Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-950/2012 ~ М-1055/2012 от 26.11.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2012 года город Карпинск

Карпинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Петровой Ф.Ф.,

с участием помощника прокурора города Карпинска Носовой С.А.,

специалиста отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Волчанску Стаматиной О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания Мухаметдиновой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах Денисовой ФИО4, к Администрации городского округа Волчанск, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

установил:

Прокурор города Карпинска обратился в Карпинский городской суд с иском к Администрации городского округа Волчанск, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В исковом заявлении указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что ФИО4 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Главы Волчанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 передана под опеку ФИО10 Постановлением Главы Волчанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4 наступило право на обеспечение жилым помещением. Однако, до настоящего времени это право не реализовано, жилое помещение не предоставлено. Прокурор просит возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести (построить) за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией Волчанского городского округа для ФИО4 с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Волчанского городского округа; возложить на Администрацию Волчанского городского округа обязанность заключить с ФИО4 договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.

Определением Карпинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика – Министерства строительства и архитектуры <адрес> на надлежащего – Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Носова С.А подтвердила содержание искового заявления, настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела уведомлена надлежащим образом, согласно телефонограммы просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора <адрес> поддерживает.

Представитель ответчика – Администрации Волчанского городского округа в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, согласно которому возражений по иску не имеет, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. По существу дела указал, что согласно Жилищному кодексу Российской Федерации дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма вне очереди. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями производится за счет средств областного бюджета. Считает, что Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> необходимо выделить областные средства на приобретение жилья для ФИО4, либо в порядке аукциона приобрести жилое помещение, только затем администрация Волчанского городского округа сможет оформить договор социального найма на приобретенное для ФИО4 жилое помещение.

Представитель ответчика – Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был уведомлен надлежащим образом, представил суду письменный отзыв, согласно которому возражает против заявленных исковых требований, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. По существу дела указав, что требования истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности в силу следующих обстоятельств. Из ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть представлено в течение определенного срока с момента получения ими соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Приобретение и предоставление истцу жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам, включающего в себя истца, будет противоречить п.п. 11, 12 «Порядка обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ -ПП. При возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение, такая обязанность будет подлежать исполнению только после вступления решения суда в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Требования истца является требованием возложить на Министерство обязанность дополнительную к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абз.2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот.

Представитель отделасемейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по г. Волчанску ФИО12. в судебном заседании поддержала исковые требования. По существу дела пояснила, что ФИО4 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4 наступило право на обеспечение жилым помещением, однако, до настоящего времени право не реализовано, жилое помещение ФИО4 не предоставлено. ФИО4 зарегистрирована и проживает у опекуна по адресу: <адрес>, что свидетельствует об отсутствии у ФИО4 жилого помещения для проживания.

Суд, заслушав стороны, рассмотрев письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату и государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названном Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.

Ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) закреплено, что под детьми, оставшимися без попечения родителей понимаются - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Материалами дела установлено, что решением Каменского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 и ФИО14 лишены родительских прав в отношении дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Распоряжением Главы Администрации города Волчанска от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями внесенными Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Главы МО города Волчанска) над несовершеннолетней ФИО4 установлена опека тети - ФИО10 Постановлением Главы Волчанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 поставлена на учет, в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.

В судебном заседании установлено, что с сентября 2006 года по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обучалась в ГОУ СПО <адрес> медицинский колледж, до этого проходила обучение в средней образовательной школе.

Таким образом ФИО4 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, на нее распространяются положения Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по месту жительства.

ФИО4 до своего совершеннолетия обучалась в ГОУ СПО <адрес> медицинский колледж, находясь на полном государственном обеспечении, до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям, представленным Отделом «Карпинское БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в собственности ФИО4 отсутствуют объекты недвижимости.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО4 зарегистрирована у опекуна ФИО10 по адресу: <адрес>. Проживает истец в жилом помещении на условиях коммерческого найма по адресу: <адрес>. Закрепленного жилого помещения ФИО4 не имеет.

Данные обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца ФИО4 жилого помещения для проживания после окончания образовательного учреждения.

В силу статьи 5 указанного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 26 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ОЗ «О защите прав ребенка», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), сохраняют права на жилую площадь, на которой они проживали ранее. При отсутствии такого права они обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством (в ред. Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ОЗ).

На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ -ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения.

В соответствии с областной целевой программой «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в <адрес>» на 2011-2015 годы» обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), осуществляется за счёт средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п. 2 Порядка).

Согласно п. 3 Порядка, получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства.

Пунктом 4 данного Порядка предусмотрено, что средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 8 указанного Порядка жилые помещения, построенные и приобретённые за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Ответчиками суду не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ФИО4 права на предоставление ей жилья в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», либо о выделении ему жилого помещения.

Доводы ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры о том, что требование истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности, суд находит не состоятельными. Поскольку п. 13 «Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения» утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ -ПП установлено, что Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

На основании Постановления Правительства Свердловской области -ПП от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и архитектуры Свердловской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ -ПП Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

С учетом изложенного, суд считает исковые требования прокурора города Карпинска, действующего в интересах ФИО4, к Администрации городского округа Карпинск, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения подлежащими удовлетворению, так как обеспечение вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Кроме этого, в ходе судебного заседания установлено, что ФИО4 заключила брак с ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ, ей присвоена фамилия ФИО3.

П. 2 ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

ФИО3 подлежит предоставление жилого помещения в городе Волчанске не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления администрацией городского округа Карпинск с учетом численного состава ее семьи.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Карпинска удовлетворить.

Возложить обязанность на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией Волчанского городского округа для ФИО3 с учетом численного состава ее семьи с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Волчанского городского округа.

Возложить на Администрацию Волчанского городского округа обязанность заключить с ФИО3 договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Свердловский областной суд со дня вынесения решения с принесением жалоб через Карпинский городской суд Свердловской области.

Председательствующий:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-950/2012 ~ М-1055/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Карпинска
Денисова Наталья Витальевна
Ответчики
Министерство строительства и архитектуры Свердловской области
Администрация Волчанского городского округа
Суд
Карпинский городской суд Свердловской области
Судья
Петрова Файруза Фаатовна
Дело на странице суда
karpinsky--svd.sudrf.ru
26.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2012Передача материалов судье
28.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2012Подготовка дела (собеседование)
13.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2012Судебное заседание
27.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2013Дело оформлено
12.02.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее