РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
06 апреля 2017 года г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Василенко И.В.,
при секретаре Гороховой А.Н.,
с участием представителя истца – Лунева И.Г.,
представителя ответчика Смородской Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корякина <данные изъяты>, Корякиной <данные изъяты>, Корякина <данные изъяты> к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о понуждении в принятии в государственную собственность жилого помещения, прекращении права собственности, понуждении в заключении договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Ленинский районный суд г. Курска с иском к ТУ Росимущества в Курской области, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о понуждении в принятии в государственную собственность жилого помещения, прекращении права собственности, понуждении в заключении договора социального найма.
В обоснование заявленного иска указано о том, что истец Корякин В.А., проходил военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время, в должности слушателя факультета национальной безопасности и обороны государства в Военной академии Генерального штаба ВС РФ, в воинском звании полковник. В этой связи, на основании договора найма жилого помещения в общежитии в 2015 г. ему и членам его семьи (он, жена – Корякина Л.А., сын – Корякин А.В., дочь – ФИО10) было предоставлено жилое помещение - квартира по адресу: <адрес>, в которой они проживают в настоящее время. Календарная выслуга лет истца в Вооружённых Силах РФ составляет 25 лет. С учетом вышеизложенного просят суд возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> обязанность по принятию жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> в федеральную собственность, прекратив право общей долевой собственности Корякина Вадима Александровича, Корякиной Лилии Алексеевны и Корякина Артёма Вадимовича в отношении жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>. Возложить на Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ обязанность по заключению с Корякиным Вадимом Александровичем договора социального найма в отношении жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>
К участию в деле в соответствии со ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Региональное Управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
В судебное заседание истцы не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, настаивая на удовлетворении заявленного иска по вышеизложенным основаниям.
Представитель соистца Корякина В.А. по доверенности Лунев И.Г. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, приведенным в иске. В обоснование заявленных требований указал о том, что при изложенных обстоятельствах отказ ответчиков в принятии в федеральную собственность жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 9.1. Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 20 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. №189-ФЗ, является незаконным. С учетом выраженного волеизъявления истцов, полагал необходимым прекратить право общей долевой собственности истцов на указанное жилое помещение с передачей его в собственность Российской Федерации и заключением с истцами в отношении него договора социального найма. В дальнейшем истцы имеют намерение сдать указанное жилое помещение в связи с избранным местом жительства семьи после прекращения Корякиным В.А. прохождения военной службы.
В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Смородская Н.С. полагала рассмотрение иска на усмотрение суда.
Представители ответчиков, третьего лица, будучи надлежаще извещенными о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.. С учетом изложенного, суд в соответствии с ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся сторон по имеющимся материалам.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (подп. 1); в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом (подп. 4).
Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Аналогичные правомочия собственника жилого помещения предусмотрены положениями ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец Корякин В.А., проходил военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ, а, в настоящее время, в должности слушателя факультета национальной безопасности и обороны государства в Военной академии Генерального штаба ВС РФ, в воинском звании полковник. В этой связи, на основании договора найма жилого помещения в общежитии в 2015 г. ему и членам его семьи (он, жена – Корякина Л.А., сын – Корякин А.В., дочь – ФИО10) было предоставлено жилое помещение - квартира по адресу: <адрес>, в которой они проживают в настоящее время. Календарная выслуга лет истца в Вооружённых Силах РФ составляет 25 лет.
В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Из пояснений представителя истца следует, что истцами было принято решение избрать постоянное место жительство <адрес>. Однако, в 2005 г., Корякину В.А. как военнослужащему, проходящему военную службу по контракту в 27 отдельной бригаде РХБ защиты, дислоцирующейся в <адрес>, на состав семьи из трёх человека (он, жена – Корякина Л.А., сын – Корякин А.В.) на условиях социального найма была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>
Суду представлены доказательства, подтверждающие, что ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира на основании договора приватизации, заключённого между нами и Курской КЭЧ МВО, была передана им в собственность по 1/3 доли каждому. Указанная квартира на праве оперативного управления была закреплена за органом военного управления – Курской КЭЧ МВО.
На основании решения Ленинского районного суда г. Курска 29.07.2005 г., за истцами по 1/3 доли за каждым было признано право собственности на квартиру в порядке приватизации.
Таким образом, для реализации права истцов на получения жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», п.17, п.18 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утверждённой приказом Министра Обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 г., им необходимо сдать государству ранее предоставленную им квартиру в г. Курске и направить в структурное подразделение уполномоченного органа документы, подтверждающие её освобождение.
В соответствии со ст. 9.1. Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в целях реализации прав, предусмотренных вышеназванными положениями законов, истцами было принято решение о передаче принадлежащей им на праве собственности квартиры в государственную собственность, с последующим заключением договора социального найма на квартиру.
Как указывалось выше, до передачи нам квартиры в порядке приватизации, она находилась в оперативном управлении ФГКЭУ «Курская Квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства Обороны РФ – являющегося одним из структурных подразделений Министерства Обороны РФ.
Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте Федеральной налоговой службы, 01.09.2011г. в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ФГКЭУ «Курская Квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства Обороны РФ, правопреемником которой стало ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ.
В этой связи, в Департамент имущественных отношений МО РФ, истцами было направлено заявление, содержащее просьбу принять вышеуказанную квартиру в собственность Российской Федерации, с закреплением её на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, после чего, через соответствующий территориальный орган жилищного обеспечения заключить с ними договор социального найма этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ответом № от ДД.ММ.ГГГГ из Департамента имущественных отношений МО РФ, истцам было разъяснено, что по вопросу деприватизации, принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, необходимо обращаться в территориальное управление Росимущества.
В силу п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1 ст. 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу п. 2 указанной статьи Кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 9.1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года N 1541-1 граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к убеждению о том, что действующее законодательство предусматривает право собственника жилого помещения, приобретшего право собственности на основании договора приватизации, ставить вопрос о расторжении договора приватизации по изложенным основаниям.
Указанным правом воспользовались истцы, обратившись в адрес ответчиков: Управления ТУ Росимущества в Курской области, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» с заявлениями о фактическом расторжении договора приватизации, отказе от права собственности, принятии жилого помещения в собственность Российской Федерации и заключении договора социального найма жилого помещения.
При этом, дополнительно было сообщено, что по вопросу передачи жилого помещения из собственности членов семьи в федеральную собственность в целях последующего обеспечения жильём по месту прохождения военной службы им необходимо обратиться в Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ - орган уполномоченный в соответствии с приказами министра Обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществлять распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров социального найма, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих.
После чего, соответствующие обращения было направлено истцами в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ из Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в удовлетворении просьбы Корякиных было отказано.
В обоснование совершённого отказа ТУ Росимущества в Курской области сослалось на то обстоятельство, что в соответствии с действующим законодательством принятие, принадлежащей им на праве собственности квартиры в собственность Российской Федерации относится к компетенции Министерства Обороны РФ. В этой связи, заявление соответствующего содержания было направлено истцами в Министерства Обороны РФ, ответ на которое не получен до настоящего времени.
Между тем, представляется, что доводы ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, совершённые в обоснование отказа в удовлетворении заявления истцов, законными и обоснованными не являются, так как, согласно п. 5.13 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности: приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, в том числе в целях последующего закрепления за учреждениями подведомственными федеральным органам исполнительной власти.
Кроме того, ни кто из членов семьи Корякиных не является нанимателем жилых помещений на условиях социального найма на территории РФ, ни у кого из истцов нет в собственности жилых помещений на территории РФ кроме квартиры в г. Курске, которая является для них единственным местом постоянного проживания, что подтверждается сведениями, содержащимися в прилагаемых к исковому заявлению выписках из ЕГРП.
Таким образом, с учётом приведённых в исковом заявлении доводов и норм права, имеются достаточные основания полагать, что действия ответчиков по отказу в принятии в собственность Российской Федерации, принадлежащей истцамна праве собственности квартиры по адресу: <адрес> последующего заключении с ними договора социального найма на квартиру, обоснованными и законными не являются, что нарушает права и законные интересы истцов.
Судом установлено, что вышеуказанное жилое помещение свободно от прав третьих лиц, является свободным от обязательств. Каких-либо мотивированных возражений относительно заявленного иска ответчики суду не представили.
Поскольку специальной нормой закона - ст. 9.1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ предусмотрено право граждан, приватизировавших жилые помещения передать принадлежащие им и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица возложена обязанность по принятию указанных жилых помещений в собственность и заключению договоров социального найма, обязательства сторон договора приватизации подлежат прекращению.
Кроме того, необходимо учитывать, что нормы права, регулирующие спорные правоотношения, не содержат обязательных требований к мотивам и причинам передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, следовательно, указанные обстоятельства правового значения не имеют. Вместе с тем, законодательством не предусмотрены основания для отказа в принятии органами государственной власти, органами местного самоуправления жилых помещений, передаваемых гражданами в федеральную, государственную или муниципальную собственность.
Отсутствие установленного порядка передачи военнослужащими приватизированных жилых помещений в государственную собственность не должно нарушать их права на передачу принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, предусмотренного вышеприведенной правовой нормой, и ставить их в неравное положение с иными гражданами.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что истцы вправе были реализовать свое право на передачу принадлежащего им жилого помещения в федеральную собственность, а ТУ Росимущества в <адрес> в силу возложенных на него полномочий обязано принять в федеральную собственность жилое помещение - квартиру по адресу: <адрес>
Согласно Приказу Министерства обороны РФ от 18 ноября 2010 года N 1550 распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилых помещением военнослужащих и граждан РФ возлагается на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (п. 2.1. и 2.2. Приказа).
В силу пункта 1 Приказа Министерства обороны Российской Федерации N 1455 от 3 ноября 2010 года Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, как уполномоченный орган Министерства обороны РФ, осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ – федеральные государственные казенные учреждения: "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации; "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации; "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации; "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
На территории Курской области функции по даче согласия на приватизацию жилого помещения, находящегося в распоряжении Министерства обороны РФ, осуществляет ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации через уполномоченную специализированную организацию обязанность по заключению с Корякиным В.А. как нанимателем договора социального найма в отношении жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ИскКорякина <данные изъяты>, Корякиной <данные изъяты>, Корякина <данные изъяты> к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о понуждении в принятии в государственную собственность жилого помещения, прекращении права собственности, понуждении в заключении договора социального найма удовлетворить.
Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> обязанность по принятию жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> в федеральную собственность, прекратив право общей долевой собственности Корякина <данные изъяты>, Корякиной <данные изъяты> и Корякина <данные изъяты> в отношении жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>
Возложить на Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ обязанность по заключению с Корякиным <данные изъяты> договора социального найма в отношении жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: Василенко И.В.