Дело № 2-131/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Канск Красноярского края 18 апреля 2017 года
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Гришаниной Н.В.,
при секретаре - Рыковой Е.В.,
с участием помощника Канского межрайонного прокурора Поздняковой Л.О.,
представителя ответчика - Зарицкой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ЗАО «Большеуринское» о возложении обязанности выполнить условия лицензии на право пользования недрами,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ЗАО «Большеуринское», в котором просит обязать ЗАО «Большеуринское» в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить выполнение условий лицензии на право пользования недрами №00672 ВЭ от 15.03.1998, а именно выполнить работы по экспертной оценке эксплуатационных запасов подземных вод на участке недр - пяти одиночных скважин в <адрес>, с предоставлением материалов экспертной оценки на государственную экспертизу.
Свои требования истец мотивировал тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ЗАО «Большеуринское» требований законодательства о недрах, по результатам проведения которой установлены факты нарушения требований закона. Так, ЗАО «Большеуринское» имеет лицензию № 00672 ВЭ от 15.03.1998 года на право использования пяти участков недр для эксплуатации пяти одиночных скважин в с<адрес>. В соответствии с условиями лицензионного соглашения являющегося неотъемлемой частью названой лицензии максимальная величина водоотбора составляет до 1860 м3/сут. (п.3.1 Лицензионного соглашения).
Пунктом 3.2 Лицензионного соглашения определено, что ЗАО «Большеуринское» в течении ДД.ММ.ГГГГ гг. необходимо было произвести экспертную оценку эксплуатационных запасов подземных вод, с предоставлением материалов данной оценки на государственную экспертизу в ДД.ММ.ГГГГ года. В нарушение требований законодательства, ЗАО «Большеуринское» осуществляет добычу подземных вод на указанных участках недр в соответствии с вышеназванной действующей лицензией, где предусмотрено условие о проведении в течении ДД.ММ.ГГГГ. работ по оценке эксплуатационных запасов питьевых подземных вод с привлечением специализированной организации и предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ г. отчета на государственную экспертизу. Данное условие лицензий не оспаривалось и не изменялось в установленном законом порядке. Но данные требования лицензий ответчиком в добровольном порядке не исполнены, работы по оценке эксплуатационных запасов питьевых подземных вод не проведены, их результаты на государственную экспертизу не представлены. С целью устранения выявленных нарушением Канским межрайонным прокурором в адрес ЗАО «Большеуринское» внесено представление с требованием устранить, вышеуказанные нарушения закона. Кроме того, исполнительный директор ЗАО «Большеуринское» привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об административном правонарушении в части того, что ЗАО «Большеуринское» осуществляется пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на право пользования недрами. В нарушение требований указанных условий лицензий не проведены работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод. По результатам рассмотрения представления ЗАО «Большеуринское» вышеуказанные требований закона небыли устранены, оценка эксплуатационных запасов не проведена, результаты оценки на экспертизу не представлены. В связи с чем прокурор обратился в суд.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Позднякова Л.О. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ЗАО «Большеуринское» Зарицкая Е.В. исковые требования не признала, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что объем добычи подземных вод ЗАО «Большеуринское» составляет менее 100 м3 в сутки в связи с чем, проведение государственной экспертизы не является обязательным.
Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Колосова Т.В. в судебное заседание не явилась, направила отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица - Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу Горбатова Е.Е. в судебное заседание не явилась, направила пояснения на исковое заявление, в котором полагает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав участников судебного заседания и исследовав материалы дела: копию представления Канского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о недрах, а также иного природоохранного законодательства», ответ ЗАО «Большеуринское» от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора, копию постановления Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, копию свидетельства ЗАО «Большеуринское» о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации, копию свидетельства ЗАО «Большеуринское» о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ, копию выписки из протокола годового собрания акционеров ЗАО «Большеуринское» № от ДД.ММ.ГГГГ, копию лицензионного соглашения между Комитетом природных ресурсов и ПО «Большеуринское» об условиях недропользования при добыче подземных вод в Канском районе, копию акта проверки территориальным органом Росприроднадзора соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды №№ от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную, окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экономическим правонарушением.
Согласно ст. 3 Федерального Закона «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов - презумпции экологической опасности планирования хозяйственной или иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии с ч.3 ст. 34, 39 вышеуказанного Закона эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
На основании ст. 7, 11, 12 Закона РФ «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В содержание лицензии включаются условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.
В соответствии по ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение выполнение условий, установленных лицензией.
Статьей 23 вышеназванного закона предусмотрено, что основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых, проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых.
На основании ст. 29 указанного Закона в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.
В судебном заседании установлено, что ЗАО «Большеуринское» имеет лицензию № № от ДД.ММ.ГГГГ на право использования пяти участков недр для эксплуатации пяти одиночных скважин в <адрес>.
В соответствии с условиями лицензионного соглашения (приложение № к вышеуказанной лицензии), максимальная величина водоотбора составляет до 1860 м.куб в сутки.
Пунктом 3.2 Лицензионного соглашения определено, что ЗАО «Большеуринское» в течении ДД.ММ.ГГГГ годов необходимо произвести экспертную оценку эксплутационных запасов подземных вод, с предоставлением материалов данной оценки на государственную экспертизу в ДД.ММ.ГГГГ года.
Данное условие лицензий не оспаривалось и не изменялось в установленном законом порядке. Но данные требования лицензии ответчиком в добровольном порядке не исполнены, работы по оценке эксплуатационных запасов питьевых подземных вод не проведены, их результаты на государственную экспертизу не представлены. С целью устранения выявленных нарушением Канским межрайонным прокурором в адрес ЗАО «Большеуринское» внесено представление с требованием устранить, вышеуказанные нарушения закона. По результатам рассмотрения представления ЗАО «Большеуринское» вышеуказанные требований закона небыли устранены, оценка эксплуатационных запасов не проведена, результаты оценки на экспертизу не представлены.
В обоснование своей позиции ЗАО «Большеуринское» указало, что прокурором не приняты во внимание изменения, внесенные в ст.29 Федеральный Закон «О недрах», действующую с ДД.ММ.ГГГГ, где предусмотрено проведение государственной экспертизы при добыче подземных вод более 100 м3 в сутки. Но в настоящее время объем добычи ЗАО «Большеуринское» подземных вод по каждой скважине составляет менее 100м3 в сутки, а значит проведение экспертизы эксплуатационных запасов подземных вод не требуется.
Суд не находит оснований согласиться с позицией ответчика, поскольку согласно статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Выданная ответчику лицензия на право добычи подземных питьевых вод содержит условия о проведении недропользователем работ по оценке эксплуатационных запасов питьевых подземных вод в течении ДД.ММ.ГГГГ гг. При получении данной лицензии руководитель ЗАО «Большеуринское» был согласен с данным условием, о чем имеется его подпись под данными условиями. Изменения в рассматриваемую лицензию не вносились. Внесение изменений в ст. 29 Закона РФ «О недрах» с ДД.ММ.ГГГГ, где указано о возможности не проведения государственной экспертизы при добыче подземных вод объемом не более 100 кубических метров в сутки, не имеет правового значения для рассматриваемых обстоятельств. В рассматриваемой лицензии установлена максимальная величина водоотбора которая составляет до 1860 метров кубических в сутки, что превышает объем добычи в 100 метров кубических в сутки. Представленные ответчиком данные о меньшем фактическом объеме добычи подземных вод по сравнению с данными лицензий не свидетельствуют об отсутствии законных оснований для проведения оценки эксплуатационных запасов питьевых подземных вод, поскольку изменения в действующие лицензии не вносились.
Письмом Роспотребнадзора от 02.06.2011 г. №ВС-02-00-36/6920 «Об условиях лицензионных соглашений» установлено, что согласно ст. 29 Закона Российской Федерации "О недрах" предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
В соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2006 N 460, от 22.01.2007 N 37), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69, государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых.
При этом в лицензиях на пользование недрами установлено, что выполнение лицензионных условий осуществляется недропользователем в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, условие оценки и государственной экспертизы запасов подземных вод предусмотрено действующим законодательством о недрах и является обязательным условием недропользования вне зависимости от наличия данного требования в лицензии на право пользования недрами.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать ЗАО «Большеуринское» в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить выполнение условий лицензии на право пользования недрами № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно выполнить работы по экспертной оценке эксплуатационных запасов подземных вод на участке недр - пяти одиночных скважин в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.В. Гришанина