Дело № 2-182/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2013 года город Барнаул
БАРНАУЛЬСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе: председательствующего - заместителя председателя суда Лунёва П.В., при секретаре судебного заседания Голубевой Е.С., с участием заявителя Кондратенко И.В., его представителя Калачева Б.Г., а также заместителя военного прокурора Барнаульского гарнизона майора юстиции Пурдина В.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 старшего матроса запаса Кондратенко И.В. об оспаривании действий Министра обороны РФ и командира названной части, связанных с его увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава,-
УСТАНОВИЛ:
На основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Кондратенко И.В. был досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта и 27 января 2013 года исключен из списков личного состава войсковой части 00000 (подводная лодка).
Полагая, что названный приказ нарушает его права, Кондратенко И.В. обратился в суд с требованиями о признании этого распорядительного акта незаконным, восстановлении его на военной службе и возложении на командира войсковой части 00000 обязанности по обеспечению его всеми положенными видами довольствия.
В последующем Кондратенко И.В. скорректировал свое заявление и, дополнив его новыми основаниями, а также уточнив предъявленные требования, наряду с требованиями об отмене вышеназванного приказа Министра обороны РФ, просил признать незаконным бездействие командира войсковой части 00000, не издавшего при исключении его из списков личного состава части приказы о выдаче ему продовольственного пайка, вещевого имущества и компенсации командировочных расходов, не возместившего ему расходы по проезду к месту постановки на воинский учет, а также не включившего его в число военнослужащих, представленных к выплате дополнительного материального стимулирования за 3 и 4 кварталы 2011 года.
Для устранения допущенных нарушений Кондратенко И.В. ходатайствовал о возложении на Министра обороны РФ обязанности по отмене оспариваемого приказа и обеспечению всеми положенными видами довольствия, на упомянутого командира - обязанности по совершению перечисленных выше, не совершенных действий, на командира войсковой части 11111 - обязанности по выдаче ему вещевого имущества и продовольственного пайка, а на руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» обязанности по компенсации ему командировочных расходов и возмещению затрат по проезду к месту проведения отпуска и обратно, а также к месту постановки на воинский учет.
В обоснование своих требований Кондратенко И.В. указал на то, что он незаконно был уволен с военной службы, поскольку каких-либо оснований для этого не имелось.
Представитель заявителя Калачев Б.Г. поддержал заявленные требования и заявил о том, что командованием был нарушен порядок исключения его доверителя из списков личного состава части, поскольку на момент окончания военной службы, указанный в соответствующем приказе, он не был обеспечен всеми положенными видами довольствия. Кроме того, вопреки требованиям законодательства командование не продлило Кондратенко И.В. на количество дней болезни предоставленный перед увольнением основной отпуск за 2012 год.
Министр обороны РФ и командир войсковой части 00000, а также привлеченные в качестве заинтересованных лиц командир войсковой части 11111, руководители расчетного центра и отдела финансового обеспечения, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суд не прибыли.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения Кондратенко И.В. и Калачева Б.Г., а также заключение прокурора, указавшего на отсутствие оснований для отмены приказа об увольнении заявителя и необходимость восстановления его прав на обеспечение положенными видами довольствия, суд полагает, что рассматриваемые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно копии военного билета, ДД.ММ.ГГГГ Кондратенко И.В. поступил на военную службу по контракту и стал проходить ее в этом качестве в войсковой части 00000.
Из служебной карточки, рапортов заявителя о причинах совершения проступков, заключений об итогах служебных разбирательств и протоколов о грубых дисциплинарных проступках видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кондратенко И.В. тринадцать раз привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушения воинской дисциплины, в том числе, носящие грубый характер (незаконное отсутствие на службе), а также ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ заявитель отказался проходить программу интенсивной общевойсковой подготовки.
Как пояснил заявитель, вышеназванные нарушения (за исключением случаев пререкания с командованием ДД.ММ.ГГГГ и сна на рабочем месте ДД.ММ.ГГГГ, которых он не совершал) были допущены им из-за высокой служебной нагрузки, недостаточного знания должностных обязанностей, а также нарушения командованием его прав. Приказы о привлечении его к дисциплинарной ответственности он не оспаривал.
По смыслу правовых положений, содержащихся в п. 3 ст. 32, а также ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, на протяжении которого добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Нарушение этих обязательств может явиться основанием для досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Статья 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, к числу общих обязанностей военнослужащего относит строгое соблюдение им законодательства РФ, а также требований общевоинских уставов.
В соответствии со ст. 16 Устава внутренней службы ВС РФ, а также ст. 3 Дисциплинарного устава ВС РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, военнослужащие должны стойко переносить трудности военной службы, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников), совершенствовать воинское мастерство, быть дисциплинированными, добросовестно изучать военное дело, беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях.
Как полагает суд, для увольнения военнослужащего с военной службы по указанному выше основанию у командования должны иметься веские причины, свидетельствующие о неоднократном либо существенном игнорировании военнослужащим взятых на себя обязательств. Нарушение военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы, в частности, может выражаться в совершении им деяний, за которые предусмотрена уголовная или административная ответственность, невыполнении требований общевоинских уставов, приказов командиров, ненадлежащем исполнении общих, должностных или специальных обязанностей.
Приведенные выше доказательства свидетельствуют о том, что в период прохождения военной службы Кондратенко И.В. неоднократно игнорировал требования общевоинских уставов, что, закономерно, влекло за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности. При этом наложение на заявителя взысканий ожидаемого положительного эффекта не дало, что, с учетом количества, а также характер совершенных заявителем проступков, тяжесть которых с течением времени возрастала, было обосновано расценено командованием как существенное нарушение условий контракта, в связи с чем следует признать, что принятое решение о его увольнении с военной службы по названному основанию, соответствует требованиям законодательства и прав Кондратенко И.В. не нарушает.
Доводы заявителя о том, что допущенные им нарушения были обусловлены ущемлением командованием его прав, не влияют на вышеназванный вывод, поскольку не могут явиться основанием для его уклонения от выполнения требований закона. Кроме того данное заявление Кондратенко И.В. какими-либо доказательствами не подтверждено, а по поводу противоправных действий командования он в правоохранительные органы не обращался и свои права в установленном порядке не отстаивал.
Как следует из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, аттестационная комиссия войсковой части 00000 пришла к выводу о несоответствии Кондратенко И.В. занимаемой должности и целесообразности его увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
В соответствии с листом беседы, проведенной с Кондратенко И.В. ДД.ММ.ГГГГ, последнему было сообщено о том, что он будет представлен к увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, а также объявлена выслуга лет. При этом каких-либо возражений и просьб заявитель не высказал.
Согласно представлению от ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части 00000 ходатайствовал перед вышестоящим командованием об увольнении Кондратенко И.В. с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, выразившемся в неоднократном нарушении воинской дисциплины, ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, а также в связи с отказом от прохождения курсов интенсивной общевойсковой подготовки.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Кондратенко И.В. досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Порядок увольнения военнослужащих с военной службы регламентированы Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, в соответствии с п. 14 ст. 34 которого, перед представлением военнослужащего к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы и исчисляется выслуга лет, о которой объявляется военнослужащему. Кроме того, с ним проводится индивидуальная беседа, содержание которой отражается в листе, подписываемом военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившем беседу.
Согласно ст. 101 Руководства по комплектованию ВС РФ солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 16 января 2001 года № 30, солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие военную службу по контракту, увольняются в таком же порядке, как офицеры и прапорщики, проходившие военную службу по контракту.
В силу п. 23 Инструкции об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в ВС РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 года № 350, на военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, оформляется соответствующее представление, подписываемое командиром полка. К указанному документу, направляемому по команде в адрес кадрового органа командира (начальника), имеющего право издания приказа об увольнении данного военнослужащего, прилагаются копия листа беседы, копия аттестационного листа и другие необходимые документы.
Совокупность приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что процедура увольнения Кондратенко И.В. с военной службы была проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, а потому права заявителя нарушены не были, в связи с чем, в удовлетворении его требований о признании незаконным соответствующего приказа Министра обороны РФ следует отказать.
В соответствии с приведенным приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ, после предоставления основного отпуска, Кондратенко И.В. был исключен из списков личного состава части. При этом ему надлежало выдать воинские перевозочные документы для следования к месту постановки на воинский учет, а также перевозки туда личного имущества.
Согласно справке Врио командира войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщениям Врио командира войсковой части 22222 (вышестоящая по отношению к войсковой части 00000) от ДД.ММ.ГГГГ, при исключении из списков личного состава части Кондратенко И.В. не был выдан продовольственный паек, вещевое имущество, а также воинские перевозочные документы для проезда и перевозки личных вещей к месту постановки на воинский учет после увольнения с военной службы.
Из копий рапортов от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Кондратенко И.В., обращая внимание на то, что при исключении из списков личного состава остались не реализованными его права на отдых, бесплатный проезд и другие, просил командира войсковой части 00000 принять меры к их восстановлению.
Как пояснил заявитель, после окончания предоставленных ему отпусков он в соответствии с указанием командования прибыл к месту временного нахождения войсковой части 00000 (<адрес>), где ему вручили выписку из приказа об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава, справку о не выданном продовольственном пайке, а также предписание с обязательством о явке для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата Алтайского края. При этом командование части отказало ему в приеме рапортов, содержащих просьбы о переносе дня исключения из списков личного состава (нахождение на стационарном лечении в связи с заболеванием во время отпуска), компенсации расходов, связанных с проездом к месту проведения отпусков и обратно, а также реализации других, предусмотренных законодательством, социальных гарантий.
Для получения положенных видов довольствия ему было предложено убыть к месту постоянной дислокации войсковой части 00000, однако реальная возможность для этого (транспорт, проездные документы, а также документы, необходимые для доступа в закрытый военный городок, где располагается довольствующий орган - войсковая часть 33333) предоставлена не была.
Согласно ст.ст. 3, 14 и 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», для военнослужащих устанавливается единая система мер правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения. Обязанность по реализации указанных гарантий, включающих в себя право на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно, выдачу лицам, проходящим военную службу на территории ...... вещевого имущества и продовольственного пайка, а также воинских перевозочных документов для проезда и перевозки личного имущества к месту постановки на воинский учет после увольнения, возложена на их командиров.
Согласно п. 16 ст. 34 упомянутого Положения, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с ним всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Изложенное свидетельствует о том, что процедура исключения Кондратенко И.В. из списков личного состава части была нарушена, поскольку на момент окончания военной службы окончательный расчет по всем видам довольствия с ним произведен не был.
Указанные нарушения, по мнению суда, являются существенными, поскольку, помимо лишения его положенных видов довольствия, заявитель, фактически, был лишен возможности возвратить себе личные вещи, находящиеся в населенном пункте, въезд на территорию которого осуществляется по специальным пропускам, выдаваемым определенной категории лиц.
Наряду с этим к числу нарушений, указывающих на преждевременность исключения заявителя из списков личного состава части, следует также отнести отказ командования принять и рассмотреть поданные им рапорта, содержащие просьбы о реализации предоставленных государством гарантий на отдых (отпускной билет № и медицинская справка №, удостоверяющие, что во время основного отпуска Кондратенко И.В. на протяжении 11 дней находился на стационарном лечении, в связи с чем, на основаниип.п. 16 и 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы такой отпуск подлежал продлению), а также бесплатный проезд (документы, подтверждающие затраты на проезд к местам проведения отпуска и обратно в 2011 - 2013 годы) и перевозку личного имущества.
Совокупность приведенных обстоятельств, по мнению суда, свидетельствует о необходимости отмены оспариваемого приказа Министра обороны РФ в части, касающейся исключения Кондратенко И.В. из списков личного состава и возложении на указанное должностное лицо обязанности по обеспечению заявителя всеми положенными видами довольствия (продовольственное, вещевое, воинские перевозочные документы, право на отпуск).
Что касается требований Кондратенко И.В. о признании незаконным бездействия командира войсковой части 00000, не издавшего при исключении его из списков личного состава части приказов о выдаче ему продовольственного пайка, вещевого имущества и компенсации командировочных расходов, не возместившего ему расходы по проезду к месту постановки на воинский учет, а также не включившего его в число военнослужащих, представленных к выплате дополнительного материального стимулирования за 3 и 4 кварталы 2011 года, то они являются необоснованными по следующим основаниям.
Обеспечение уволенных военнослужащих положенными видами довольствия производится довольствующим органом на основании выписки из приказа об исключении из списков личного состава части и учетных данных, а издание отдельных приказов о производстве таких действий законодательством не предусмотрено, в связи с чем, а также с учетом того, что в оспариваемом приказе Министра обороны РФ необходимые сведения имеются, каких-либо оснований для возложения на командира войсковой части 00000 обязанности по изданию дублирующих приказов не имеется.
Возмещение расходов, связанных с оплатой проезда и перевозкой имущества, а также выплата командировочных расходов не входит в компетенцию командира войсковой части 00000, поскольку такие выплаты, согласно договору на обслуживание № производятся федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу», куда, согласно сообщению заместителя руководителя названного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующие документы от Кондратьева И.В. не поступали.
Предусмотренное приказом Министра обороны от 26 июля 2010 года № 1010 дополнительное материальное стимулирование военнослужащих производится командованием по своему усмотрению и его выплата не носит обязательного характера, в связи с чем каких-либо законных оснований для признания бездействия командира войсковой части 00000, не включившего заявителя в список военнослужащих, поощренных такими деньгами в 3 и 4 квартале 2011 года, не имеется.
Также суд не находит оснований для возложения на командира войсковой части 11111 (вышестоящая по отношению к 22222) обязанности по обеспечению Кондратенко И.В. вещевым имуществом и продовольственным пайком, а на руководителя управления финансового обеспечения - обязанности по компенсации ему командировочных расходов и возмещению стоимости проезда в отпуск, а также к месту постановки на воинский учет, поскольку, в первом случае, эта часть не является довольствующим органом, осуществляющим обеспечение военнослужащих войсковой части 00000 указанными видами довольствия, а во втором - Кондратенко И.В., вопреки требованиям п. 259 Руководства о финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в ВС РФ, утвержденного приказом этого же министра от ДД.ММ.ГГГГ № дсп, не представил в указанное учреждение авансовых отчетов о произведенных расходах, в связи с чем у руководителя управления финансового обеспечения, не имеется оснований для производства ему соответствующих выплат.
Вместе с тем суд полагает необходимым отметить, что право на обеспечение упомянутыми денежными средствами может быть реализовано заявителем посредством подготовки и направления необходимых документов после восстановления в списках личного состава воинской части.
Принимая во внимание документально подтвержденные расходы заявителя на уплату государственной пошлины, суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ полагает необходимым возместить ему указанные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований, в сумме ...... рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 и 258 ГПК РФ,-
РЕШИЛ:
Заявление бывшего военнослужащего войсковой части 00000 старшего матроса запаса Кондратенко И.В. об оспаривании действий Министра обороны РФ и командира названной части, связанных с его увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава, признать частично обоснованным.
В удовлетворении требований Кондратенко И.В. об отмене приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в части, касающейся его увольнения с военной службы, отказать.
Этот же приказ, в части, касающейся исключения заявителя из списков личного состава войсковой части 00000 признать незаконным и возложить на указанное должностное лицо обязанность по его отмене, а также обеспечению положенными видами довольствия.
В удовлетворении требований Кондратенко И.В. о признании незаконным бездействия командира войсковой части 00000, не издавшего при исключении его из списков личного состава части приказы о выдаче ему продовольственного пайка, вещевого имущества и компенсации командировочных расходов, не возместившего ему расходы по проезду к месту постановки на воинский учет, а также не включившего его в число военнослужащих, представленных к выплате дополнительного материального стимулирования за 3 и 4 кварталы 2011 года, отказать.
В удовлетворении требований заявителя о возложении на командира войсковой части 11111 обязанности по выдаче ему вещевого имущества и продовольственного пайка, а на руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» обязанности по компенсации ему командировочных расходов, а также затрат та проезд в отпуск и к месту постановки на воинский учет, отказать.
Судебные расходы в виде государственной пошлины в размере ...... рублей взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Кондратенко И.В.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Барнаульский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу: П.В. Лунёв