<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
3 марта 2014 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Маринкина О.В.,
при секретаре Камининой М.А.,
с участием заявителя Небольсина А.Е., его представителя - адвоката Черных Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Небольсина <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее 3 отдел управления), связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Небольсин обратился с заявлением, в котором указал, что при прохождении военной службы по контракту в Архангельской области в 1996 году был принят на жилищный учет с составом семьи из 3 человек: заявитель, его бывшая супруга Небольсина В.В. и сын Небольсин А.А., а в 1997 году от Министерства обороны РФ им была предоставлена двухкомнатная квартира <данные изъяты> в <данные изъяты> Архангельской области, общей площадью 40,7 кв. метров. В ноябре 2001 года его брак с Небольсиной В.В. был расторгнут, после чего в 2002 году заявитель снялся с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, и был направлен к новому месту службы в город Воронеж. В 2004 году вышеуказанная квартира была приватизирована бывшей супругой заявителя и его сыном, после чего продана. Заявитель в приватизации данной квартиры участия не принимал. В 2002 году Небольсин заключил брак с Небольсиной (Телепневой) Е.М., в котором у них родились дети: Алена и София, при этом, все они, на момент подачи Небольсиным настоящего заявления в суд, зарегистрированы по адресу военного общежития: г. Воронеж, <данные изъяты>, и состоят на учете как нуждающиеся в жилом помещении по договору социального найма. Однако, решением начальника 3 отдела управления от 10 июля 2013 года <данные изъяты> заявитель и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что заявитель в 1996 году с прежним составом семьи уже был обеспечен от Министерства обороны РФ жилым помещением.
Полагая свои права нарушенными, Небольсин просил суд признать незаконным с момента принятия решение начальника 3 отдела управления от 10 июля 2013 года <данные изъяты> о снятии Небольсина с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать начальника 3 отдела управления отменить данное решение.
Заявитель в судебном заседании свои требования поддержал и пояснил, что действительно он в 1997 году обеспечивался от МО РФ жилым помещением на прежний состав семьи по адресу: Архангельская область, <данные изъяты>, Однако, в 2 июля 2002 года он снялся с регистрационного учета из указанной квартиры, оставив ее бывшей супруге и сыну, которая в последствии была приватизирована ими, а затем продана, при этом в данной квартире до 21 июня 2002 года была зарегистрирована дочь предыдущего нанимателя данной квартиры.
Представитель заявителя адвокат Черных Ю.М. в судебном заседании поддержал заявление своего доверителя.
Начальник 3 отдела управления, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыл и не направил своего представителя, а в направленных в суд возражениях указал, что требования заявителя не признает, и просил применить срок давности обращения в суд с заявлением.
Заслушав заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления Небольсина по следующим основаниям.
Согласно решению начальника 3 отдела управления от 10 июля 2013 года <данные изъяты> Небольсин был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку он ранее, в связи с прохождением военной службы по контракту, уже был обеспечен жилым помещением по договору социального найма с прежним составом семьи по адресу: Архангельская область, <данные изъяты>. Однако, данным жилым помещением заявитель распорядился по своему усмотрению, оставив его членам своей бывшей семьи, в связи с чем, он утратил право на повторное обеспечение жилым помещением по договору социального найма за счет бюджетных средств, выделенных Минобороны РФ.
Согласно копии Сведений о наличии (отсутствии) у Небольсина жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи в Архангельской области у него на основании договора социального найма находилась в пользовании квартира <данные изъяты> Приморского района, которую он оставил прежним членам своей семьи.
Из сообщения главы МО «Катунинское» от 14 февраля 2014 года <данные изъяты> следует, что Небольсин до 2 июля 2002 года проживал в квартире <данные изъяты> в <данные изъяты> Архангельской области, 29 декабря 2003 года указанная квартира была приватизирована Небольсиной В.В. и Небольсиным А.А., при этом общая площадь указанной квартиры согласно ее технического паспорта составляет 40,7 кв.м., а жилая - 30,1 кв.м. С 1 апреля 2001 года жилой фонд «1966 ОМИС» был передан МО «Приморский район», а затем в 2006 году в МО «Катунинское».
В талоне к ордеру <данные изъяты> от 1 мая 1997 года, выданного КЭЧ Приморского района МО РФ, указано, что Небольсину с составом семьи 3 человека выделена квартира <данные изъяты>, площадью 28,2 кв.м.
Из копии поквартирной карточки квартиры <данные изъяты> следует, что Небольсин, его бывшая супруга и сын были зарегистрированы по указанному адресу 5 мая 1997 года, где оставались зарегистрированными до 24 сентября 1999 года прежний наниматель Ляховский Л.А. и до 21 июня 2002 года - его дочь Алена, при этом Небольсин снялся с регистрационного учета 2 июля 2002 года, а его бывшая супруга и сын - 18 февраля 2004 года.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. “т” ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе “О статусе военнослужащих” установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона “О статусе военнослужащих”, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определён в ст. ст. 15 и 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.
Приведённые нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., осуществляется путём предоставления за счёт Министерства обороны РФ служебного жилья для постоянного проживания в период военной службы, а по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона
Предоставляя определённой в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Таким образом, если военнослужащий не может сдать в установленном порядке ранее предоставленное ему Министерством обороны жильё, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильём возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны РФ.
Согласно п. 17, 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению № 10 к настоящей Инструкции.
С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Согласно Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Архангельской области, утвержденных Решением исполкома Архангельского областного Совета народных депутатов и президиума Архангельского Облсовпрофа от 28 декабря 1989 года (в редакции от 16 июля 1997 года) «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Архангельской области» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи восемь и менее квадратных метров.
В судебном заседании установлено, что в период прохождения военной службы в 1997 году заявителю на состав семьи из трех человек Министерством обороны была предоставлена двухкомнатная квартира <данные изъяты> Архангельской области с жилой площадью 28,2 кв. метров, при этом до снятия Небольсина с регистрационного учета по указанному адресу он не мог находится на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ко 2 июля 2002 года обеспеченность Небольсина, его бывшей супруги и сына превышала учетную норму. В ноябре 2001 года брак заявителя с Небольсиной В.В. был расторгнут, после чего в 2002 году заявитель снялся с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, и убыл в город Воронеж. В 2004 году вышеуказанная квартира была приватизирована бывшей супругой заявителя и его сыном, после чего продана. Заявитель в приватизации данной квартиры участия не принимал. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявитель лишён возможности возвратить вышеуказанную квартиру в ведение Министерства обороны РФ.
А поскольку Небольсин не может сдать ранее предоставленное ему по прежнему месту военной службы Министерством обороны жильё, то решение начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ от 10 июля 2013 года <данные изъяты> о снятии Небольсина с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является законным и обоснованным.
Относительно заявления начальника 3 отдела управления о применении срока обращения в суд с заявлением, суд находит таковое необоснованным, поскольку обеспечение военнослужащих жилыми помещениями является одной из основных социальной гарантий установленной государством и в период прохождения военнослужащими военной службы данное положение применяться не может.
Поскольку решение суда состоялось не в пользу Небольсина, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ оснований для взыскания в пользу заявителя понесенных по делу судебных расходов по уплате государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Небольсина <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий по делу О.В. Маринкин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
3 марта 2014 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Маринкина О.В.,
при секретаре Камининой М.А.,
с участием заявителя Небольсина А.Е., его представителя - адвоката Черных Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Небольсина <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее 3 отдел управления), связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Небольсин обратился с заявлением, в котором указал, что при прохождении военной службы по контракту в Архангельской области в 1996 году был принят на жилищный учет с составом семьи из 3 человек: заявитель, его бывшая супруга Небольсина В.В. и сын Небольсин А.А., а в 1997 году от Министерства обороны РФ им была предоставлена двухкомнатная квартира <данные изъяты> в <данные изъяты> Архангельской области, общей площадью 40,7 кв. метров. В ноябре 2001 года его брак с Небольсиной В.В. был расторгнут, после чего в 2002 году заявитель снялся с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, и был направлен к новому месту службы в город Воронеж. В 2004 году вышеуказанная квартира была приватизирована бывшей супругой заявителя и его сыном, после чего продана. Заявитель в приватизации данной квартиры участия не принимал. В 2002 году Небольсин заключил брак с Небольсиной (Телепневой) Е.М., в котором у них родились дети: Алена и София, при этом, все они, на момент подачи Небольсиным настоящего заявления в суд, зарегистрированы по адресу военного общежития: г. Воронеж, <данные изъяты>, и состоят на учете как нуждающиеся в жилом помещении по договору социального найма. Однако, решением начальника 3 отдела управления от 10 июля 2013 года <данные изъяты> заявитель и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что заявитель в 1996 году с прежним составом семьи уже был обеспечен от Министерства обороны РФ жилым помещением.
Полагая свои права нарушенными, Небольсин просил суд признать незаконным с момента принятия решение начальника 3 отдела управления от 10 июля 2013 года <данные изъяты> о снятии Небольсина с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать начальника 3 отдела управления отменить данное решение.
Заявитель в судебном заседании свои требования поддержал и пояснил, что действительно он в 1997 году обеспечивался от МО РФ жилым помещением на прежний состав семьи по адресу: Архангельская область, <данные изъяты>, Однако, в 2 июля 2002 года он снялся с регистрационного учета из указанной квартиры, оставив ее бывшей супруге и сыну, которая в последствии была приватизирована ими, а затем продана, при этом в данной квартире до 21 июня 2002 года была зарегистрирована дочь предыдущего нанимателя данной квартиры.
Представитель заявителя адвокат Черных Ю.М. в судебном заседании поддержал заявление своего доверителя.
Начальник 3 отдела управления, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыл и не направил своего представителя, а в направленных в суд возражениях указал, что требования заявителя не признает, и просил применить срок давности обращения в суд с заявлением.
Заслушав заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления Небольсина по следующим основаниям.
Согласно решению начальника 3 отдела управления от 10 июля 2013 года <данные изъяты> Небольсин был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку он ранее, в связи с прохождением военной службы по контракту, уже был обеспечен жилым помещением по договору социального найма с прежним составом семьи по адресу: Архангельская область, <данные изъяты>. Однако, данным жилым помещением заявитель распорядился по своему усмотрению, оставив его членам своей бывшей семьи, в связи с чем, он утратил право на повторное обеспечение жилым помещением по договору социального найма за счет бюджетных средств, выделенных Минобороны РФ.
Согласно копии Сведений о наличии (отсутствии) у Небольсина жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи в Архангельской области у него на основании договора социального найма находилась в пользовании квартира <данные изъяты> Приморского района, которую он оставил прежним членам своей семьи.
Из сообщения главы МО «Катунинское» от 14 февраля 2014 года <данные изъяты> следует, что Небольсин до 2 июля 2002 года проживал в квартире <данные изъяты> в <данные изъяты> Архангельской области, 29 декабря 2003 года указанная квартира была приватизирована Небольсиной В.В. и Небольсиным А.А., при этом общая площадь указанной квартиры согласно ее технического паспорта составляет 40,7 кв.м., а жилая - 30,1 кв.м. С 1 апреля 2001 года жилой фонд «1966 ОМИС» был передан МО «Приморский район», а затем в 2006 году в МО «Катунинское».
В талоне к ордеру <данные изъяты> от 1 мая 1997 года, выданного КЭЧ Приморского района МО РФ, указано, что Небольсину с составом семьи 3 человека выделена квартира <данные изъяты>, площадью 28,2 кв.м.
Из копии поквартирной карточки квартиры <данные изъяты> следует, что Небольсин, его бывшая супруга и сын были зарегистрированы по указанному адресу 5 мая 1997 года, где оставались зарегистрированными до 24 сентября 1999 года прежний наниматель Ляховский Л.А. и до 21 июня 2002 года - его дочь Алена, при этом Небольсин снялся с регистрационного учета 2 июля 2002 года, а его бывшая супруга и сын - 18 февраля 2004 года.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. “т” ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе “О статусе военнослужащих” установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона “О статусе военнослужащих”, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определён в ст. ст. 15 и 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.
Приведённые нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., осуществляется путём предоставления за счёт Министерства обороны РФ служебного жилья для постоянного проживания в период военной службы, а по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона
Предоставляя определённой в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Таким образом, если военнослужащий не может сдать в установленном порядке ранее предоставленное ему Министерством обороны жильё, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильём возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны РФ.
Согласно п. 17, 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению № 10 к настоящей Инструкции.
С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Согласно Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Архангельской области, утвержденных Решением исполкома Архангельского областного Совета народных депутатов и президиума Архангельского Облсовпрофа от 28 декабря 1989 года (в редакции от 16 июля 1997 года) «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Архангельской области» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи восемь и менее квадратных метров.
В судебном заседании установлено, что в период прохождения военной службы в 1997 году заявителю на состав семьи из трех человек Министерством обороны была предоставлена двухкомнатная квартира <данные изъяты> Архангельской области с жилой площадью 28,2 кв. метров, при этом до снятия Небольсина с регистрационного учета по указанному адресу он не мог находится на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ко 2 июля 2002 года обеспеченность Небольсина, его бывшей супруги и сына превышала учетную норму. В ноябре 2001 года брак заявителя с Небольсиной В.В. был расторгнут, после чего в 2002 году заявитель снялся с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, и убыл в город Воронеж. В 2004 году вышеуказанная квартира была приватизирована бывшей супругой заявителя и его сыном, после чего продана. Заявитель в приватизации данной квартиры участия не принимал. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявитель лишён возможности возвратить вышеуказанную квартиру в ведение Министерства обороны РФ.
А поскольку Небольсин не может сдать ранее предоставленное ему по прежнему месту военной службы Министерством обороны жильё, то решение начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ от 10 июля 2013 года <данные изъяты> о снятии Небольсина с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является законным и обоснованным.
Относительно заявления начальника 3 отдела управления о применении срока обращения в суд с заявлением, суд находит таковое необоснованным, поскольку обеспечение военнослужащих жилыми помещениями является одной из основных социальной гарантий установленной государством и в период прохождения военнослужащими военной службы данное положение применяться не может.
Поскольку решение суда состоялось не в пользу Небольсина, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ оснований для взыскания в пользу заявителя понесенных по делу судебных расходов по уплате государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Небольсина <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий по делу О.В. Маринкин
<данные изъяты>