24RS0002-01-2020-000116-79
Дело № 2-583/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2020 года г. Ачинск Красноярского края
ул. Назарова, 28Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Попова А.В.,
с участием старшего помощника Ачинского городского прокурора Чиханчиной Е.Ю.,
при секретаре Локтишевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства № 2» о возложении обязанности обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, к КГБУЗ «ККЦОМД № 2» о возложении обязанности обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся в соответствии с режимом работы МБДОУ «Д/с №50», мотивируя свои требования тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в МБДОУ «Д/с №50», в ходе которой установлено следующее. 12.04.2019 между МБДОУ «Д/с №50» и КГБУЗ «ККЦОМД №2», имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, заключен договор на организацию медицинского обслуживания воспитанников. МБДОУ «Д/с №50» имеет 1 медицинский блок, который расположен по адресу: г. Ачинск, Юго-Восточный мкрн., стр. 49, данное помещение передано в безвозмездное пользование по договору №б/н БВП от 02.03.2017, ответчиком утвержден график работы медицинского блока, согласно которому деятельность осуществляется: медицинской сестрой с понедельника по пятницу с 07-00 час. до 18-00 час., фельдшером по средам с 13.30 час. до 18.00 час. При этом режим работы МБДОУ «Д/с №50» установлен с понедельника по пятницу с 07-00 час. до 19-00 час. Охрана здоровья обучающихся МБДОУ «Д/с №50», их медицинское обслуживание, в том числе возможность оказания им первичной медико-санитарной помощи, должна обеспечиваться на весь период обучения и воспитания несовершеннолетних, однако до настоящего времени выявленные нарушения, указанные в представлении прокурора №21-03-2019 от 20.06.2019, не устранены что нарушает права воспитанников на получение качественной и своевременной медицинской помощи и создает угрозу безопасности их жизни и здоровья при нахождении в образовательной организации, приводит к несоблюдению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников учреждения (л.д.2-5).
Определением от 10.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство здравоохранения Красноярского края (л.д.34).
В судебном заседании старший помощник Ачинского городского прокурора Чиханчина Е.Ю. заявленные исковые требования поддержала по аналогичным основаниям, пояснив, что до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства ответчиком не устранены, учитывая принятые меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции, просила установить ответчику срок исполнения содержащихся в решении суда требований в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика КГБУЗ «ККЦОМД №2» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.60). Главным врачом КГБУЗ «ККЦОМД №2» Третьяковым А.П., действующим на основании Устава, представлен письменный отзыв и уточнения к нему, согласно которым против заявленных требований возражает, указав, что процесс организации медицинской помощи детям и подросткам, посещающим образовательные учреждения регулируется Приказом Минздрава России от 05.11.2013 №822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Штатная численность персонала в учреждениях формируется с учетом количества детей. В школах города: 1 ставка медицинской сестры рассчитана на 500 обучающихся, 1 ставка фельдшера рассчитана на 1000 обучающихся; в детских садах города: 1 ставка медицинской сестры рассчитана на 100 детей, 1 ставка фельдшера рассчитана на 400 детей.. Медицинский персонал КГБУЗ «ККЦОМД №2» работает по сокращенному рабочему времени, рабочее время по пятидневной неделе на одну ставку составляется 7 час. 48 мин. (с 08-00 час. до 15.48 час.). Обязать медицинский персонал отделения осуществлять работу сверхурочно учреждение не может, работа в две смены вышеуказанным приказом не регламентирована. В настоящее время укомплектованность КГБУЗ «ККЦОМД №2» персоналом составляет лишь 65%, что также не позволяет обеспечить заявленные требования прокурора. Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2020 №294 и Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 №762-р образовательные организации г. Ачинска осуществляют образовательную деятельность дистанционно, дети находятся на самоизоляции по месту проживания. Медицинские работники отделения организации медицинской помощи детям и подросткам перераспределены до особого распоряжения в бригады по медицинскому наблюдению забору биоматериала от лиц, прибывших из-за рубежа, в целях выявления COVID-19. Дело просил рассмотреть в отсутствие представителя ответчика (л.д.29,65).
Представитель третьего лица МБДОУ «Д/с №50» – заведующая Мухлыгина С.Г., действующая на основании Устава, будучи извещена надлежащим образом (л.д.61), в судебное заседание не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.63). Согласно ранее представленному письменному отзыву заявленные требования поддержала, указав, что режим работы МБДОУ «Д/с №50» установлен с понедельника по пятницу с 07.00 час. до 19.00 час., установленный ответчиком график работы медицинского кабинета не соответствует режиму работы учреждения, Охрана здоровья обучающихся в МБДОУ «Д/с №50», их медицинское обслуживание, в том числе возможность оказания им первичной медико-санитарной помощи, должна обеспечиваться на весь период обучения и воспитания несовершеннолетних (л.д.32-33).
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом (л.д.58,59). Согласно письменному отзыву представитель Мишнина А.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2020 сроком действия по 31.12.2020 (л.д.52), пояснила, что Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность обеспечения охраны здоровья обучающихся – создание безопасных условий обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников, возложена на образовательную организацию. В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организация, утвержденным Приказом Минздрава России №822н от 05.11.2013 первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (п.5 Приказа №822н). В настоящее время образовательные организации не в состоянии обеспечить условия для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности по неотложной помощи. Оказание неотложной медицинской помощи осуществляется в детских поликлиниках на основании соответствующих лицензии медицинских организаций. Согласно п. 5 приложения №1 к Приказу №822н штатная численность медицинских работников отделения медицинской помощи обучающимся устанавливается руководителем медицинской организации с учетом объема оказываемой медицинской помощи и проводимой профилактической работы, численности несовершеннолетних в образовательных организациях. Дело просила рассмотреть в отсутствие представителя Министерства здравоохранения Красноярского края (л.д.49-51).
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ гарантируются права граждан на охрану здоровья и медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (ч.1). Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (ч.2). Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи (ч.3).
Приказом Минздрава России от 05.11.2013 №822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Указанный порядок распространяется на образовательные организации и организации осуществляющие обучение. Согласно пункту 3 Порядка, несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Пункт 4 Порядка устанавливает, что организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Таким образом, из перечисленных выше норм права, следует, что первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, в частности, работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
29.12.2010 утверждено Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»), настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Раздел XI названных СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентирует порядок организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождение медицинских осмотров работниками общеобразовательных организаций. Согласно п. 11.1, во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся. В соответствии с п. 11.2, медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Как установлено по делу, 12.04.2019 между МБДОУ «Д/с №50» и КГБУЗ «ККЦОМД №2» заключен договор на организацию медицинского обслуживания детей МБДОУ «Д/с №50», предметом которого является медицинское обслуживание детей МБДОУ «Д/с №50» в соответствии с требованиями Приказа №822н от 05.11.2013 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (л.д.6-7).
Таким образом, КГБУЗ «ККЦОМД №2» взяло на себя обязательство безвозмездно оказывать лечебно-профилактические мероприятия и медицинскую помощь обучающимся, обеспечивать медицинское обслуживание и проведение медицинских осмотров обучающимся, осуществлять контроль за организацией питания, выполнением санитарных требований к пищеблоку, за прохождением обязательных медицинских осмотров персонала пищеблока, организовывать проведение противоэпидемических мероприятий, принимать участие в составлении плана оздоровительных мероприятий, осуществлять оформление медицинской документации, участвовать в подготовке и проведении комплексной медицинской и психолого-педагогической оценки состояния здоровья несовершеннолетних.
20.12.2019 заведующей ООМНП в ОУ КГБУЗ «ККЦОМД №2» Сидоровой Н.А. утверждены графики работы медицинских сестер и фельдшеров в ДОУ на 01.12.2019, из которого следует, что первичную медико-санитарную помощь в МБДОУ «Д/с №50» оказывает медицинская сестра с режимом работы: ежедневно с понедельника по пятницу с 07.00 час. до 18.00 час., а также фельдшер с режимом работы: среда с 13.30 час. до 18.00 час. (л.д.10,11).
Пунктом 3.1 Правил внутреннего распорядка воспитанников, утвержденных приказом заведующей МБДОУ «Д/с №50» №43 от 06.10.2016, установлен режим работы учреждения с 07.00 час. до 19.00 час. в режиме пятидневной рабочей недели (л.д.14-20).
Обращаясь с настоящим иском Ачинский городской прокурор указывает, что КГБУЗ «ККЦОМД №2» не принято надлежащих мер по обеспечению осуществления медицинским работником деятельности в образовательном учреждении на протяжении всего образовательного процесса в период основного пребывания детей, в результате чего не соблюдаются требования законодательства об образовании, об охране здоровья несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологические нормы и правила, грубо нарушаются права и охраняемые законом интересы воспитанников данного учреждения на сохранение и укрепление здоровья, что может создать угрозу их жизни и здоровью.
Суд соглашается с данными доводами, которые соответствуют приведенным выше нормам закона.
Суд полагает, что из положений ч. 1 ст. 54 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся должна обеспечивать возможность получения такой помощи обучающимися в течение всего времени пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность во время осуществления образовательной деятельности. Иное понимание указанных норм означало бы невозможность обеспечения прав несовершеннолетних на сохранение и укрепление здоровья во время образовательного процесса.
При этом суд не принимает во внимание доводы ответчика о неукомплектованности отделения организации помощи детям, поскольку данное обстоятельство не является основанием, освобождающим от выполнения требований действующего законодательства. С учетом изложенного, ответчик вправе и должен самостоятельно решать вопросы по формированию кадров, определению графика работы своих работников таким образом, чтобы обеспечивать исполнение требований действующего законодательства и заключенных договоров в данной сфере.
В результате отсутствия медицинского работника в МБДОУ «Д/с №50» в течение всего образовательного процесса учреждения и пребывания в нем детей, грубо нарушаются права и охраняемые законом интересы обучающихся на сохранение и укрепление здоровья во время образовательного процесса.
Права несовершеннолетних на жизнь и здоровье являются одними из наиболее важных и охраняемых государством прав человека и должны безусловно обеспечиваться медицинскими организациями при исполнении требований действующего законодательства.
Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, учитывая принятые в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2020 №294 меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), суд считает необходимым исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить, обязать КГБУЗ «ККЦОМД №2» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним воспитанникам МБДОУ «Д/с №50» в течение всего образовательного процесса согласно режиму работы МБДОУ «Д/с №50».
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства №2» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним воспитанникам Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», в течение всего образовательного процесса согласно режиму работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей».
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства №2» в доход местного бюджета муниципального образования город Ачинск Красноярского края госпошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья А.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2020 года