63RS0039-01-2021-000893-66
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 мая 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1246/2021 по административному исковому заявлению Кузнецова Александра Николаевича к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения, возложении обязанности,
установил:
Кузнецов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявления указано, что 15.10.2020 истец обратился к Главе г.о. Самара через Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов по договору купли-продажи, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №:1038. Приказом от 22.01.2021 №47 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в предоставлении земельного участка по следующим основаниям: 1) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Данный приказ заявитель считает незаконным и необоснованным. Вид разрешенного использования устанавливается в соответствии с градостроительным регламентом, который, в свою очередь, устанавливается правилами землепользования и застройки. Жилой дом, расположенный на земельном участке, возведен в 1900 году, то есть до введения Правил застройки и землепользования в городе Самаре (утв. Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61), следовательно, может существовать и использоваться без приведения в соответствие с данными Правилами. Административный истец является собственником жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, соответственно имеет право на предоставление земельного участка без проведения торгов. Доводы административного ответчика о том, что дом находится в неудовлетворительном состоянии и ссылки на судебную практику, считает несостоятельными. Жилой дом до настоящего времени не признан в установленном порядке аварийным зданием, в связи с чем не несет угрозы для жизни и здоровья граждан.
Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным приказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 22.01.2021 № 74 об отказе Кузнецову А.Н. в предоставлении за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара подготовить распорядительный акт о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату без проведения торгов; обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с Кузнецовым А.Н. договор купли-продажи на испрашиваемый земельный участок.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности - Мышелова С.М. административный иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, в судебном заседании 26.04.2021 возражал против удовлетворения требований по основаниям, приведенным в оспариваемом приказе.
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв, согласно которому просит в иске отказать (л.д. 52-55).
Выслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Продажа земельных участков собственникам таких зданий, сооружений осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Подпунктами 14 и 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи жилого дома от 03.05.2011, дата регистрации 07.06.2011, административному истцу принадлежит на праве собственности жилой дом, назначение: жилое здание, 1-этажный, общая площадь 23.2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №:765, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АЖ № № и выпиской из ЕГРН от 23.07.2014 (л.д. 11, 16-17).
Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 133 кв.м, по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) для многоэтажной застройки», с кадастровым номером №:1038, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.02.2021 (л.д.20-21).
15.10.2020 административный истец обратился к Главе г.о. Самара с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №:1038, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов по договору купли-продажи, для использования собственником жилого дома (л.д. 12).
Приказом от 22.01.2021 №47 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в предоставлении земельного участка на основании подп. 14, 19 ст. 19.16 Земельного кодекса РФ: 1) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В оспариваемом приказе указано, что в границах испрашиваемого земельного участка расположен одноэтажный жилой дом с кадастровым номером №:765, однако вид разрешенного использования земельного участка - «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) для многоэтажной застройки». Согласно результатам осмотра на испрашиваемом земельном участке расположен деревянный одноэтажный жилой дом, находящийся в неудовлетворительном (разрушенном) состоянии и не используется по назначению, в связи с чем до восстановления здания заявитель не имеет права на приобретение испрашиваемого земельного участка (в собственность или в аренду) на основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ (л.д. 13-14).
Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером №:1038 расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 29.12.2020 N 45 "О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" (л.д. 40-41).
В силу ст. 13 Правил землепользования и застройки городского округа Самара использование земельных участков для индивидуального жилищного строительства в указанной зоне является условно разрешенным видом использования.
Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как следует из распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара от 27.02.2015 №242 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и подготовленного на его основании межевого плана от 30.102019, земельный участок с кадастровым номером №:1038 площадью 133 кв.м образован как фактически занимаемый жилым домом с приусадебным участком (л.д. 62-71, 73).
Жилой дом на данном земельном участке возведен в 1900 году, что подтверждается информацией Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (л.д.15).
Поскольку использование жилого дома и земельного участка началось заведомо до введения в действие градостроительных регламентов, утвержденных Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, несоответствие фактического использования такому регламенту и установленному в соответствии с регламентом виду разрешенного использования земельного участка не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и земельного участка, в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством.
При указанных обстоятельствах отказ в предоставлении земельного участка на основании подп. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ по мотиву несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, является необоснованным, противоречит положениям градостроительного и земельного законодательства.
Отказ в предоставлении земельного участка также мотивирован тем, что по результатам осмотра установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположен деревянный одноэтажный жилой дом, находящийся в неудовлетворительном (разрушенном) состоянии.
Судом предложено представителю административного ответчика представить акт осмотра земельного участка, иные документы, подтверждающие данные обстоятельства, однако в нарушение положений ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ такие документы не представлены.
В силу положений частей 3, 5, 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке (далее - Требования) утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2015 г. N 861 (далее - Приказ N 861).
Согласно положениям пункта 3 Требований Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к Акту.
В рассматриваемом случае право собственности Кузнецова А.Н. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №:765, зарегистрировано в установленном законом порядке, никем не оспорено, отсутствующим не признано.
Решения уполномоченного органа о признании объекта недвижимости в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, соответствующего акта обследования установленной формы, предусмотренной Приказом N 861, составленного кадастровым инженером, о прекращении существования объекта недвижимости не представлено.
Земельный участок сформирован как фактически занимаемый жилым домом с приусадебным участком. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 27.02.2015 №242, которое также никем не оспорено и не отменено.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с указанием кадастрового номера расположенного в пределах земельного участка объекта недвижимости.
Таким образом, доказательств прекращения права собственности, равно как и надлежащих доказательств, свидетельствующих о несоответствии принадлежащего административному истцу объекта понятию здание (сооружение), а также критериям объекта недвижимого имущества, тесно связанного с землей, материалы дела не содержат.
Отказ в предоставлении земельного участка нарушает права административного истца, поскольку в соответствии с положениями части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации заявитель не имеет возможности приступить к реконструкции принадлежащего ему объекта капитального строительства без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания приказа административного ответчика от 22.01.2021 №47 об отказе в предоставлении земельного участка по приведенным в нем основаниям не соответствующим закону.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, требование о возложении на Департамент обязанности подготовить распорядительный акт о предоставлении испрашиваемого земельного участка и заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка в рамках настоящего спора не подлежит удовлетворению. Надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть и разрешить вопрос о предоставлении земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22.01.2021 № 74 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №:1038.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.05.2021.