дело № 2а-335/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2018 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ибрагимова Владимира Юрьевича к Главе Медвежьегорского поселения, Администрации Медвежьегорского городского поселения о признании распоряжения незаконным, обязании совершить определенные действия,
установил:
Ибрагимов В.Ю. обратился в суд по тем основаниям, что проживает в квартире № 7 многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, <адрес> Заключением межведомственной комиссии от 13.08.2013 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В указанном заключении отмечено, что основные несущие и ограждающие конструкции дома имеют грубые конструктивные изменения, общее техническое состояние всего здания неудовлетворительное. Распоряжением Главы Медвежьегорского городского поселения № 41 от 28.11.2013 дом признан аварийным, подлежащим сносу, установлен срок расселения жителей путем предоставления им равнозначных жилых помещений по договорам социального найма до 15.12.2014. Расселение до настоящего времени не произведено. Из письма прокурора Медвежьегорского района от 06.03.2018 административному истцу стало известно, что 27.02.2018 Главой Медвежьегорского городского поселения Рыкусовым Н.С. издано распоряжение № 43-р о внесении изменений в распоряжение № 41 от 28.11.2013, установлен новый срок расселения до 31.12.2024. С распоряжением № 43-р от 27.02.2018 Ибрагимов В.Ю. не согласен, считает его незаконным, поскольку новый срок расселения ничем не обоснован, противоречит имеющимся заключениям экспертов о состоянии дома. Согласно заключению строительно-технической экспертизы от 30.03.2012 в отношении указанного дома требовалось немедленное проведение комплексного капитального ремонта, нормативные сроки эффективной эксплуатации несущих конструктивных элементов дома (фундаменты, стены, перекрытия, кровля) истекли. В процессе эксплуатации дома произошел физический износ конструктивных элементов дома и дома в целом 60% на дату оценки 30.03.2012. Согласно техническому заключению ООО «Проектно-конструкторское бюро «Промбезопасность» общий физический износ здания определен как 72%, установлена аварийность конструктивных элементов дома: фактический износ фундамента 75%, несущих стен – 80%, чердачных перекрытий – 65%, междуэтажных перекрытий – 65%, строительной системы – 65%, фактическая эксплуатация большинства ключевых элементов дома на десятки лет превышает существующие нормативы. Капитальный ремонт дома нецелесообразен, поскольку его стоимость составит 113% стоимости нового жилого дома. В заключении отмечено возможное обрушение дома. Исходя из «Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», утв. Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 15.02.2013, эксплуатация деревянного здания должна быть немедленно прекращена при степени износа такого здания свыше 65%. В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом. Принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. В силу п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений непригодными для проживания. На основании указанных правовых норм и Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения лиц в нем проживающих относится к компетенции органа местного самоуправления. Из п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» следует, что в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения. Оспариваемое распоряжение нарушает право административного истца на безопасное жилище, указанный дом признании аварийным в 2013 году, с течением времени состояние дома ухудшается, установленный срок расселения до конца 2023 года не сопоставим с состоянием дома, проживание в котором сопряжено с постоянной реальной опасностью для жизни и здоровья. Возможность обрушения дома выявлена в начале 2017 года, бездействие Администрации Медвежьегорского городского поселения выражается в непринятии мер по расселению. На основании изложенного, в целях защиты права на безопасное жилище, Ибрагимов В.Ю. просит суд признать незаконным распоряжение Главы Медвежьегорского городского поселения от 27.02.2018 № 43-р «О внесении изменений в распоряжение № 41 от 28.11.2013 «О признании жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, аварийным и подлежащим сносу»; обязать Администрацию Медвежьегорского городского поселения в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в соответствии с Жилищным кодексом РФ принять меры к расселению жильцов дома, расположенного по адресу: <адрес> с последующим сносом указанного аварийного дома.
В судебном заседании административный истец Ибрагимов В.Ю. и представитель административного истца адвокат Плотникова Е.О. административные исковые требования по изложенным основаниям поддержали.
Административные ответчики - Глава Администрации Медвежьегорского городского поселения и представитель Администрации Медвежьегорского городского поселения в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, сведений о причинах неявки, каких-либо ходатайств, возражений против административного иска не представили. На основании ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения административного истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст. 226 КАС РФ на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявших оспариваемое решение возлагается обязанность доказать обоснованность оспариваемого решения, его соответствие закону.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Исходя из положений абз. 2 п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ответе на вопрос N 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, однако, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.
Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, что решением Медвежьегорского районного суда от 26.04.2012, вступившим в законную силу 05.06.2012, Администрация Медвежьегорского городского поселения обязана выполнить комплексный капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В отношении Администрации 22.06.2012 возбуждено исполнительное производство № 9403/12/08/10. Решение суда до настоящего времени не исполнено.
Распоряжением Главы Медвежьегорского городского поселения № 41 от 28.11.2013 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения жителей до 15.12.2014. До настоящего времени расселение дома не произведено.
05.11.2015 распоряжением Главы Медвежьегорского городского поселения № 306-р дом <адрес> был признан пригодным для проживания. Указанное распоряжение как незаконное отменено решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 10.05.2016 по делу № 2а-367/2016, которое вступило в законную силу 16.06.2016.
Распоряжением и.о. Главы Медвежьегорского городского поселения от 24.06.2016 № 148-р многоквартирный жилой дом <адрес> вновь был признан пригодным для проживания и требующим проведения капитального ремонта. Решением Медвежьегорского районного суда от 14.02.2017 по делу № 2а-141/2017 указанное распоряжение признано незаконным. Решение суда вступило в законную силу 04.05.2017.
07.02.2017 Главой Медвежьегорского городского поселения было вынесено распоряжение № 28-р, которым многоквартирный жилой дом <адрес> повторно признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения жителей дома до 31.12.2023 года. Указанное распоряжение признано незаконным и отменено решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 27.09.2017 по делу № 2а-609/2017, которое вступило в законную силу 03.11.2017.
Оспариваемым распоряжением Главы Медвежьегорского городского поселения от 27.02.2018 № 43-р в распоряжение № 41 от 28.11.2013 «О признании жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> подлежащим сносу» внесены изменения в части срока расселения, установлен срок расселения до 31.12.2024. Оспариваемое распоряжение не содержит какого-либо обоснования нового срока расселения, соответствующих доказательств, административными ответчиками не представлено.
Аварийность указанного многоквартирного дома, необходимость его расселения административными ответчиками не оспаривается, подтверждается решением Медвежьегорского районного суда от 26.04.2012 по делу № 2-33/2012, заключением судебной строительно-технической экспертизы № 30-03-19-1/12 от 30.03.2012, актом обследования дома межведомственной комиссией и заключением комиссии от 12.08.2013.
Как следует из технического заключения ООО «Проектно-конструкторское бюро «Промбезопасность», составленного по заказу Администрации Медвежьегорского городского поселения в январе 2017 года по результатам инструментального обследования, на предмет пригодности для проживания многоквартирного жилого дома <адрес>, фундамент здания находится в аварийном состоянии, степень физического износа фундамента 75%, примерная оценка стоимости капитального ремонта в процентах к восстановительной стоимости составляет 113%; несущие стены находятся в аварийном состоянии, степень общего физического износа ограждающих несущих стен - 80%, примерная оценка стоимости капитального ремонта в процентах от восстановительной стоимости составляет 120%; чердачное перекрытие находится в аварийном состоянии, степень его физического износа 65%, примерная оценка стоимости капитального ремонта в процентах от восстановительной стоимости составляет 99%; междуэтажное перекрытие находится в аварийном состоянии, степень физического износа 65%, примерная оценка стоимости капитального ремонта в процентах от восстановительной стоимости составляет 99%; стропильная система крыши в аварийном состоянии, степень физического износа 75%, примерная оценка стоимости капитального ремонта в процентах от восстановительной составляет 113%; кровельное покрытие находится в ограниченно работоспособном состоянии, примыкания асбестоцементных листов негерметичное, вследствие чего образуются протечки, степень физического износа 60%, примерная оценка стоимости капитального ремонта в процентах от восстановительной составляет 90%; печные трубы осели, раствор кладки выветривается, частично отсутствует отделка труб, имеются следы замачивания, дымления, прогорания кирпичной кладки, состояние печных труб ограниченно работоспособное, степень физического износа 55%, примерная оценка стоимости капитального ремонта в процентах от восстановительной стоимости составляет 76%; по системе водоотведения наблюдается коррозия канализационных труб, протечки, состояние ограниченно работоспособное; степень физического износа системы газоснабжения 60%, примерная оценка стоимости капитального ремонта в процентах от восстановительной составляет 90%. Отмечается, что состояние основных несущих конструкций здания является аварийным и характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения при дальнейшей эксплуатации. Конструкция фундаментов и стен не может обеспечить требования механической безопасности в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и не может обеспечивать безопасное нахождение в нем людей
Согласно актуальной информации, представленной Фондом капитального ремонта РК в рамках настоящего дела, срок расселения указанного дома установлен до 15.12.2014.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в ответе на вопрос N 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома. Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Анализируя исследованные доказательства в их совокупности с учетом приведенных правовых норм, правовой позиции Верховного Суда РФ, фактических обстоятельств настоящего дела, суд приходит к выводу, что Администрацией Медвежьегорского городского поселения реальных мер по расселению дома, признанного аварийным в 2013 году, не принимается. Срок расселения дома, установленный распоряжением Главы Медвежьегорского городского поселения № 43-р от 27.02.2018, исходя из аварийного состояния дома, степени его физического износа, возможности обрушения, следует признать необоснованным, не отвечающим требованиям разумности, нарушающим право административного истца и иных лиц, проживающих в данном доме, на своевременное расселение из аварийного дома, право на обеспечение безопасных условий проживания. Фактически срок расселения аварийного дома отложен на 10 лет.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания для признания оспариваемого распоряжения Главы Медвежьегорского городского поселения незаконным с возложением на Администрацию Медвежьегорского городского поселения обязанности по восстановлению нарушенного права административного истца на своевременное расселение из аварийного дома путем обязания Администрации в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры к расселению многоквартирного жилого дома <адрес> с последующим его сносом.
В силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 111 КАС РФ с Администрации Медвежьегорского городского поселения в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ибрагимова Владимира Юрьевича удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Главы Медвежьегорского городского поселения от 27.02.2018 № 43-р «О внесении изменений в распоряжение № 41 от 28.11.2013 «О признании жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, аварийным и подлежащим сносу».
Обязать Администрацию Медвежьегорского городского поселения в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в соответствии с Жилищным кодексом РФ принять меры к расселению жильцов дома, расположенного по адресу: <адрес> с последующим сносом указанного аварийного дома.
Взыскать с Администрации Медвежьегорского городского поселения в пользу Ибрагимова Владимира Юрьевича возврат государственной пошлины в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелии через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А.Ерохова
Решение в окончательной форме составлено 23 апреля 2018 года