Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1765/2012 ~ М-1981/2012 от 26.06.2012

Дело № 2-1765/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 сентября 2012 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе

председательствующего судьи Бурлакова И.И.,

с участием секретаря судебного заседания Овчинниковой О.Д.,

старшего помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Мещеряковой И.М.

с участием в деле

истца – Администрации городского округа Саранск, его представителя - главного специалиста отдела правовой экспертизы Юридического управления Тараскова И.Ю., действующего по доверенности № 106-д от 07 сентября 2011 года,

ответчика Аршинова С.С., его представителя Лопыревой Г.С., действующей на основании доверенности от 25 июля 2012 года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Саранск к Аршинову С.С. о прекращении после уплаты выкупной цены в размере 2 470 000 рублей права собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>,

установил:

Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к Аршинову С.С. о прекращении после уплаты выкупной цены в размере 2 470 000 рублей права собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.

В обоснование своих требований Администрация городского округа Саранск указала, что, согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения. В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 06 июля 2009 года № 1521 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в целях размещения объекта «Реконструкция автодороги по ул. Старопосадская от ул. Саранская до ул. А. Невского с устройством кольцевой развязки (1 очередь от ул. Республиканская до ул. А.Невского) г. Саранска», опубликованным в газете «Вечерний Саранск» от 08 июля 2009 года, земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 567 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения вышеназванной автомобильной дороги.

Необходимость изъятия названного земельного участка подтверждается градостроительной документацией: генеральным планом г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга как частей городского округа Саранск, проектом планировки территории, ограниченной ул. Московская, А. Невского, Старопосадская и правым берегом реки Саранка в Ленинском районе г. Саранска. На основании генерального плана, названной документации по планировке территории, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 07 июня 2010 года № 1421 «О предварительном согласовании МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» места размещения объекта «Реконструкция автодороги по ул. Старопосадская от ул. Саранская до ул. А. Невского с устройством кольцевой развязки г. Саранска». Названным постановлением утвержден акт о выборе земельного участка, который также подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес>.

Проектная документация «Проект планировки территории, ограниченной улицами Московская, А. Невского, Старопосадская и правым берегом реки Саранка в Ленинском районе г. Саранска» прошла государственную экспертизу в Управлении государственной экспертизы Республики Мордовия и получила положительное заключение № 13-1-5-0137-07, утвержденное 01 ноября 2007 года.

06 июля 2007 года принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск № 1522 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений для муниципальных нужд в целях размещения объекта «Реконструкция автодороги по ул. Старопосадская от ул. Саранская до ул. А. Невского с устройством кольцевой развязки (1 очередь от ул. Республиканская до ул. А.Невского) г. Саранска», согласно которому подлежит изъятию жилой дом общей площадью 61,2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях строительства автодороги.

29 декабря 2009 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок общей площадью 567 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на основании постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 06 июля 2009 года № 1521, регистрация . 10 августа 2009 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на жилой дом общей площадью 61,2 кв.м на основании постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 06 июля 2009 года № 1522, регистрация .

В соответствии с выписками из ЕГРП земельный участок и жилой дом принадлежат на праве собственности Аршинову С.С.

28 июня 2010 года, 19 августа 2010 года ответчику направлялись уведомления об изъятии спорного имущества. Данные уведомления получены ответчиком 02 июля 2010 года и 30 августа 2010 года.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № К-11/12-30-(11)-н, подготовленному по состоянию на 30 декабря 2011 года, рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) принадлежащего Аршинову С.С. спорного недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, составила 2 470 000 рублей.

В связи с тем, что спорный земельный участок и жилой дом подлежат изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения названной автомобильной дороги, ввиду несогласия ответчика с условиями изъятия спорного недвижимого имущества возникла необходимость в подаче искового заявления.

В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (подпункт 3 пункта 2) предусмотрено такое основание для принудительного изъятия у собственника имущества, как отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка. Положениями статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1) установлено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 настоящего Кодекса.

Учитывая вышеуказанные нормы, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, а также отсутствие какого - либо основания для несогласия с выкупной ценой имущества ответчика, Администрация городского округа Саранск просит суд после уплаты выкупной цены в размере 2 470 000 рублей прекратить право собственности Аршинова С.С. на земельный участок общей площадью 567 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, и жилой дом общей площадью 61,2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в собственность муниципального образования г.о. Саранск.

В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск Тарасков И.Ю. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

В судебное заседание ответчик Аршинов С.С. не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Аршинова С.С. - Лопырева Г.С. исковые требования не признала, просила иск оставить без удовлетворения.

В судебное заседание представитель третьего лица на стороне ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно, о причинах неявки суд не известил, при этом ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения ФИО8 представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия их представителя и вынести решение на усмотрение суда.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования Администрации городского округа Саранск подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 06 июля 2009 года № 1521 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в целях размещения объекта «Реконструкция автодороги по ул. Старопосадская от ул. Саранская до ул. А. Невского с устройством кольцевой развязки (1 очередь от ул. Республиканская до ул. А.Невского) г. Саранска», опубликованным в газете «Вечерний Саранск» от 08 июля 2009 года, земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 567 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения вышеназванной автомобильной дороги.

Необходимость изъятия названного земельного участка подтверждается следующей градостроительной документацией: документацией по планировке территории, генеральным планом г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга как частей городского округа Саранск, проектом планировки территории, ограниченной ул. Московская, А. Невского, Старопосадская и правым берегом реки Саранка в Ленинском районе г. Саранска.

На основании генерального плана, названной документации по планировке территории, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 07 июня 2010 года № 1421 «О предварительном согласовании МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» места размещения объекта «Реконструкция автодороги по ул. Старопосадская от ул. Саранская до ул. А. Невского с устройством кольцевой развязки г. Саранска». Названным постановлением утвержден акт о выборе земельного участка, который также подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес>.

Согласно части 1 статьи 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления по собственной инициативе могут направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу.

Часть 5 статьи 29 вышеуказанного кодекса предусматривает, что результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение).

В судебном заседании установлено, что проектная документация «Проект планировки территории, ограниченной улицами Московская, А. Невского, Старопосадская и правым берегом реки Саранка в Ленинском районе г. Саранска» прошла государственную экспертизу в Управлении государственной экспертизы Республики Мордовия и получила положительное заключение № 13-1-5-0137-07, утвержденное 01 ноября 2007 года (л.д.17-21).

Вышеуказанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая изъятия спорного земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение не будет соответствовать требованиям рациональной организации территории.

В судебном заседании также установлено, что 29 декабря 2009 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок общей площадью 567 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на основании постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 06 июля 2009 года № 1521, регистрация . 10 августа 2009 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на жилой дом общей площадью 61,2 кв.м на основании постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 06 июля 2009 года № 1522, регистрация .

Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

На основании вышеуказанной нормы закона было принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 06 июля 2007 года № 1522 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений для муниципальных нужд в целях размещения объекта «Реконструкция автодороги по ул. Старопосадская от ул. Саранская до ул. А. Невского с устройством кольцевой развязки (1 очередь от ул. Республиканская до ул. А.Невского) г. Саранска», согласно которому подлежит изъятию жилой дом общей площадью 61,2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях строительства автодороги (л.д.10).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним от 25 мая 2010 года № 01/251/2010-538 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 567 кв.м принадлежит на праве собственности Аршинову С.С.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним от 25 мая 2010 года № 01/251/2010-539 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 61,2 кв.м принадлежит на праве собственности Аршинову С.С.

В судебном заседании установлено, что 28 июня 2010 года, 19 августа 2010 года Аршинову С.С. были направлены уведомления об изъятии спорного недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>. Данные уведомления получены ответчиком 02 июля 2010 года и 30 августа 2010 года.

Администрацией городского округа Саранск в подтверждение цены жилого дома и земельного участка, представлен отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № К-11/12-30-(11)-н. Согласно данному отчету рыночная стоимость спорного жилого дома и земельного участка, включая многолетние насаждения, составила 2 470 000 рублей.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 июля 2012 года по ходатайству представителя истца по данному гражданскому делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка и жилого дома, включая имеющиеся надворные постройки, плодово-ягодные насаждения, а также для определения упущенной выгоды от неполученного урожая овощных культур, деревьев и кустарников, расположенных по адресу: <адрес>.

Согласно заключению эксперта ООО «Экспертно-оценочное бюро» № 43с-2012 от 16 августа 2012 года рыночная стоимость земельного участка площадью 567 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на момент производства экспертизы составит 1 691 361 рубль. Рыночная стоимость жилого дома общей площадью 61,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, включая имеющиеся надворные постройки, на момент производства экспертизы составит 2 368 435 рублей, в том числе жилого дома площадью 61,2 кв.м - 1 986 028 рублей, надворных построек - 382 407 рублей. Рыночная стоимость плодово-ягодных насаждений составит 22 534 рубля. Определить упущенную выгоду от неполученного урожая овощных культур, деревьев и кустарников, расположенных по адресу: <адрес>, не представляется возможным, так как таковая отсутствует.

Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО9, проводивший данную экспертизу, пояснил, что в выводах экспертного заключения 43с-2012 от 16 августа 2012 года допущена опечатка, а именно указано «определить упущенную выгоду от неполученного урожая овощных культур, деревьев и кустарников, расположенных по адресу: <адрес>, не представляется возможным, так как таковая отсутствует», вместо правильного «определить упущенную выгоду от неполученного урожая овощных культур, деревьев и кустарников, расположенных по адресу: <адрес>, не представляется возможным, так как таковая отсутствует».

При сравнительном анализе и изучении отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № К-11/12-30-(11)-н и экспертного заключения № 43с-2012 от 16 августа 2012 года, подготовленного ООО «Экспертно-оценочное бюро», суд принимает в качестве допустимого и достоверного доказательства при разрешении возникшего спора экспертное заключение № 43с-2012 от 16 августа 2012 года, подготовленное ООО «Экспертно-оценочное бюро».

Данный вывод суд делает исходя из следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.2001 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также и экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (ст. 11 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ"). Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Экспертом же является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены ГПК РФ. Государственный судебный эксперт - аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке своих должностных обязанностей.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы, основания производства судебной экспертизы, сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу, сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы, предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов, объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы, сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу (статья 25 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ").

Отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № К-11/12-30-(11)-н не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно: при использовании сравнительного подхода оценки рыночной стоимости в данном отчете суду не представляется возможным определить характеристики взятых аналогов для сравнения, отсутствует фототаблица. Стоимость жилого дома и земельного участка бралась экспертом у риэлторов. Следовательно, данная стоимость взята с учетом услуг риэлторов, и не может быть объективной и соответствующей действительности.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В отчете об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № К-11/12-30-(11) не учитывались все затраты и убытки, которые понесет ответчик в связи с изъятием у него земельного участка и жилого дома.

Суд считает отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № К-11/12-30-(11) необоснованным, недостаточным и не заслуживающим внимания суда, данный отчет не может служить доказательством при вынесении решения.

Вместе с тем в экспертном заключении № 43с-2012 от 16 августа 2012 года ООО «Экспертно-оценочное бюро» дана полная характеристика объектов оценки (месторасположение объекта, техническое состояние жилого дома, пристроев к жилому дому, сарая, навеса, уборной, забора с указанием конструктивных элементов и их состояния) с приложением таблиц. Экспертный осмотр проведен 16 августа 2012 года в присутствии ответчика. При проведении данной экспертизы использовался сравнительный анализ, а именно метод сравнения продаж (способы оценки типичного участка и единицы сравнения), метод переноса, кроме того дана полная характеристика аналогов

В экспертном заключении содержится вся необходимая информация, приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик, объемно - планировочных характеристик. При сравнительном методе площадь домов (для сравнения) бралась такая же, как площадь спорного домовладения.

Заключение составлено экспертом, имеющим право на проведение такого рода экспертизы, эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По мнению суда, экспертное заключение № 43с-2012 от 16 августа 2012 года ООО «Экспертно-оценочное бюро» соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Исходя из рыночной стоимости объектов оценки, указанной в заключении ООО «Экспертно-оценочное бюро», выкупная цена принадлежащего ответчику изымаемого для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимого имущества (жилого дома, хозяйственных построек и земельного участка, включая плодово-ягодные насаждения) составляет 4 082 330 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка.

В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.

Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.

При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.

Данные полномочия органов местного самоуправления закреплены также в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника, порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность в пятидневный срок уведомлять собственников изымаемых объектов недвижимости о произведенной регистрации решений об изъятии земельных участков и жилых домов (помещений) для муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

Положения статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.

По проекту планировки территории, ограниченной ул. Московская, А. Невского, Старопосадская и правым берегом реки Саранска в Ленинском районе г. Саранска, прошедшему государственную экспертизу и получившему положительное заключение, имеется исключительность случая изъятия земельного участка, принадлежащего ответчику, и отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги.

Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.

Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществления, в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В связи с чем суд считает, что право собственности Аршинова С.С. на изымаемое недвижимое имущество подлежит прекращению по вышеизложенным основаниям после уплаты органом местного самоуправления ему выкупной цены данного имущества.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд считает возможным удовлетворить частично заявленные требования Администрации городского округа Саранск к ответчику о прекращении после уплаты выкупной цены в размере 2 470 000 рублей права собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.

При этом, учитывая, что истец ставит вопрос о выкупе земельного участка и жилого дома в пользу Администрации городского округа Саранск, принимая во внимание заключение эксперта № 43 с-2012, в котором цена отличается от цены иска, суд не выходит за пределы исковых требований, а разрешает вопрос по существу в соответствии с требованиями статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Администрации городского округа Саранск к Аршинову С.С. о прекращении после уплаты выкупной цены в размере 2 470 000 рублей права собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, удовлетворить частично.

После уплаты выкупной цены в сумме 4 082 330 (четыре миллиона восемьдесят две тысячи триста тридцать) рублей 00 копеек прекратить право собственности Аршинова С.С. на жилой дом общей площадью 61,2 кв.м и земельный участок общей площадью 567 кв.м с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования г.о. Саранск.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков

1версия для печати

2-1765/2012 ~ М-1981/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация городского округа Саранск
Ответчики
Аршинов Сергей Сергеевич
Другие
Управление Федеральной службы государсвтенной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Бурлаков Игорь Иванович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
26.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2012Передача материалов судье
28.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2012Судебное заседание
17.07.2012Судебное заседание
24.07.2012Судебное заседание
25.07.2012Судебное заседание
22.08.2012Производство по делу возобновлено
30.08.2012Судебное заседание
03.09.2012Судебное заседание
07.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2012Дело оформлено
10.10.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее