Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2014г. Комсомольский районный суд г.Тольятти Самарской области в составе
председательствующего Головачевой О.В.,
при секретаре Малеваной А.В.,
с участием представителя заявителя Рейнер О.С.,
представителя органов власти Двоеглазова С.В.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело ... по жалобе Захарко Кристины Алексеевны, действующей в своих интересах и в интересах Захарко А.В., к заинтересованным лицам Захарко Василию Владимировичу, мэрии г.о.Тольятти об оспаривании распоряжения,
у с т а н о в и л :
Захарко К.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Захарко А.В. обратилась в суд с жалобой об оспаривании распоряжения мэрии г.о.Тольятти, указав, что на основании выписки из постановления мэра г.о.Тольятти «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» от ... года, семья заявителя, состоящая из трех человек - Захарко В.В., Захарко К.А., Захарко А.В., была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Имеется уведомление ... от ... года, из которого так же усматривается, что их семья в 2014 году включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в ... году по г.о.Тольятти.
Распоряжением мэрии г.о.Тольятти от ... № .... их семья ... была исключена из числа участников «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку муж заявителя Захарко В.В. зарегистрирован в двухкомнатной муниципальной квартире общей площадью 41,5 кв.м., по адресу: ..... Так же указано, что в собственности самой Захарко К.А. имеется 1/3 доля 25,8 кв.м. в праве общей долевой собственности в четырехкомнатной квартире, общей площадью 77,3 кв.м. по адресу: .....
Причиной исключения из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий являлось то, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 13,2 кв.м (13,8+25,8)/3, то есть по мнению заинтересованного лица их семья не соответствует требованию, указанному в п.п. «б» п.6 Правил (п.п. «а» п. 18 Правил).
Выпиской из распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти от ... семье Захарко К.А. отказано в выдаче свидетельства о праве на получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»..
Заявитель считает, что исключение ее семьи из числа участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» необоснованно в связи с чем, просит отменить распоряжении мэрии г.о.Тольятти №8029-р/5 от 13.10.2014г. «О снятии с чета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключении из числа участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г.
Представитель заявителя Рейнер О.С. в судебном заседании жалобу поддержала и показала, что семья Захарко К.А. была включена в список нуждающейся еще до смерти матери Захарко В.В. –ФИО6, т.е. после того, как молодая семья добросовестно выполнила все требовании Правил подпрограммы на 2011-2015гг. и была обоснованно включена в списки претендентов на получение социальной выплаты.
Поскольку изменение состава семьи после включения семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и приобретения жилого помещения не предусмотрено в качестве основания для отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты и исключения из списка участников программы, оспариваемое распоряжение является незаконным, нарушающим права заявителя на получение государственной поддержи в виде социальной выплаты на приобретение жилья на территории Самарской области.
На момент включения семьи Захарко в список участников программы распоряжением мэрии г.о.Тольятти на одного человека приходилось 12,05 кв.м., что соответствовало требованиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050
Таким образом, семья Захарко К.А. обоснованно обратилась с заявлением в орган местного самоуправления и воспользовалась правом на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на территории Самарской области.
Правилами предоставления социальных выплат, являющимися Приложением №3 к Постановлению Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 «о федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015годы» предусмотрен исчерпывающий перечень основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы и выдаче свидетельства, среди которых изменение состава семьи после включения семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и приобретения жилого помещения не предусмотрено.
В связи с тем, что в спорных правоотношениях существенным обстоятельством является время возникновения у Захарко К.А. права на государственную поддержку и, такие обстоятельства возникли ... года, до смерти ... Захарко Е.К., то исключение молодой семьи Захарко К.А. из состава участников Программы противоречит Федеральной целевой программе, одной из целей которой является государственная поддержка молодых семей при рождении (усыновлении) детей.
Представитель органа власти Двоеглазов С.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, в обосновании позиции мэрии г.о.Тольятти суду пояснил, что в настоящее время семья Захарко К.А утратила статус нуждающихся, в связи с тем, что супруг заявителя - Захарко В.В. зарегистрирован в двухкомнатной муниципальной квартире общей площадью 41,5 кв.м. по адресу: ...., нанимателем которой ранее была мать Захарко В.В. – ФИО6, однако в настоящее время она умерла, и не исключено, что в дальнейшем Захарко В.В., являясь членом семьи нанимателя воспользуется своим правом участия в приватизации указанного жилого помещения. Также Захарко К.А. имеет в собственности 1/3 доли (25,8 кв.м.) в праве общей долевой собственности на четырехкомнатную квартиру, общей площадью 77,3 кв.м. по адресу: .... В связи с этим обеспеченность каждого члена семьи Захарко К.А. в настоящее время соответствует учетной норме на одного человека и составляет 13,2 к.в.м.
Заинтересованное лицо Захарко В.В. в судебное заседание не явился, его неявка не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив представленные доказательства, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что на основании выписки из постановления мэра г.о.Тольятти от .... №... семья Захарко В.В. из трех человек : Захарко В.В., Захарко К.А. и Захарко А.В. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жилье молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г.» (л.д.9).
Семья Захарко К.А. была включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014г. по г.о.Тольятти, в связи с чем, семье Захарко для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения было рекомендовано предоставить необходимые документы, предусмотренные Уведомлением ... от ...
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Основными принципами реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы являются: добровольность участия в подпрограмме молодых семей; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы; возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только 1 раз.
Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат (п. 1).
В соответствии с названными Правилами правом формированием списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, списков претендентов на получение социальных выплат, выдачи свидетельств на получение социальных выплат наделен орган местного самоуправления. Списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, после их формирования направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ (п. п. 4, 17, 20, 21).
Как предусмотрено п. 6 Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 Правил в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, распоряжением мэрии г.о.Тольятти семья из трех человек-Захарко В.В., Захарко К.А. и Захарко А.В. исключены из числа участников программы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г., в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, предусмотренным п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретением (строительство) жилья и их использования ...
В п. 18 Правил, установлено, что основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе отказывать в признании молодой семьи участником программы и указанные нормы не исключают возможность исключения из списка участников семей, которые не могут являться таковыми по условиям программы, поскольку иное противоречило бы целям осуществления этой программы и влекло необоснованно расходование бюджетных средств. Кроме того, положения Правил не могут отменять либо изменять положения нормы ЖК РФ, ст. 51, которая предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Нуждаемость лиц в жилом помещении, претендующих на оказание социальной поддержки государства в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения определяется с учетом требований ч. 2 ст. 51 ЖК РФ,
Постановлением мэрии г.о.Тольятти от 05.10.2005г. №141-1/п установлена учетная норма площади для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.
Указанная норма действовала и на дату принятия решения о включении семьи заявителя в число участников жилищной программы.
Свидетельством о государственной регистрации права от .... подтверждено, что в собственности Захарко ... имеется 1\3 доли в четырехкомнатной квартире общей площадью 77,30 кв.м. по адресу: .... что соответствует 25,8 к.в.м
Согласно выписке из поквартирной карточки в указанной квартире зарегистрировано 5 человек, среди которых сособственник Захарко К.А. и ее дочь Захарко А.В. ...
Супруг заявителя Захарко В.В. зарегистрирован в муниципальном жилом помещении по адресу: ...., нанимателем указанного жилого помещения являлась его мать ФИО6 ... которая .... умерла ...
Указанные обстоятельства никем из сторон не оспорены.
Суд приходит к выводу, в связи с тем, что с момента постановки семьи Захарко К.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обстоятельства, послужившие основанием для постановки их на указанный учет существенно изменились, после смерти матери Захарко В.В., учетная норма жилого помещения, исходя из приходящейся доли Захарко В.В. в жилом помещении по адресу: .... (который в будущем может воспользоваться правом приватизации указанного жилого помещения), в совокупности с долей, принадлежащей на праве собственности Захарко К.А., на каждого члена семьи стала составлять по 13,2 к.в.м, что превышает учетную норму, утвержденную постановлением мэрии г.о.Тольятти от 05.10.2005г. №141-1/п.
Таким образом, семья Захарко К.А. утратила право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку заявитель и членным ее семьи не являются нуждающимися в жилом помещении.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным распоряжения мэрии г.о.Тольятти №8029-р\5 от 13.10.2014г. «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 245-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Жалобу Захарко Кристины Алексеевны, действующей в своих интересах и в интересах Захарко Александры Васильевны, об отмене распоряжения мэрии г.о.Тольятти №...5 от .... «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Комсомольский районный суд г.Тольятти.
Судья: О.В. Головачева.
Решение в окончательной форме изготовлено .... Судья-