ДЕЛО № 2-459/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Козулька 12 ноября 2015 г.
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Пресняковой Т.Е,
с участием помощника прокурора района Борисяк Т.Ю,
при секретаре Чугуновой А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в интересах Новикова А.В. к Администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения, суд
установил:
Прокурор Козульского района Красноярского края в интересах Новикова А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения, мотивируя требования тем, что по заявлению Новикова А.В. проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. В ходе проверки установлено, что Новиков А.В. 11 декабря 1995 г. рождения, относится к категории детей-сирот, имеет закрепленное жилое помещения по адресу: <адрес>. 23 сентября 2014 г. он поставлен на учет в Министерство образования Красноярского края, как лицо из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения под номером 3479. 24 июля 2015 г. прокуратурой района принесен протест на п.2 постановления администрации Козульского района № 358 от 05.11.2001 г. «О помещении в Козульский социально-реабилитационный центр несовершеннолетнего Новикова А.В., 1995 г. рождения», поскольку п.2 данного постановления за несовершеннолетним Новиковым А.В. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. Заключением № 11 от 24 июля 2013 г. жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> признано непригодным для постоянного проживания, в реестре муниципальной собственности не значится. Таким образом, какие-либо действия по его закреплению являются не законными. Постановлением администрации Козульского района № 358 от 06.08.2015 г. отменен п.2 постановления администрации Козульского района № 358 от 05.11.2001 г. «О помещении в Козульский социально-реабилитационный центр несовершеннолетнего Новикова А.В., 1995 г. рождения». В настоящее время Новиков А.В. не имеет закрепленного жилья. Поскольку в настоящее время Новиков А.В. зарегистрирован и проживает на территории Козульского района, предоставить ему жилое помещение обязаны на территории Козульского района. На Администрацию Козульского района, как на исполнительный орган местного самоуправления, возложена обязанность по обеспечению Новикова А.В. за счет средств краевого бюджета жилым помещением, не ниже нормы предоставления в размере 33 кв.м. общей площади по договору специализированного найма.
Просит суд обязать Администрацию Козульского района Красноярского края предоставить Новикову А.В. во внеочередном порядке благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Помощник прокурора района Борисяк Т.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора района поддержала в полном объёме, просила суд удовлетворить.
Истец Новиков А.В, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился по неизвестной суду причине.
Представитель ответчика Администрации Козульского района Красноярского края Гаганова Г.Ж, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ФГ-2045-13, извещенная о дне слушания дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явилась, предоставила суду отзыв на исковое заявление, в котором указала, что из материалов дела усматривается, что истец поставлен на учёт в Министерство образования Красноярского края, как лицо из числа детей- сирот, нуждающееся в предоставлении жилого помещения (очередь в краевом списке 3479).
Жилые помещения для граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются за счёт субвенций, предоставляемых из средств федерального и краевого бюджетов на основании Закона Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»,
Порядок учета детей-сирот и порядок предоставления жилого помещения гражданам указанной категории предусматривается в статье 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребёнка» В соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного закона включение в список лиц, из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. Согласно абзацу второму пункта 11 статьи 17 указанного Закона предоставление жилых помещений лицам, указанной категории граждан осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Таким образом, Закон края «О защите прав ребёнка» определяет порядок предоставления нуждающимся детям-сиротам жилых помещений, соответственно с этим определяет потребности в соответствующих объёмах финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот.
Считает, что предъявляя иск в интересах одного ребёнка-сироты о предоставлении ему жилого помещения, прокурор ущемляет интересы другого ребёнка-сироты - очередника, который должен получить жилое помещение в этом году.
Мнение прокурора о том, что формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по её мнению не означает, что предоставление жилых помещений указанным гражданам должно осуществляться в порядке очередности, не соответствует требованиям законодательства, поскольку отсутствие очередности при предоставлении жилых помещений означало бы хаос, неразбериху, и означало бы предоставление жилых помещений указанной категории граждан по иному критерию (непонятно, по какому).
В исковом заявлении прокурор не указывает, какое преимущество истец имеет перед остальными детьми-сиротами, которые стоят в очереди на получение жилья перед ним.
В иске не указано, какое преимущество Новиков А.В. имеет перед теми гражданами указанной категории, в интересах которых прокурором уже заявлялись иски о предоставлении жилья в 2014-2015 годах. ( В настоящее время на исполнении находятся 17 решений Козульского районного суда (2014-2015 годы) о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, из них только 9 гражданам предусмотрено финансирование на приобретение жилья в 2015 году, 8 гражданам, которым по решению суда администрация района обязана предоставить жилое помещение, субъектом федерации финансирование ещё не выделялось).
Учитывая, что материалами дела не подтверждено преимущество истца перед другими детьми-сиротами, которым необходимо предоставить специализированное жилое помещение, истец состоит в очереди на предоставление жилого помещение, данные требования прокурора нарушают права других детей-сирот, которые стоят в очереди на получение жилья перед истцом, в иске просит отказать. Дело рассмотреть в её отсутствие.
В дополнительном отзыве, предоставленном суду, указала, что в соответствии с гражданским законодательством истец обращается в суд за восстановлением нарушенного права. В соответствии с действующим федеральным и краевым законодательством гражданам из числа детей-сирот гарантируется приобретение жилого помещения и установлен порядок учета таких граждан и порядок приобретения для них жилых помещений. Из материалов дела усматривается, что истец поставлен на учет в Министерство образования Красноярского края, как лицо из числа детей-сирот, нуждающееся в предоставлении жилого помещения (очередь в краевом списке 3479). Таким образом, право истца на получение жилого помещения обеспечено, и в установленном порядке будет реализовано. Если бы истец не был учтен органами опеки и не мог бы получить жильё иначе как по решению суда, администрация района не возражала бы против иска. В данном же случае иск прокурора подан в интересах лица, права которого не нарушены. Считает, что предъявляя иск в интересах одного ребенка-сироты о предоставлении ему жилого помещения, прокурор ущемляет интересы других детей-сирот – очередников, которые должны получить жилое помещение перед истцом. По её мнению, истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора. Учитывая, что права истца Новикова А.В. на получение жилого помещения как ребенка-сироты не нарушены, поскольку истец состоит в очереди на предоставление жилого помещения, материалами дела не подтверждено преимущество истца перед другими детьми-сиротами, которым необходимо предоставить специализированное жилое помещение, считает, что данные требования прокурора нарушают права других детей-сирот, которые стоят в очереди на получение жилья перед истцом, просит в иске отказать.
Представитель Управления образования, опеки и попечительства Дорофеева Г.В, действующая на основании доверенности от 16 января 2015 г. № 48, извещенная о дне слушания дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явилась, предоставила суду заявление с просьбой дело рассмотреть в отсутствие представителя, в удовлетворении требований просит отказать, поскольку считает, что жилищные права и интересы Новикова А.В. на получение жилья не нарушены, так как на основании решения краевой комиссии от 23.09.2014 г. поставлен на учет в Министерстве образования края на получения жилья. Новиков А.В. состоит на учете в Министерстве образования на получение жилья и никакого преимущества в первоочередном предоставлении жилья перед другими лицами данной категории не имеет.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился.
Суд, выслушав доводы помощника прокурора Борисяк Т.Ю., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж», «к» ч.1 ст.72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
Согласно п. 1 ст. 109. 1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 приведенного Федерального закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со ст.17 Закона края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (далее – Закон о защите прав ребенка), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, наделены на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Новиков А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в семье ФИО2 и ФИО1. Сведения об отце в актовую запись о рождении истца Новикова А.В. внесены на основании заявления матери, что подтверждается справкой о рождении. Мать – ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. Жилого помещения в собственности Новиков А.В. не имеет.
Постановлением администрации Козульского района Красноярского края от 05.11.2001 г. № 358 несовершеннолетний Новиков А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения помещен в Козульский социально-реабилитационный центр на полное государственное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ За несовершеннолетним закреплено жильё по адресу: <адрес>, жилой площадью 34,6 кв. м.
Согласно сообщению начальника Управления Образования опеки и попечительства Администрации Козульского района от 14 июля 2015 г. № 1772 и.о. прокурора Козульского района следует, за несовершеннолетним Новиковым Артемов Валерьевичем, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения закреплялось жилое помещение по адресу: <адрес>, кв.3. 23.09.2014 г. он поставлен на учет в Министерство образования Красноярского края, как лицо из числе детей-сирот, нуждающееся в предоставлении жилого помещения (очередь в краевом списке №).
Из заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 11 от 24 июля 2013 г. следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является ветхим, условия проживания не отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодно для постоянного проживания.
На постановление администрации Козульского района Красноярского края от 05.11.2001 г. № 358 и.о. прокурора Козульского района принесен протест с требованием отменить п.2 постановления администрации Козульского района Красноярского края от 05.11.2001 г. № 358 «О помещении в Козульский социально-реабилитационный Центр несовершеннолетнего Новикова А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения».
Постановлением администрации Козульского района Красноярского края от 06 августа 2015 г. № 348 отменен п. 2 постановления администрации Козульского района от 05.11.2001 г. № 358 «О помещении в Козульский социально-реабилитационный Центр несовершеннолетнего Новикова А.В., ДД.ММ.ГГГГ. рождения».
Исходя из буквального содержания приведенных выше правовых норм, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным лицам, в частности, по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, в силу закона предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также от иных условий.
Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. А такое право у истца уже возникло в связи с достижением совершеннолетия, но не реализовано им до настоящего времени.
В силу п. 5 ст.17 Закона о защите прав ребенка, формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании в настоящем пункте документов.
Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона о дополнительных гарантиях, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, истец имеет право на предоставление ему вне очереди, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку указанное право им до настоящего времени не реализовано.
Доводы представителя ответчика администрации Козульского района Гагановой Г.Ж. о том, что внеочередное предоставление жилого помещения Новикову А.В. повлечет нарушение прав иных лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди перед Новиковым А.В, суд находит несостоятельными, поскольку ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
В соответствии со абз. 3 п.13, п. 14 ст. 17 Закона края о защите прав ребенка, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются. При приобретении индивидуального жилого дома одновременно с передачей права собственности на жилой дом передаются права на земельный участок, на котором он расположен. Приобретенные (построенные) жилые помещения включаются в муниципальный специализированный жилищный фонд (п.13).
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров (п.14).
В силу п. 7 ст. 8 ФЗ о дополнительных гарантиях, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, на Администрацию Козульского района Красноярского края как на уполномоченный орган местного самоуправления следует возложить обязанность по обеспечению вне очереди истца Новикова А.В. благоустроенным жилым помещением применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края в защиту Новикова А.В. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию Козульского района Красноярского края предоставить Новикову А.В. во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Козульский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, то есть с 17 ноября 2015 г.
Судья: Т.Е. Преснякова