РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2012 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Петровой Ф.Ф.,
с участием помощника прокурора города Карпинска Носовой С.А.,
специалиста отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Волчанску Стаматиной О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре судебного заседания Мухаметдиновой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах Денисовой ФИО4, к Администрации городского округа Волчанск, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
Прокурор города Карпинска обратился в Карпинский городской суд с иском к Администрации городского округа Волчанск, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В исковом заявлении указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что ФИО4 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Главы Волчанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 передана под опеку ФИО10 Постановлением Главы Волчанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4 наступило право на обеспечение жилым помещением. Однако, до настоящего времени это право не реализовано, жилое помещение не предоставлено. Прокурор просит возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести (построить) за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией Волчанского городского округа для ФИО4 с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Волчанского городского округа; возложить на Администрацию Волчанского городского округа обязанность заключить с ФИО4 договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.
Определением Карпинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика – Министерства строительства и архитектуры <адрес> на надлежащего – Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Носова С.А подтвердила содержание искового заявления, настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела уведомлена надлежащим образом, согласно телефонограммы просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора <адрес> поддерживает.
Представитель ответчика – Администрации Волчанского городского округа в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, согласно которому возражений по иску не имеет, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. По существу дела указал, что согласно Жилищному кодексу Российской Федерации дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма вне очереди. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями производится за счет средств областного бюджета. Считает, что Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> необходимо выделить областные средства на приобретение жилья для ФИО4, либо в порядке аукциона приобрести жилое помещение, только затем администрация Волчанского городского округа сможет оформить договор социального найма на приобретенное для ФИО4 жилое помещение.
Представитель ответчика – Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был уведомлен надлежащим образом, представил суду письменный отзыв, согласно которому возражает против заявленных исковых требований, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. По существу дела указав, что требования истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности в силу следующих обстоятельств. Из ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть представлено в течение определенного срока с момента получения ими соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Приобретение и предоставление истцу жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам, включающего в себя истца, будет противоречить п.п. 11, 12 «Порядка обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП. При возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение, такая обязанность будет подлежать исполнению только после вступления решения суда в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Требования истца является требованием возложить на Министерство обязанность дополнительную к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абз.2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот.
Представитель отделасемейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по г. Волчанску ФИО12. в судебном заседании поддержала исковые требования. По существу дела пояснила, что ФИО4 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4 наступило право на обеспечение жилым помещением, однако, до настоящего времени право не реализовано, жилое помещение ФИО4 не предоставлено. ФИО4 зарегистрирована и проживает у опекуна по адресу: <адрес>, что свидетельствует об отсутствии у ФИО4 жилого помещения для проживания.
Суд, заслушав стороны, рассмотрев письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату и государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названном Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.
Ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) закреплено, что под детьми, оставшимися без попечения родителей понимаются - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.Материалами дела установлено, что решением Каменского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 и ФИО14 лишены родительских прав в отношении дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Распоряжением Главы Администрации города Волчанска № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями внесенными Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Главы МО города Волчанска) над несовершеннолетней ФИО4 установлена опека тети - ФИО10 Постановлением Главы Волчанского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 поставлена на учет, в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
В судебном заседании установлено, что с сентября 2006 года по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обучалась в ГОУ СПО <адрес> медицинский колледж, до этого проходила обучение в средней образовательной школе.
Таким образом ФИО4 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, на нее распространяются положения Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по месту жительства.
ФИО4 до своего совершеннолетия обучалась в ГОУ СПО <адрес> медицинский колледж, находясь на полном государственном обеспечении, до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям, представленным Отделом «Карпинское БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в собственности ФИО4 отсутствуют объекты недвижимости.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО4 зарегистрирована у опекуна ФИО10 по адресу: <адрес>. Проживает истец в жилом помещении на условиях коммерческого найма по адресу: <адрес>. Закрепленного жилого помещения ФИО4 не имеет.
Данные обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца ФИО4 жилого помещения для проживания после окончания образовательного учреждения.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 26 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ОЗ «О защите прав ребенка», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), сохраняют права на жилую площадь, на которой они проживали ранее. При отсутствии такого права они обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством (в ред. Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ОЗ).
На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения.
В соответствии с областной целевой программой «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в <адрес>» на 2011-2015 годы» обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), осуществляется за счёт средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п. 2 Порядка).
Согласно п. 3 Порядка, получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 4 данного Порядка предусмотрено, что средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п. 8 указанного Порядка жилые помещения, построенные и приобретённые за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Ответчиками суду не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ФИО4 права на предоставление ей жилья в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», либо о выделении ему жилого помещения.
Доводы ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры о том, что требование истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности, суд находит не состоятельными. Поскольку п. 13 «Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения» утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП установлено, что Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.
На основании Постановления Правительства Свердловской области №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и архитектуры Свердловской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования прокурора города Карпинска, действующего в интересах ФИО4, к Администрации городского округа Карпинск, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения подлежащими удовлетворению, так как обеспечение вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Кроме этого, в ходе судебного заседания установлено, что ФИО4 заключила брак с ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ, ей присвоена фамилия ФИО3.
П. 2 ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.
ФИО3 подлежит предоставление жилого помещения в городе Волчанске не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления администрацией городского округа Карпинск с учетом численного состава ее семьи.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Карпинска удовлетворить.
Возложить обязанность на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией Волчанского городского округа для ФИО3 с учетом численного состава ее семьи с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Волчанского городского округа.
Возложить на Администрацию Волчанского городского округа обязанность заключить с ФИО3 договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Свердловский областной суд со дня вынесения решения с принесением жалоб через Карпинский городской суд Свердловской области.
Председательствующий:
<данные изъяты>
<данные изъяты>