Дело № 2-22/2015
Решение
Именем Российской Федерации
г.Инсар Республики Мордовия 26 января 2015 года
Инсарский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Нардышевой О.А.
с участием помощника прокурора Инсарского района Республики Мордовия Дерябина Р.Е.,
представителя Администрации Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия Чигажова А.Н.,
при секретаре Оськиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Инсарского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия, выразившиеся в непринятии мер по разработке и утверждению Положения (Административного регламента) о порядке осуществления муниципального геологического контроля на территории Администрации, а также по созданию органа, уполномоченного осуществлять муниципальный геологический контроль,
установил:
Прокурор Инсарского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства по использованию общераспространенных полезных ископаемых установлено, что в нарушение положений действующего законодательства Администрацией Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия геологический контроль не проводится, Положение (Административный регламент) о порядке осуществления муниципального геологического контроля администрацией до настоящего времени не разработано и не утверждено, а также не определен орган, уполномоченный на осуществление муниципального геологического контроля.
Отсутствие муниципального геологического контроля, бездействие администрации по непринятию муниципальных правовых актов, регламентирующих его осуществление, отсутствие лиц, уполномоченных на исполнение контрольных функций, создает угрозу совершения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами противоправных действий в отношении земельных участков, предназначенных для работ, связанных с пользованием недрами, расположенных на территории администрации.
Просит признать незаконным бездействие Администрации Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению Положения (Административного регламента) о порядке осуществления муниципального геологического контроля на территории Администрации, а также по созданию органа, уполномоченного осуществлять муниципальный геологический контроль. Обязать Администрацию Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия разработать и утвердить Положение (Административный регламент) о порядке осуществления муниципального геологического контроля на территории администрации, а также создать орган, уполномоченный осуществлять муниципальный геологический контроль.
В судебном заседании помощник прокурора Инсарского района Республики Мордовия Дерябин Р.Е. заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель Администрации Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия Чигажов А.Н. против удовлетворения заявленных требований прокурора не возражал.
Выслушав доводы помощника прокурора Инсарского района Республики Мордовия, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 17-1 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относится к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ( часть 3 статьи 37 указанного закона).
Согласно пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ), муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 6 данного закона, определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом (часть 1).
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий (часть 2).
В судебном заседании установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия не принято Положение (Административный регламент) о порядке организации и осуществления геологического контроля за использованием и охраной недр, что подтверждается письменным сообщением Главы администрации Староверхисского сельского поселения Чигажова А.Н. (л.д.4).
С учетом изложенного, суд считает бездействие Администрации Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению Положения (Административного регламента) о порядке осуществления муниципального геологического контроля на территории Администрации, а также по созданию органа, уполномоченного осуществлять муниципальный геологический контроль незаконным и приходит к выводу о возложении на администрацию Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия обязанности разработать и утвердить Положение (Административный регламент) о порядке осуществления муниципального геологического контроля на территории администрации, а также создать орган, уполномоченный осуществлять муниципальный геологический контроль.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 194–198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Инсарского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению Положения (Административного регламента) о порядке осуществления муниципального геологического контроля на территории Администрации, а также по созданию органа, уполномоченного осуществлять муниципальный геологический контроль.
Обязать Администрацию Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия разработать и утвердить Положение (Административный регламент) о порядке осуществления муниципального геологического контроля на территории Администрации, а также создать орган, уполномоченный осуществлять муниципальный геологический контроль.
В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения должно быть сообщено суду, вынесшему решение.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба и представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.А.Нардышева