Производство № 2-576/2020
Дело (УИД) 28RS0021-01-2020-000990-36
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 17 ноября 2020 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
судьи Коханчик Д.В.,
при секретаре Карымовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
администрация города Сковородино (далее администрация г. Сковородино) обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – сооружение канализации (сеть водоотведения от домов №, №), расположенное по адресу: <адрес> №.
Определением Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены – ОАО «РЖД», ООО «Альтернатива».
Свои требования заявитель мотивирует тем, что в ходе инвентаризации объектов муниципальной собственности <адрес> было установлено, что объект: сеть водоотведения от домов №, № по <адрес> в <адрес> (сооружение канализации), протяженностью 203 метра, не имеет собственника. В связи с этим администрацией <адрес> было принято решение о постановке данного объекта на учет - как бесхозяйного объекта.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> направила в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> документы для государственной регистрации бесхозяйного объекта.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сеть водоотведения от домов №, № <адрес> в <адрес> (сооружение канализации), протяженностью 203 метра, с кадастровым номером №, была принята на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества. Бесхозяйный объект недвижимого имущества зарегистрирован под номером: №
По имеющимся сведениям указанный объект в реестре федерального имущества, в собственности <адрес>, в муниципальной собственности <адрес> не числится.
По данным ГБУ АО «Центр государственной кадастровой оценки <адрес>» в архиве технической документации сведения о зарегистрированных правах собственности на указанный объект отсутствуют. На основании ч. 3 ст. 225 ГК РФ просит заявление удовлетворить.
Заявитель администрация <адрес> о времени и месте судебного заседания извещена, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о времени и месте судебного заседания извещено, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, возражений относительно заявленных требований не представлено. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ сооружение канализации, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, протяженностью 203 метра, кадастровый № собственника не имеет, поставлено на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Заинтересованное лицо ООО «Альтернатива» о времени и месте судебного заседания извещено, представила письменный отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений относительно заявленных требований нет.
Заинтересованное лицо ОАО «РЖД» о времени и месте судебного заседания извещено, согласно заявлению представителя Ляховой И.Л., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № НЮ-110Д просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя. По существу заявленных требований указано, что сеть водоотведения от домов №, № <адрес> в <адрес> на балансе Забайкальской железной дороги и структурных подразделений ОАО «РЖД» не учитывается. В соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р/110а/Т-92 жилые дома по вышеуказанному адресу были переданы в собственность администрации <адрес>.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Так, из материалов дела следует, что в ходе инвентаризации объектов муниципальной собственности <адрес> было установлено, что объект: сеть водоотведения от домов №, № по ул<адрес> в <адрес> (сооружение канализации), протяженностью 203 метра, не имеет собственника.
Из приложенных к заявлению администрацией <адрес> доказательств подтверждается, что сеть водоотведения от домов №, № по <адрес> в <адрес> (сооружение канализации), протяженностью 203 метра в собственности Российской Федерации, <адрес>, муниципального образования <адрес>, физических и юридических лиц не значится.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Частью 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 931 установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона (п. 9 Порядка).
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> направила в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> документы для государственной регистрации бесхозяйного объекта.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сеть водоотведения от домов №, № по <адрес> в <адрес> (сооружение канализации), протяженностью 203 метра, с кадастровым номером № была принята на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества. Бесхозяйный объект недвижимого имущества зарегистрирован под номером: №, что подтверждается материалами дела правоустанавливающих документов на объект с кадастровым номером №.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № объект: сооружение канализации, протяженностью 203 метра, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> собственника не имеет, объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый №.
Из информации Министерства имущественных отношений <адрес> (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) объект: сеть водоотведения от домов №, № (сооружение канализации) по ул. <адрес> в <адрес>, протяженностью 203 метра в Реестре собственности <адрес> не значится.
В реестре муниципальной собственности <адрес> согласно ответу на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ № данный объект в реестре муниципальной собственности <адрес> не числится.
Из ответа на запрос суда, поступивший из ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № – сооружение канализации (сеть водоотведения от домов №, №) с кадастровым номером №, протяженностью 203 м., расположенное по адресу: <адрес>, ул<адрес> в реестре федерального имущества отсутствует
По данным Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки <адрес>» в архиве технической документации сведения о зарегистрированных правах собственности на объект недвижимого имущества (сеть водоотведения от домов), расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, протяженностью 203 метра, отсутствуют.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что допустимых доказательств того, что сооружение канализации (сеть водоотведения от домов №, №) по адресу: <адрес>, <адрес>, протяженностью 203 метра принадлежит на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, не представлено, спора в отношение данного объекта не заявлено.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Поскольку собственник указанного сооружения канализации (сеть водоотведения от домов №, №) не установлен, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе не имеется, в реестре муниципальной, субъекта Российской Федерации, федеральной собственности не значится, а также исходя из того, что данное сооружение является бесхозяйным имуществом, и на балансе у какого либо спорный объект не состоит, оснований для отказа в удовлетворении требований нет.
Вместе с тем, суд учитывает, что отсутствие собственника объектов и организации, которая следит за техническим состоянием сооружением канализации, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоотведению, обеспечению надлежащего технического состояния сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, учитывая вышеизложенное, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление администрации <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования <адрес> на бесхозяйное недвижимое имущество – сооружение канализации (сеть водоотведения от домов №, №), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, протяженностью 203 метра, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд, через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.В. Коханчик
Решение суда в окончательной форме принято в день его принятия – ДД.ММ.ГГГГ.