дело № 2-763/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Уфа 26 апреля 2018 года
Судья Дёмского районного суда г.Уфы РБ Верещак Г.С.,
при секретаре Хафизовой Э.Р.,
с участием заместителя прокурора Дёмского района г.Уфы Гладышева А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дёмского района <адрес> РБ в защиту интересов государства, общества, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации
установил:
Прокурор Дёмского района <адрес> обратился в суд с заявлением в защиту интересов государства, общества, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что Прокуратурой Дёмского района <адрес> Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства об образовании. Установлено, что на Интернет-сайте http://alcobar.biz/ размещена информация о возможности дистанционной доставки и продаже алкогольных напитков в Российской Федерации. Сведения, размещенные на указанном интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
На момент проверки указатель страницы сайта: http://alcobar.biz/, на котором размещена запрещенная информация, в Едином реестре отсутствует. Просит признать материал, размещенный по электронному адресу: http://alcobar.biz/, информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Включить материал, размещенный по электронному адресу: http://alcobar.biz/, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании заместитель прокурора Дёмского района <адрес> Гладышев А.К. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Республики Башкортостан в суд не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Учитывая изложенное, суд считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав представителя прокуратуры, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
рассматривая заявленные требования суд, прежде всего, руководствуется положениями ст.29 Конституции РФ, п.3 ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах, Федеральным законом РФ № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом РФ № 124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях права ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом РФ № 436-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», равно как разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
При этом, согласно ч.1 ст.10 Федерального закона РФ № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - ФЗ №) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 ФЗ №).
Частью 6 ст.10 ФЗ № запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст.9 ФЗ №, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч.1 ст.15.1 ФЗ №, в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет». Согласно ч.2 ст.15.1 данного ФЗ №, в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст.15.1 ФЗ №).
Как усматривается из материалов дела, целью обращения прокурора с указанным заявлением, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 ФЗ №, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Оценивая избранный прокурором способ защиты права, суд исходит из того, что защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, на что ссылается заявитель, не только не исключается, но и возможна путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
Признание тех или иных информационных материалов, направленных на оказание услуг неопределенному кругу граждан по продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в ночное время суток, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством (чч.2, 5 ст.16 Федерального закона РФ № 171-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту - ФЗ №), и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
В ходе судебного следствия установлено, что в ходе мониторинга сети Интернет и Интернет ресурсов помощником прокурора выявлен электронный адрес http://alcobar.biz/, на страницах которого размещена информация о круглосуточном приеме заказов на покупку алкогольной и спиртосодержащей продукции. Его посетителям, в том числе несовершеннолетним, предоставляется возможность заказа различных алкогольных напитков, включая ночное время, посредством предоставления услуги по продаже товаров дистанционным способом. На указанном электронном ресурсе размещен контактный телефон, ассортимент предлагаемых алкогольных напитков, стоимость их розничной продажи, а также стоимость доставки реализуемого товара.
Из анализа информации, размещенной по указанному электронному адресу, следует, что для дистанционного заказа алкогольной продукции необходимо ознакомиться с размещенным на указанном сайте сети Интернет каталогом алкогольной продукции, позвонить по указанному номеру телефона и сделать соответствующий заказ, после чего ожидать его доставки с последующей оплатой.
Согласно положениям п.1 ст.1 ФЗ № государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Пунктом 5 ст.16 ФЗ № предусмотрено особое требование к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции на территории Российской Федерации, а именно: розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени не допускается.
На основании п.2 ст.1 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» Правительство РФ вправе создавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
В соответствии с вышеуказанным Законом Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которые устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.
Пунктом 5 Правил, продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, не допускается.
Из смысла п.2 ст.16 Закона № следует, что также не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностра����������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?
Товар может быть доставлен покупателю путем его пересылки почтовыми отправлениями, не только продавцом, но и третьими лицами, при отсутствии покупателя товар может быть выдан любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара. Изложенное исключает возможность продавца проверить достижение покупателем совершеннолетия.
Таким образом, заключая договор купли-продажи алкогольной продукции дистанционным способом, продавец не имеет возможности убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать документ, удостоверяющий личность.