Решение по делу № 2-595/2017 ~ М-526/2017 от 24.05.2017

                                                                                                              Дело № 2-595/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2017 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Вороновой О.Е.

при секретаре Березиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности, ранее принадлежащей ФИО1,

установил:

Администрация Шунгенского сельского поселения Костромского района обратилась в Костромской районный суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области о прекращении права собственности ФИО1, умершему ДДММГГГГ, на невостребованную земельную долю сельскохозяйственного назначения площадью 2,96 га, расположенную (адрес) и признании права муниципальной собственности на указанную земельную долю. Требования мотивированы следующим: во исполнение Указа Президента РФ от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», администрацией Костромского района Костромской области было вынесено постановление от 25.07.1994 года , в соответствии с которым в долевую собственность граждан были предоставлены доли сельскохозяйственных угодий в размере 2,96 га, в том числе ФИО1, который умер ДДММГГГГ. Было установлено, что после его смерти и до настоящего времени никто на его земельную долю права не заявил. В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Администрацией Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовав в средствах массовой информации - газете «Северная правда» №100 от 11.12.2014 года, а также на официальном сайте администрации Костромского муниципального района в сети «Интернет», и на информационных щитах на территории данного муниципального образования. Список невостребованных долей был утвержден на общем собрании участников долевой собственности, проведение которого было осуществлено 13.03.2015 года. При этом о дате проведения собрания была размещена информация в СМИ - газете «Волжская новь» №5 от 04.02.2015 года. Ссылаясь на нормы вышеперечисленных Федеральных законов, Земельного кодекса Российской Федерации, ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит прекратить право собственности ФИО1 на спорную земельную долю, признав право муниципальной собственности Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.

В судебном заседании представитель Администрации Шунгенского сельского поселения Васина И.Н., действующая на основании доверенности от 01.03.2017 года, настаивала на удовлетворении заявленных требований в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика ТУ Росимущество в Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания по делу извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на иск указал об отсутствии притязаний на спорную земельную долю и оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельхозназначения) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Положениями вышеуказанного Федерального закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

В силу п. 1 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Положениями п. 2 указанной выше статьи предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

Орган местного самоуправления, поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовывает этот список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и размещает в своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.

Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (пункты 3, 4 ст. 12.1).

Исходя из анализа п.п. 5 - 7 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения следует, что в случае, если никто не обратился в орган местного самоуправления поселения с письменными возражениями или общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Судом установлено, что во исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», администрацией Костромского района Костромской ФИО1 на основании Постановления Администрации Костромского района от 22.03.1994 года было выдано свидетельство на право собственности на землю серии , в соответствии с которым он приобрел право частной собственности на землю по адресу: (адрес), общей площадью 2,96 (76,06 б/га). Описание собственности - земельная доля. Земли сельхозназначения для сельскохозяйственного производства с/х угодий. 2,96 га в том числе пашни 1,86 га (л.д.5-7).

После смерти ФИО1 ДДММГГГГ никто из наследников в права наследования не вступил, наследственное дело нотариусом не заводилось, о чем имеется справка нотариуса ФИО4 Фактически на протяжении последних трех лет и более переданная в его собственность земельная доля сельхозугодий для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не используется, вследствие чего она подвергается зарастанию деревьями и кустарником, что влечет ухудшение её состояния для целей сельскохозяйственного использования.

В этой связи Администрация Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовав его в средствах массовой информации, в том числе: в газете «Северная правда», выпуск №100 от 11.12.2014г, а также на официальном сайте Шунгенской сельской администрации.

По прошествии полугода посредством опубликования информации в газете «Волжская новь» №5 от 04.02.2015г. Администрацией Шунгенского сельского поселения было сделано объявление о собрании участников общей долевой собственности из паевых земель сельскохозяйственного назначения СПК «Петрилово», находящихся по адресу: (адрес) с указанием времени и места для утверждения списка невостребованных земельных долей. Список невостребованных земельных долей утвержден, в число их вошла доля умершего.

Доводы истца подкреплены документально, обстоятельства невостребованности земельной доли в судебном заседании остались не опровергнутыми.

Поскольку ни собственником земельной доли, ни его правопреемниками никаких действий по распоряжению земельной долей не предпринималось, а также с учётом того, что земельная доля не была использована по назначению более трех лет подряд, обстоятельства невостребованности спорной земельной доли в достаточной степени доказаны и обоснованы.

При этом нарушений процедуры по утверждению списка невостребованных долей судом не установлено, а стороной ответчика о наличии таковых не заявлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ничьи права на выражение волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были, а потому заявленные истцом требования о признании права муниципальной собственности на спорную земельную долю в праве общей долевой собственности на земельную долю подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 2,96 ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22.03.1994 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ , ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:                                                                                                                 ░░░░░░░░ ░.░.

2-595/2017 ~ М-526/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области
Ответчики
ТУ Росимущество в Костромской области
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Воронова Ольга Евгеньевна
Дело на сайте суда
kostromskoy--kst.sudrf.ru
24.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2017Передача материалов судье
25.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2017Судебное заседание
15.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2017Дело оформлено
28.07.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее