Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-531/2015 ~ М-527/2015 от 30.11.2015

Дело № 2-531\2015 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи КАМЕРОВА И.А.,

при секретаре СЛУГИНОЙ М.И.,

прокурора Новохоперского района БЕЛЕНКО С.В.,

ответчика муниципального казенного образовательного учреждения « Бороздиновская средняя общеобразовательная школа», Новохоперского муниципального района <адрес>, в лице представителя МЗВ, выступающей на основании приказа отдела по образованию администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Новохоперского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению « Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» Новохоперского муниципального района Воронежской области и другим о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новохоперского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению « Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» Новохоперского муниципального района Воронежской области и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В обоснование иска прокурор ссылался на то, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Воронежской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в МКОУ «Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» Новохоперского муниципального района Воронежской области, расположенном по адресу: <адрес>, в котором обучаются <данные изъяты> детей и работают <данные изъяты> работника, в ходе которой выявлены нарушения, подлежащие устранению.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.

Пунктом 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности.

В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Кроме того, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 9 Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 17.12.2012 № 172-03 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области» (далее - Закон от 17.12.2012 № 172) установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Статьей 5 Закона от 17.12.2012 № 172 установлено, что объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п. 10ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены, в том числе объекты образования.

Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 № 73 и введенных в действие с 01.09.2001 (далее - СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

Из п. 5.1 СП 31-102-99 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.

Кроме того, п. 3.9 СНиП 35-01-2001 установлено, что открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Приведенные положения закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, поскольку призваны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социального назначения с целью обеспечения им права на достойную жизнь и свободное развитие.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «Бороздиновская СОШ» не оборудован средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.

Согласно информации КУ ВО «Управление социальной защиты населения Новохоперского района» на территории муниципального района проживает <данные изъяты> инвалидов, из них - <данные изъяты> дети-инвалиды.

Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Бороздиновская СОШ».

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального района вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства о защите детей-инвалидов с требованием оборудовать пандусами образовательные учреждения района, однако в полном объеме нарушения законодательства о защите детей-инвалидов не были устранены.

Нарушение перечисленных требований закона является недопустимым. Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.

В соответствии с частью 4 ст. 123.22 Гражданского Кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Согласно Уставу МКОУ «Бороздиновская СОШ» учредителем образовательного учреждения является администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области.

Нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Указанный факт подтверждается справкой муниципального образовательного учреждения и другими материалами.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, которые в силу возраста не могут сами обратиться в суд, а также неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 131, 132 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит:

1. Признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» по неисполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации».

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бороздиновская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В случае отсутствия в МКОУ «Бороздиновская СОШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ субсидиарную ответственность возложить на администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика муниципального казенного образовательного учреждения Новохоперского муниципального района Воронежской области « Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» МЗВ иск признала.

Соответчик администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области, будучи надлежащим образом и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания в суд представителя не направил. Суд рассмотрел дело в отсутствие указанного лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав пояснение сторон, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.

Пунктом 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности.

В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Кроме того, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 9 Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 17.12.2012 № 172-03 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области» (далее - Закон от 17.12.2012 № 172) установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Статьей 5 Закона от 17.12.2012 № 172 установлено, что объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены, в том числе объекты образования.

Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 № 73 и введенных в действие с 01.09.2001 (далее - СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

Из п. 5.1 СП 31-102-99 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.

Кроме того, п. 3.9 СНиП 35-01-2001 установлено, что открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Приведенные положения закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, поскольку призваны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социального назначения с целью обеспечения им права на достойную жизнь и свободное развитие.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «Бороздиновская СОШ» не оборудован средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.

Согласно информации КУ ВО «Управление социальной защиты населения Новохоперского района» на территории муниципального района проживает <данные изъяты> инвалидов, из них - <данные изъяты> дети-инвалиды.

Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Бороздиновская СОШ».

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального района вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства о защите детей-инвалидов с требованием оборудовать пандусами образовательные учреждения района, однако в полном объеме нарушения законодательства о защите детей-инвалидов не были устранены.

Нарушение перечисленных требований закона является недопустимым. Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.

В соответствии с частью 4 ст. 123.22 Гражданского Кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Согласно Уставу МКОУ «Бороздиновская СОШ» учредителем образовательного учреждения является администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области.

Нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Таким образом, принимая во внимание положения вышеназванных норм права, представленных доказательств, признание иска ответчиками, суд считает, что требования прокурора о возложении на муниципальное казенное образовательное учреждение МКОУ «Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» обязанности устранения выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, а при недостаточности у последнего денежных средств - о возложении субсидиарной ответственности на Муниципальное образование администрацию Новохоперского муниципального района, в лице органа местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение казной муниципального образования за счет имущества, составляющего муниципальную казну, подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

При этом у суда нет оснований полагать, что признание совершено с целью сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы или добросовестного заблуждения, а посему суд принял признание иска ответчиками.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» по исполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации».

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бороздиновская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание школы в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В случае отсутствия в МКОУ «Бороздиновская СОШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ субсидиарную ответственность возложить на администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в апелляционном порядке в месячный срок.

Председательствующий И.А. Камеров

Дело № 2-531\2015 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи КАМЕРОВА И.А.,

при секретаре СЛУГИНОЙ М.И.,

прокурора Новохоперского района БЕЛЕНКО С.В.,

ответчика муниципального казенного образовательного учреждения « Бороздиновская средняя общеобразовательная школа», Новохоперского муниципального района <адрес>, в лице представителя МЗВ, выступающей на основании приказа отдела по образованию администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Новохоперского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению « Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» Новохоперского муниципального района Воронежской области и другим о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новохоперского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению « Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» Новохоперского муниципального района Воронежской области и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В обоснование иска прокурор ссылался на то, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Воронежской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в МКОУ «Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» Новохоперского муниципального района Воронежской области, расположенном по адресу: <адрес>, в котором обучаются <данные изъяты> детей и работают <данные изъяты> работника, в ходе которой выявлены нарушения, подлежащие устранению.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.

Пунктом 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности.

В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Кроме того, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 9 Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 17.12.2012 № 172-03 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области» (далее - Закон от 17.12.2012 № 172) установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Статьей 5 Закона от 17.12.2012 № 172 установлено, что объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п. 10ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены, в том числе объекты образования.

Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 № 73 и введенных в действие с 01.09.2001 (далее - СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

Из п. 5.1 СП 31-102-99 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.

Кроме того, п. 3.9 СНиП 35-01-2001 установлено, что открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Приведенные положения закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, поскольку призваны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социального назначения с целью обеспечения им права на достойную жизнь и свободное развитие.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «Бороздиновская СОШ» не оборудован средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.

Согласно информации КУ ВО «Управление социальной защиты населения Новохоперского района» на территории муниципального района проживает <данные изъяты> инвалидов, из них - <данные изъяты> дети-инвалиды.

Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Бороздиновская СОШ».

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального района вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства о защите детей-инвалидов с требованием оборудовать пандусами образовательные учреждения района, однако в полном объеме нарушения законодательства о защите детей-инвалидов не были устранены.

Нарушение перечисленных требований закона является недопустимым. Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.

В соответствии с частью 4 ст. 123.22 Гражданского Кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Согласно Уставу МКОУ «Бороздиновская СОШ» учредителем образовательного учреждения является администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области.

Нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Указанный факт подтверждается справкой муниципального образовательного учреждения и другими материалами.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, которые в силу возраста не могут сами обратиться в суд, а также неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 131, 132 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит:

1. Признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» по неисполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации».

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бороздиновская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В случае отсутствия в МКОУ «Бороздиновская СОШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ субсидиарную ответственность возложить на администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика муниципального казенного образовательного учреждения Новохоперского муниципального района Воронежской области « Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» МЗВ иск признала.

Соответчик администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области, будучи надлежащим образом и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания в суд представителя не направил. Суд рассмотрел дело в отсутствие указанного лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав пояснение сторон, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.

Пунктом 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности.

В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Кроме того, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 9 Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 17.12.2012 № 172-03 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области» (далее - Закон от 17.12.2012 № 172) установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Статьей 5 Закона от 17.12.2012 № 172 установлено, что объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены, в том числе объекты образования.

Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 № 73 и введенных в действие с 01.09.2001 (далее - СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

Из п. 5.1 СП 31-102-99 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.

Кроме того, п. 3.9 СНиП 35-01-2001 установлено, что открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Приведенные положения закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, поскольку призваны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социального назначения с целью обеспечения им права на достойную жизнь и свободное развитие.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «Бороздиновская СОШ» не оборудован средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.

Согласно информации КУ ВО «Управление социальной защиты населения Новохоперского района» на территории муниципального района проживает <данные изъяты> инвалидов, из них - <данные изъяты> дети-инвалиды.

Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Бороздиновская СОШ».

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального района вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства о защите детей-инвалидов с требованием оборудовать пандусами образовательные учреждения района, однако в полном объеме нарушения законодательства о защите детей-инвалидов не были устранены.

Нарушение перечисленных требований закона является недопустимым. Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.

В соответствии с частью 4 ст. 123.22 Гражданского Кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Согласно Уставу МКОУ «Бороздиновская СОШ» учредителем образовательного учреждения является администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области.

Нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Таким образом, принимая во внимание положения вышеназванных норм права, представленных доказательств, признание иска ответчиками, суд считает, что требования прокурора о возложении на муниципальное казенное образовательное учреждение МКОУ «Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» обязанности устранения выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, а при недостаточности у последнего денежных средств - о возложении субсидиарной ответственности на Муниципальное образование администрацию Новохоперского муниципального района, в лице органа местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение казной муниципального образования за счет имущества, составляющего муниципальную казну, подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

При этом у суда нет оснований полагать, что признание совершено с целью сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы или добросовестного заблуждения, а посему суд принял признание иска ответчиками.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Бороздиновская средняя общеобразовательная школа» по исполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации».

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бороздиновская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание школы в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В случае отсутствия в МКОУ «Бороздиновская СОШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ субсидиарную ответственность возложить на администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в апелляционном порядке в месячный срок.

Председательствующий И.А. Камеров

1версия для печати

2-531/2015 ~ М-527/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новохоперского района Воронежской области
Ответчики
Администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области
МКОУ "Бороздиновская СОШ"
Суд
Новохоперский районный суд Воронежской области
Судья
Камеров Игорь Александрович
Дело на сайте суда
novohopersky--vrn.sudrf.ru
30.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2015Передача материалов судье
01.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2015Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее