Дело № 2-256/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2014 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Палатовой Т.В.,
при секретаре Фомичевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ступниковой Т.М., Бевз В.В. к администрации Благовещенского района Амурской области о признании постоянно проживающими в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л :
Ступникова Т.М., Бевз В.В. обратились в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, заявляя следующие требования: признать истцов постоянно проживающими в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации в доме <адрес>.
В обоснование иска указали, что Ступниковой Т.М. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. В период чрезвычайной ситуации на ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом был подтоплен, что подтверждается Актом обследования жилого дома и земельного участка № 899 от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Ведомственной комиссией было проведено обследование жилого дома общей площадью <номер> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается Актом обследования № 365 от ДД.ММ.ГГГГ. Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 365 от ДД.ММ.ГГГГ установлена необходимость проведения капитального ремонта с целью восстановления утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения в соответствии с установленными требованиями и было принято заключение о необходимости капитального ремонта. ДД.ММ.ГГГГ Ступникова Т.М. обратилась в Администрацию Благовещенского района с заявлением № 179 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении мер поддержки на цели капитального ремонта, предусмотренных гражданам, пострадавшим от наводнения. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Благовещенского района (исх. 108 от ДД.ММ.ГГГГ) сообщила следующее: «В связи с отсутствием регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, непредоставлением решения суда об установлении факта постоянного проживания в данном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации, Ступникова Т.М. не относится к числу лиц, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт. Таким образом, комиссией принято решение об отказе во включении ее в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения. В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. Считали, что подтвердить иным способом установление факта проживания в жилом помещении на момент объявления чрезвычайной ситуации Ступниковой Т.М. и Бевз В.В. в доме <адрес>, кроме как судебного не предоставляется возможным. Установление данного факта имеет для истцов юридическое значение, поскольку позволит им получить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в период наводнения.
Истец Ступникова Т.М. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя.
Истец Бевз В.В., представитель истцов Бевз В.В. и Ступниковой Т.М. – ФИО18 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали, просили суд их удовлетворить, дополнительно пояснили суду, что в <адрес> у супругов БЕвз В.В. и Ступниковой Т.М. имеется два дома: по <адрес> и по <адрес>. После наводнения оба эти дома подлежат капитальному ремонту. Ступникова Т.М. обратилась изначально за социальной выплатой по дому 16/1, однако специалист администрации сказал ей написать еще и по дому 16, в настоящее время от выплат по дому № 16 Ступникова Т.М. отказалась, поскольку фактически супруги постоянно проживали в <адрес>, в <адрес> были только зарегистрированы. Отсутствие подтверждения постоянного проживания в <адрес> виде регистрации по месту жительства не позволяет реализовать Ступниковой Т.М. и Бевз В.В. их право на получение социальных выплат.
Представитель ответчика администрации Благовещенского района Амурской области ФИО19 в судебном заседании возражений относительно заявленных требований не высказала, дополнительно пояснила, что при затоплении двух жилых помещений и нуждаемости их в капитальном ремонте, социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется только на одно жилое помещение, в силу чего необходимо отказаться от выплат на один дом.
Третьи лица: министерство строительства и архитектуры Амурской области, администрация Усть-Ивановского сельсовета в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истцов, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее - поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Члены семьи, совместно проживавшие с собственником поврежденного жилого помещения, определяются в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае, если собственник жилого помещения не проживал на день объявления режима чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона Амурской области социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления. К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении;
2) правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
3) решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении);
4) документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, включаются в список граждан, жилые помещения которых повреждены.
Статьей 6 названного Закона государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - органы местного самоуправления).
Согласно ст. 7 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право:
1) получать в исполнительном органе государственной власти области в сфере строительства и архитектуры (далее - уполномоченный орган) консультативную и методическую помощь;
2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
3) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
Органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны:
1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области;
2) в целях реализации государственных полномочий, в том числе для установления факта отсутствия у граждан иных жилых помещений, пригодных для проживания, направлять межведомственные запросы в органы, располагающие необходимой информацией;
3) обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий;
4) представлять уполномоченному органу отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств и материальных ресурсов, полученных на эти цели, документы и иную информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
5) исполнять предписания по устранению нарушений, допущенных должностными лицами органов местного самоуправления в ходе осуществления государственных полномочий;
6) в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить а областной бюджет неиспользованные финансовые средства, а также материальные ресурсы.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Благовещенского района, мер поддержки на цели капитального ремонта, утвержденных Постановлением Администрации Благовещенского района от 15 ноября 2013 года № 2256 (Далее по тексту – Правила).
Согласно пунктам 1-7 раздела V Правил для получения социальной выплаты гражданин - собственник поврежденного жилого помещения либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 1 раздела III настоящих Правил (далее - заявитель), подает в администрацию Благовещенского района письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения по форме, указанной в приложении к настоящим Правилам.
Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии): документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении; правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении); документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
Дополнительно, в зависимости от волеизъявления лица, претендующего на получение социальной выплаты, к документам, прилагаемым к заявлению, указанному в п. 1 раздела V Правил, могут быть приложены документы, подтверждающие открытие лицом, обратившимся с соответствующим заявлением, банковского счета в кредитном учреждении.Сотрудник администрации Благовещенского района, в обязанности которого входит принятие заявления и документов от граждан, претендующих на получение социальной выплаты, в случае представления гражданами подлинных документов снимает с них копии и удостоверяет подлинность копий представленных гражданином документов.
Принятые заявления и документы регистрируются в журнале регистрации обращений граждан в день их поступления.
Администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов запрашивает в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у администрации Благовещенского района доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных необходимую информацию от соответствующих государственных, муниципальных и иных учреждений (в том числе направляет запрос о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).
В случае обнаружения в документах разночтений (фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса), недостоверных сведений или недостающих сведений администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней информирует граждан о выявленных недостатках и необходимости их устранения.
Администрация Благовещенского района в течение 10 рабочих дней со дня получения информации, необходимой для рассмотрения заявления граждан о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, организует заседание комиссии по включению граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
По итогам заседания комиссия принимает решение о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (отказе о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения).
Решение комиссии об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения должно содержать причину отказа.
В случае принятия комиссией решения об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения гражданину в течение 3 рабочих дней со дня принятия комиссией решения об отказе направляется мотивированный ответ.
Из анализа приведенных норм следует, что предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения носит именно социальный характер, имеет своей целью оказание помощи наименее незащищенным социальным слоям населения, в частности, лицам, чьи жилые помещения пострадали, однако, в силу отсутствия иного пригодного для проживания жилого помещения у собственника и членов его семьи, данные лица вынуждены проживать в данных жилых помещениях, требующих капитального ремонта. Социальная выплата на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения предоставляется единоразово, в отношении одного жилого помещения, в размере, исчисленном исходя из площади помещения, подлежащей капитальному ремонту.
При этом указанная социальная выплата носит заявительный адресный характер, то есть предоставляется именно по обращению лица за ее предоставлением и при предоставлении данным лицом всех необходимых документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки.
Как установлено судом, Ступниковой Т.М. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., а так же жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ и <номер> от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что жилые дома, расположенные по адресам: <адрес> и <адрес> в <адрес> были затоплены в результате чрезвычайной ситуации – наводнения в августе 2013 года и требуют проведения капитального ремонта, что подтверждается актом обследования помещения № 354 от ДД.ММ.ГГГГ, заключением межведомственной комиссии № 354 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении дома по <адрес>; актом обследования помещения № 365 от ДД.ММ.ГГГГ, заключением межведомственной комиссии № 365 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении дома по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Ступникова Т.М. обратилась в администрацию с двумя заявлениями о предоставлении ей и постоянно проживающему с ней Бевз В.В. социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, указав в каждом из заявлений разные жилые помещения по <адрес> и по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Ступникова Т.М. отказалась от ранее поданного ею заявления на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, претендуя лишь на получение данной выплаты по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует ее заявление, поданное в администрацию ДД.ММ.ГГГГ за № 1176.
Указанный отказ от предоставления социальной выплаты на одно из двух жилых помещений, принадлежащих одному собственнику согласуется с принципом единоразовости предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, предусматривающим предоставление данной социальной выплаты одному лицу и в отношении одного жилого помещения.
В предоставлении же социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения по адресу: <адрес>, Ступниковой Т.М. было отказано по причине отсутствия подтверждения постоянного ее проживания в данном жилом доме (регистрации по месту жительства).
Как следует из паспортов Ступниковой Т.М. и Бевз В.В., свидетельства о заключении брака, они состоят в браке, зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по <адрес>.
Вместе с тем, исследовав все представленные по делу доказательства, в их совокупности с показаниями свидетелей ФИО20., ФИО21., ФИО22., допрошенных в судебном заседании, которые пояснили, что супруги Бевз и Ступникова проживают в большом доме по <адрес>, в маленьком доме по <адрес> они не проживают с момента постройки большого дома, суд пришел к выводу, что Ступникова Т.М. с апреля 2013 года фактически постоянно без регистрации проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Указанный вывод подтверждается так же справкой администрации Усть-Ивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из лицевого счета по оплате электроэнергии; справкой о доходах физического лица Ступниковой Т.М. за 2013 год; личной карточкой работника Ступниковой Т.М.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Ступникова Т.М., как собственник жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, постоянно проживавшая в данном доме на день объявления режима чрезвычайной ситуации имеет право на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта данного жилого дома.
При этом суд не принимает во внимание то обстоятельство, что у Ступниковой Т.М. в собственности имеется иной жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, поскольку заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ так же установлена необходимость проведения капитального ремонта данного жилого дома, то есть фактически Ступниковой Т.М. в настоящее время утрачены все жилые помещения, в которых она имела возможность проживать.
Иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, Ступникова Т.М. не имеет, что подтверждается выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая социальную направленность выплат на капитальный ремонт жилого помещения, а так же вышеприведенные нормы Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта», суд считает, что Ступникова Т.М. может воспользоваться правом на социальную выплату на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, в котором она постоянно проживала на день объявления режима чрезвычайной ситуации.
Администрацией Благовещенского района Амурской области письмом № 108 от ДД.ММ.ГГГГ Ступниковой Т.М. было отказано в предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения по адресу: <адрес>, ввиду отсутствия регистрации по указанному адресу.
С учетом вышеприведенных норм закона и установленных судом обстоятельств о фактическом проживании истца по адресу: <адрес>, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ступниковой Т.М. о признании ее постоянно проживающей в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, с целью получения социальной выплаты на цели капитального ремонта данного жилого помещения.
Одновременно с этим, основываясь на установленных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Бевз В.В. о признании его постоянного поживающим в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, ввиду отсутствия нарушения его прав с чьей либо стороны.
Как установлено судом, в администрацию Благовещенского района с заявлением на предоставление ей и совместно с ней проживающим лицам мер социальной поддержки на цели капительного ремонта ДД.ММ.ГГГГ обращалась только Ступникова Т.М.
Бевз В.В. не обращался с заявлением в администрацию Благовещенского района Амурской области о предоставлении ему, как члену семьи собственника поврежденного жилого помещения – Ступниковой Т.М. социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, в котором он постоянно проживал. На сегодняшний день какие-либо его права отсутствием документального подтверждения постоянного проживания по адресу: <адрес>, на момент возникновения чрезвычайной ситуации, не нарушаются, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленных Бевз В.В. требований. При этом из материалов дела не усматривается препятствий к осуществлению Бевз В.В. в установленном законом порядке регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: Васильковая, 16/1, с целью последующего недопущения возможного нарушения прав в результате несоответствия фактического места проживания и регистрации по месту жительства.
Рассматривая требования истца Ступниковой Т.М. об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает данное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность социальной помощи, оказываемой потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, а так же объективную нуждаемость в ней, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, разъяснив при этом сторонам, что обращение решения суда к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ступниковой Т.М., Бевз В.В. к администрации Благовещенского района Амурской области о признании постоянно проживающими в жилом помещении – удовлетворить в части.
Признать Ступникову Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживающей в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе на день объявления чрезвычайной ситуации на территории Усть-Ивановского сельсовета – 05 августа 2013 года.
В остальной части требований отказать.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий: