Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1246/2021 ~ М-591/2021 от 19.02.2021

63RS0039-01-2021-000893-66

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 мая 2021 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1246/2021 по административному исковому заявлению Кузнецова Александра Николаевича к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения, возложении обязанности,

установил:

Кузнецов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка.

В обоснование заявления указано, что 15.10.2020 истец обратился к Главе г.о. Самара через Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов по договору купли-продажи, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером :1038. Приказом от 22.01.2021 №47 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в предоставлении земельного участка по следующим основаниям: 1) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Данный приказ заявитель считает незаконным и необоснованным. Вид разрешенного использования устанавливается в соответствии с градостроительным регламентом, который, в свою очередь, устанавливается правилами землепользования и застройки. Жилой дом, расположенный на земельном участке, возведен в 1900 году, то есть до введения Правил застройки и землепользования в городе Самаре (утв. Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61), следовательно, может существовать и использоваться без приведения в соответствие с данными Правилами. Административный истец является собственником жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, соответственно имеет право на предоставление земельного участка без проведения торгов. Доводы административного ответчика о том, что дом находится в неудовлетворительном состоянии и ссылки на судебную практику, считает несостоятельными. Жилой дом до настоящего времени не признан в установленном порядке аварийным зданием, в связи с чем не несет угрозы для жизни и здоровья граждан.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным приказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 22.01.2021 № 74 об отказе Кузнецову А.Н. в предоставлении за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара подготовить распорядительный акт о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату без проведения торгов; обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с Кузнецовым А.Н. договор купли-продажи на испрашиваемый земельный участок.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности - Мышелова С.М. административный иск поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, в судебном заседании 26.04.2021 возражал против удовлетворения требований по основаниям, приведенным в оспариваемом приказе.

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв, согласно которому просит в иске отказать (л.д. 52-55).

Выслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Продажа земельных участков собственникам таких зданий, сооружений осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

Подпунктами 14 и 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи жилого дома от 03.05.2011, дата регистрации 07.06.2011, административному истцу принадлежит на праве собственности жилой дом, назначение: жилое здание, 1-этажный, общая площадь 23.2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером :765, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АЖ № и выпиской из ЕГРН от 23.07.2014 (л.д. 11, 16-17).

Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 133 кв.м, по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) для многоэтажной застройки», с кадастровым номером :1038, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.02.2021 (л.д.20-21).

15.10.2020 административный истец обратился к Главе г.о. Самара с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером :1038, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов по договору купли-продажи, для использования собственником жилого дома (л.д. 12).

Приказом от 22.01.2021 №47 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в предоставлении земельного участка на основании подп. 14, 19 ст. 19.16 Земельного кодекса РФ: 1) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

В оспариваемом приказе указано, что в границах испрашиваемого земельного участка расположен одноэтажный жилой дом с кадастровым номером :765, однако вид разрешенного использования земельного участка - «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) для многоэтажной застройки». Согласно результатам осмотра на испрашиваемом земельном участке расположен деревянный одноэтажный жилой дом, находящийся в неудовлетворительном (разрушенном) состоянии и не используется по назначению, в связи с чем до восстановления здания заявитель не имеет права на приобретение испрашиваемого земельного участка (в собственность или в аренду) на основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ (л.д. 13-14).

Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.

Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером :1038 расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 29.12.2020 N 45 "О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" (л.д. 40-41).

В силу ст. 13 Правил землепользования и застройки городского округа Самара использование земельных участков для индивидуального жилищного строительства в указанной зоне является условно разрешенным видом использования.

Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Как следует из распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара от 27.02.2015 №242 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и подготовленного на его основании межевого плана от 30.102019, земельный участок с кадастровым номером :1038 площадью 133 кв.м образован как фактически занимаемый жилым домом с приусадебным участком (л.д. 62-71, 73).

Жилой дом на данном земельном участке возведен в 1900 году, что подтверждается информацией Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (л.д.15).

Поскольку использование жилого дома и земельного участка началось заведомо до введения в действие градостроительных регламентов, утвержденных Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, несоответствие фактического использования такому регламенту и установленному в соответствии с регламентом виду разрешенного использования земельного участка не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и земельного участка, в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством.

При указанных обстоятельствах отказ в предоставлении земельного участка на основании подп. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ по мотиву несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, является необоснованным, противоречит положениям градостроительного и земельного законодательства.

Отказ в предоставлении земельного участка также мотивирован тем, что по результатам осмотра установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположен деревянный одноэтажный жилой дом, находящийся в неудовлетворительном (разрушенном) состоянии.

Судом предложено представителю административного ответчика представить акт осмотра земельного участка, иные документы, подтверждающие данные обстоятельства, однако в нарушение положений ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ такие документы не представлены.

В силу положений частей 3, 5, 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.

Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке (далее - Требования) утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2015 г. N 861 (далее - Приказ N 861).

Согласно положениям пункта 3 Требований Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к Акту.

В рассматриваемом случае право собственности Кузнецова А.Н. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером :765, зарегистрировано в установленном законом порядке, никем не оспорено, отсутствующим не признано.

Решения уполномоченного органа о признании объекта недвижимости в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, соответствующего акта обследования установленной формы, предусмотренной Приказом N 861, составленного кадастровым инженером, о прекращении существования объекта недвижимости не представлено.

Земельный участок сформирован как фактически занимаемый жилым домом с приусадебным участком. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 27.02.2015 №242, которое также никем не оспорено и не отменено.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет с указанием кадастрового номера расположенного в пределах земельного участка объекта недвижимости.

Таким образом, доказательств прекращения права собственности, равно как и надлежащих доказательств, свидетельствующих о несоответствии принадлежащего административному истцу объекта понятию здание (сооружение), а также критериям объекта недвижимого имущества, тесно связанного с землей, материалы дела не содержат.

Отказ в предоставлении земельного участка нарушает права административного истца, поскольку в соответствии с положениями части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации заявитель не имеет возможности приступить к реконструкции принадлежащего ему объекта капитального строительства без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания приказа административного ответчика от 22.01.2021 №47 об отказе в предоставлении земельного участка по приведенным в нем основаниям не соответствующим закону.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, требование о возложении на Департамент обязанности подготовить распорядительный акт о предоставлении испрашиваемого земельного участка и заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка в рамках настоящего спора не подлежит удовлетворению. Надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть и разрешить вопрос о предоставлении земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22.01.2021 № 74 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ :1038.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.05.2021.

2а-1246/2021 ~ М-591/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузнецов А.Н.
Ответчики
Департамент управления имущества г.о. Самара
Другие
Мышелова С.М.
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
19.02.2021Регистрация административного искового заявления
24.02.2021Передача материалов судье
25.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2021Подготовка дела (собеседование)
15.03.2021Рассмотрение дела начато с начала
15.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Судебное заседание
13.05.2021Судебное заседание
17.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее