Дело № 5-232/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 декабря 2017 года город Лысьва Пермского края
Судья Лысьвенского городского суда Пермского края Шадрина Т.В., при секретаре Гатиной Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица -
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Лысьвенский политехнический колледж», расположенного по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Мира, 45,
УСТАНОВИЛ:
На основании приказа Министерства образования и науки Пермского края от 17.10.2017 в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Лысьвенский политехнический колледж» (далее – ГБ ПОУ «ЛПК») в период с 14 по 16 ноября 2017 года была проведена плановая выездная проверка.
По итогам проведения проверки были выявлены нарушения, которые были отражены в Акте № 1293 от 16.11.2017 и составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности по реализации общеобразовательных программ по адресу Пермский край г. Лысьва ул. Революции, 13, не указанному в лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Защитник ГБ ПОУ «ЛПК» Чадова О.В. в судебном заседании с вмененным правонарушением согласна. При этом просит учесть, что образовательным учреждением в течение периода 2014-2017 года предпринимались все необходимые меры для выполнения установленных требований в части включения помещения по ул. Революции, 13 в г. Лысьве в лицензию на осуществление образовательной деятельности, однако в связи с необходимостью проведения в данном здании ремонта и получением впоследствии санитарно-эпидемиологического заключения, данная процедура затянулась. В настоящее время допущенное нарушение устранено, каких-либо тяжких последствий оно не повлекло.
Представитель Министерства образования и науки Пермского края Потравных Т.А. в судебном заседании пояснила, что требования законодательства не исполнялись образовательным учреждением в течение длительного времени, однако в настоящее время они устранены.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан.
Согласно п.1 и 4 ст. 91 Закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. образовательная деятельность образовательных учреждений подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Согласно п.40 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 года (в редакции от 02.07.2013г.), образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. По смыслу закона право на ведение лицензируемой деятельности возникает с момента выдачи лицензии и заканчивается с истечением срока её действия.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором, в том числе, указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 в лицензию включаются, в том числе, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Статьей 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен порядок переоформления лицензий.
В соответствии с порядком, установленном частью 1 статьи 18 названного Федерального закона, лицензия подлежит переоформлению, в частности, в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности.
При этом частью 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ определено, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.
Согласно пункту 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес, а также представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, не указанных в лицензии, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
Осуществлять образовательную деятельность по адресу, не указанному в лицензии в качестве места осуществления указанного вида деятельности, до внесения данного адреса в соответствующую лицензию путем ее переоформления образовательное учреждение не вправе.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, по результатам проведения плановой выездной проверки ГБ ПОУ «ЛПК», проведенной на основании приказа от 17.10.2017 № СЭД-26-01-06.3-122 Министерства образования и науки Пермского края в период с 14 по 16 ноября 2017 года, установлено, что ГБ ПОУ «ЛПК» имеет лицензию 59Л01 № 0003646 от 28.12.2016, которой предоставлено право на осуществление образовательной деятельности по адресам: 618 900 Пермский край г. Лысьва ул. Мира, 25, проспект Победы, 118.
Приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 20.09.2012, ГБ ПОУ «ЛПК» передано в оперативное управление здание по ул. Революции, 13 в г. Лысьве. На основании акта о приеме -передачи здания от 26.09.2012 ГБ ПОУ «ЛПК» выдано свидетельство о гос. регистрации права от 15.11.2013 года.
Согласно акта от 16.11.2017, а также протокола об административном правонарушении, на момент проверки – 16.11.2017 года учреждение осуществляет образовательную деятельность в здании по ул. Революции, 13 в г. Лысьве, которое не включено в лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Данные обстоятельства не оспаривались в ходе судебного заседания и защитником образовательного учреждения.
В силу ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, суд считает, что действия ГБ ПОУ «ЛПК» правильно квалифицированы по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Вина ГБ ПОУ «ЛПК» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, установлена совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, материалами дела, объяснениями представителя юридического лица и другими доказательствами
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание вины, активные действия по добровольному устранению выявленных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
При назначении административного наказания, суд учитывает наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественное положение – ГБ ПОУ «ЛПК» является бюджетным учреждением, отсутствие обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью лиц, посещающих данное образовательное учреждение, и его работников, и считает возможным избрание наказания в виде предупреждения. Назначение данного вида наказания будет отвечать целям административного наказания, изложенным в ст. 3.1 КоАП РФ. При этом суд исходит из общих принципов российского законодательства, закреплённых в Конституции РФ и законов, изданных во исполнение, в частности, из положений ч.3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании», согласно которым государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
п остановил:
Признать Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лысьвенский политехнический колледж» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Настоящее постановление суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: