Дело №
УИД 91RS0№-03
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 июля 2021 года пгт. Кировское
Кировский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Дегтярева И.А., при секретаре – Джамбас Э.М.,
с участием истца Осиповой С.В., представителя ответчика Гаевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой Светланы Васильевны к администрации Кировского сельского поселения <адрес> Республики Крым об установлении юридического факта и понуждению к совершению определенных действий,
установил:
истец обратилась в суд с требованиями об установлении факта её постоянного проживания в жилом помещении – квартире, расположенной по <адрес> пгт. Кировское, в том числе 15-ДД.ММ.ГГГГ, а также признания его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 15-ДД.ММ.ГГГГ на территории пгт. <адрес> Республики Крым и обязать администрацию Кировского сельского поселения <адрес> Республики Крым, включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Кировского сельского поселения, имеющих право на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество, находящееся по адресу: <адрес>, пгт. Кировское, <адрес>.
Иск обоснован тем, что 15-ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Кировского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № на территории поселения введен режим чрезвычайной ситуации в связи с подтоплением. В результате подтопления было повреждено её жилое помещение находящиеся в зоне ЧС – квартира по <адрес> пгт. Кировское, которое является её собственностью, а также пострадали предметы бытового обихода. Однако место проживания истца не было зарегистрировано по указанному адресу.
Согласно действующего законодательства, лицам пострадавшим в результате ЧС полагается выплата, но при этом помощь оказывается только тем гражданам, прожившим (зарегистрированным) в жилом помещении, которое оказалось и пострадало в зоне чрезвычайной ситуации.
Поскольку на момент ЧС истец не был зарегистрирован в пострадавшем жилом помещении, администрация поселения не имеет возможности включить её в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Кировского сельского поселения, имеющих право на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество.
Установление факта постоянного проживания позволит истцу реализовать своё имущественное право на получение компенсации, а признание её пострадавшим и понуждение администрации включить её список возможно только в судебном порядке, поскольку администрация отказывается от этого.
Истец в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что в июле 2020 года она купила квартиру в пгт. Кировское. В августе 2020 года она уехала в <адрес>, с целью сняться с регистрации места проживания и в дальнейшем зарегистрироваться в пгт. Кировское, но травмировалась из-за чего не могла сняться в регистрации проживания. Проживала и проживает с августа в <адрес>. После приобретения квартиры она приобрела диван и холодильник, которые поставили в купленной квартире.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, пояснив, что истец фактически не проживала в квартире, которая является ветхой. В результате работы комиссии установлено отсутствие в квартире признаков постоянного проживания. С заявлением о включении квартиры в список пострадавших от подтопления обратилась представитель истца, и ей было отказано во включении в список из-за отсутствия признаков фактического проживания и регистрации места проживания в квартире.
Выслушав стороны, исследовав в судебном заседании доказательства имеющиеся в деле, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Материалами дела и пояснениями сторон установлено, что Осипова Светлана Васильевна, зарегистрирована по пер. Молодёжный <адрес> с 1991 года (паспорт гражданина РФ серии 4704 № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно выписки из ЕГРН, Осипова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пгт. Кировское, <адрес>.
Согласно выписки из похозяйственной книги за 2020-2021 год, в квартире никто не проживает и не зарегистрирован.
Постановлением администрации Кировского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № на территории поселения введен режим чрезвычайной ситуации в связи с подтоплением.
Постановлением администрации Кировского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, определена зона подтопления в пгт. Кировское, в которое включена <адрес>.
В результате подтопления было повреждено жилое помещение истца находящиеся в зоне ЧС – квартира по <адрес> пгт. Кировское, которое является его собственностью, а также пострадали предметы бытового обихода, что подтверждается актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной неблагоприятными метеорологическими явлениями (сильный ливень) от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и ч.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - обильного выпадения осадков.
Истец считая, что она фактически проживает в указанной квартире и учитывая факт порчи принадлежащего имущества, через своего представителя ФИО4 обратилась в администрацию Кировского сельского поселения с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения за счет средств бюджета финансовой помощи при частичной утрате имущества, однако администрация отказалась признать пострадавшим, ссылаясь на положения пп «г,д» п.2 п.11 Правил выделения ассигнований, согласно которого гражданин включается в список пострадавших в результате ЧС только тем гражданам, прожившим (зарегистрированным) в жилом помещении, которое оказалось и пострадало в зоне чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1928, утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Согласно п.10 указанных Правил, предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.11 Правил, критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Пунктом 4 постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 295 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Совета министров Республики Крым", бюджетные ассигнования резервного фонда, выделяемые на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, используются на следующие цели (мероприятия):
д) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
е) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно п.25 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 275 "Об утверждении Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации" Списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, и списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в установленные КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации сроки (но не позднее 10 рабочих дней до дня подписания обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в Правительство Российской Федерации) подписываются главой местной администрации в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, (утв. МЧС России ДД.ММ.ГГГГ N 2-4-87-24-7), при формировании списка граждан следует учесть, что в список могут быть включены граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные по указанному адресу. То есть для занесения в список необходимо соблюдение этих двух условий.
Из требований приведенных правовых актов и методических рекомендаций следует, что соответствующая единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, у которых пострадало личное имущество, находящееся в указанном жилом доме или на придомовом участке, а финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается таким гражданам в случае повреждения их жилого помещения.
Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03 97/ГОСТ -Р 22.0.03-95», различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление метеорологическое явление.
Метеорологическое явление в виде переувлажнении почвы относится к числу опасных.
Судом установлено, что в период с 15 по ДД.ММ.ГГГГ в связи с обильным выпадением осадков на территории Кировского сельского поселения <адрес> Республики Крым имело место опасное гидрологическое явление в виде переувлажнения почвы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Кировского сельского поселения было объявлено чрезвычайное положение.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Однако истцом в материалы дела не предоставлено доказательств её фактического и постоянного проживания в <адрес> в пгт. <адрес> Республики Крым, в том числе по состоянию на 15-ДД.ММ.ГГГГ.
Предоставленные истцом письменные заявления граждан ФИО5 и ФИО6 нельзя признать допустимыми доказательства по делу, поскольку их пояснения никем не заверены и они не предупреждены об уголовной ответственности по ст.ст.307, 308 УК РФ. Ходатайства о допросе указанных лиц в качестве свидетелей, истцом не заявлялось.
Доводы истца и фактическом её проживании опровергаются выпиской из похозяйственной книги, пояснениями представителя ответчика, оснований которым не доверять у суда не имеется.
К тому же, сама истец утверждает, что с августа 2020 года она в квартире не проживает, её местом жительства является жилое помещение в <адрес>, согласно места регистрации проживания.
При этом, не имеет правового значения доводы истца об уважительности не проживания в пгт. Кировское из-за травмы и необходимости лечения по месту регистрации, так как материалы дела свидетельствуют, что истец не выбрала <адрес> в пгт. Кировское, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями не установила, а также не выразила явное стремление к установлению реальной связи постоянного проживания.
При таких обстоятельствах и с учетом отсутствия в деле доказательств, того, что по состоянию на 15-ДД.ММ.ГГГГ истец фактически постоянно проживает в <адрес> в пгт. Кировское, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований об установлении факта постоянного проживания.
Поскольку факт постоянного проживания истца в поврежденной от подтопления квартире не нашел своего подтверждения, то оснований для удовлетворения иных требований, у суда не имеется.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст. 194-199, 264-265 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
в удовлетворении иска Осиповой Светланы Васильевны об установлении юридического факта проживания, признании Осиповой С.В. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 15-ДД.ММ.ГГГГ на территории пгт. <адрес> Республики Крым и понуждении включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Кировского сельского поселения, имеющих право на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество, отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.А. Дегтярев