным пунктом.
В силу особой опасности бактериальной инфекционной болезни сибирская язва для людей и животных срок действия запретов и ограничений по использованию территорий, на которых имели место сибиреязвенные захоронения, действующим законодательством не ограничен.
В связи с изложенным, суд полагает, что ненадлежащее состояние сибиреязвенных захоронений угрожает созданием чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы, может негативно повлиять на санитарно-эпидемиологическую обстановку в населенных пунктах, в которых они расположены, что недопустимо. Доводы представителей ответчика и третьего лица об отсутствии точных границ захоронений, по мнению суда, не могут быть основанием для отказа прокурору в удовлетворении исковых требований, поскольку длительное время границы захоронений существовали, в отдельных местах сохранились до настоящего времени. В той части, в которой границы сибиреязвенных захоронений нарушены, обязанность по их восстановлению лежит на ответчике. Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Костромской области привести в соответствие с санитарными правилами Российской Федерации сибиреязвенное захоронение площадью ..., расположенное ..., путем установки ограждения по периметру в местах его отсутствия, исключающего случайный доступ людей и животных и формирования по внутреннему периметру захоронения канавы со сторон, где она отсутствует.
Обязать Администрацию Костромской области привести в соответствие с санитарными правилами Российской Федерации сибиреязвенное захоронение площадью ..., расположенное в ..., путем установки ограждения по всему периметру, исключающего случайный доступ людей и животных и формирования по внутреннему периметру территории захоронения канавы.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.В. Ивкова