№2-228/2021
59RS0001-01-2020-005694-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
г. Пермь 16 февраля 2021 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Суворовой К.А.,
при секретаре Чайниковой М.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Апаницина С.О.,
представителя ответчика Тищенко И.М., представителей третьих лиц - Полущенковой Л.С., Шелестовской Е.И., Бражкина В.А., Ложкиной Е.Н., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Добрянка Пермского края к ООО «Красный Октябрь» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Добрянки Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Красный Октябрь» (с учётом уточнения) о возложении обязанности в срок до 01.06.2021 ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные на земельных участках, относящихся к категории земель лесного фонда ФИО14., расположенные в кадастровом квартале ... Требования мотивированы тем, что проверкой, проведенной прокуратурой г. Добрянка установлено, что ... между Министерством лесного хозяйства Пермского края и ОАО «Пиломатериалы «Красный октябрь» (правопреемник ООО «Красный Октябрь») заключен договор аренды лесного участка № 653 со сроком аренды на 49 лет. На арендуемом ответчиком участке, а именно на выделах ... ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» расположены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов. В нарушение требований санитарной безопасности, установленных действующим законодательством, ответчиком своевременные меры по ликвидации несанкционированных свалок не предприняты. Ненадлежащее исполнение ответчиком возложенных законом обязанностей по очистке лесов от захламления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях, суть которых сводится к несогласию с исковыми требованиями по факту, в том числе образования указанных свалок до заключения договора аренды.
Представители третьего лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебном заседании исковые требования поддержали, указав, что арендатор обязан поддерживать территорию в порядке, обязан осуществлять мероприятия по очистке вверенного ему участка от захламления.
Представитель третьего лица ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» в судебном заседании поддержала позицию истца, со стороны арендатора при подписании договора аренды земельного участка не было никаких замечаний относительно наличия свалок.
Представитель третьего лица ПКГУП «Теплоэнерго» в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на позиции, отраженной в письменном отзыве на иск.
Представитель третьего лица Администрации Добрянского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Суд, заслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Владение, пользование им распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.2 ст.36 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в Федеральной собственности.
Согласно ст. 50.7 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст.60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных почв, а также должна осуществляться, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
П.6 ст. 83 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов, защиты лесов, воспроизводства лесов, лесоразведения переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
К объектам накопленного вреда окружающей среды относятся, в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде (ст.1 Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции РФ и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд- ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов – представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим ( Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П, от 07.06.2010 № 10-П, от 02.06.2015 №12-П).
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст.13,42 Земельного кодекса РФ, ст.51 Лесного кодекса РФ). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с использованием публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 № 26-П).
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст.12 ЗК РФ).
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пп.2 п.2 ст.13 ЗК РФ).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).
К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством (ст.101 ЗК РФ).
Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (ч.1 ст. 60.2 Лесного кодекса РФ).
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах предусматриваются меры санитарной безопасности в лесах. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1, 3 ст. 60.3 Лесного кодекса РФ).
Порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, согласно которым при использовании лесов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2047 « Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах»
Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах (п.2 Правил).
Пунктом 20 Правил в лесах не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Установленный перечень мер санитарной безопасности в лесах не является исчерпывающим и не исключает мероприятия, направленные на ликвидацию находящихся на землях лесного фонда свалок.
Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности, по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (п.1 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с ч.1 ст.9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч.2ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу п.3 ч.1, ч.3 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду. Положения настоящей главы применяются к отношениям, связанным с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (п.2 ч.1, ч.4 ст.71 ЛК РФ).
Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что при заключении договора аренды лесного участка между уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (арендодатель) и юридическим лицом (арендатор) обязанность по выполнению мероприятий по охране лесов, в том числе, по очистке лесов от загрязнения и захламления, возлагается на пользователя, в настоящем случае, арендатора лесных участков, который, в свою очередь, несет ответственность за состояние указанных территорий, в том числе, и за отходы, которые на этих территориях находятся.
Ст.606 ГК РФ установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ч.2 ст.616 ГК РФ).
Судом установлено, что 19.03.2012 между Министерством лесного хозяйства Пермского края (арендодатель) и ОАО «Пиломатериалы «Красный октябрь», правопреемником которого является ответчик ООО «Красный Октябрь», заключен договор аренды лесного участка № 653 со сроком аренды на 49 лет. По условиям договора арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, определенный в п.2 договора для заготовки древесины (площадь участка 42674,7031 га) сроком до 19.03.2061 (п.4.1,4.2 договора).
Между сторонами договора подписан акт приема-передачи лесного участка, где со стороны арендатора отсутствуют какие-либо замечания к состоянию переданного в аренду земельного участка.
Договор, а также дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в установленном законом порядке.
Установлено, что собственником земельного (лесного) участка с кадастровым номером 59:18:0000000:4 является Российская Федерация, право собственности зарегистрировано 02.03.2004 за № 59-1/04-1/2004-440.
Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Красный Октябрь», для заготовки древесины на территории Добрянского лесничества, выдано положительное заключение ... о соответствии мероприятий проекта по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренным договором аренды, лесохозяйственному регламенту Добрянского лесничества, лесному плану Пермского края, законодательству РФ, требованиям, предъявляемым к составу проекту освоения лесов и порядку его разработки.
По результатам проведенной прокуратурой города Добрянка проверки исполнения требований лесного и природоохранного законодательства установлено, что на арендуемом ответчиком ООО «Красный Октябрь» участке, а именно на выделах ... ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» расположены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, что подтверждается рапортом помощника прокурора г. Добрянка ...
03.06.2020 и.о. заместителя прокурора г. Добрянка в адрес генерального директора ООО «Красный Октябрь» направлено требование о предоставлении в срок не позднее 15.06.2020 информации о мерах, принятых ООО «Красный Октябрь», в целях ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на арендуемом обществом лесном участке в выделах ...
Между тем, из письма ООО «Красный Октябрь», направленного в адрес прокуратуры г. Добрянка 15.06.2020 следует, что Общество является арендатором лесного участка с кадастровым номером ... на основании договора аренды лесного участка ..., сроком до 19.03.2061 года. Заготовка в ... ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» не велась, со стороны Общества, как арендатора, предприняты исчерпывающие меры по предотвращению лесов от загрязнений, вины Общества в образовании несанкционированной свалки в рассматриваемом случае не имеется. В соответствии с условиями договора аренды Обществом разработан и утвержден проект освоения лесов, в рамках которого мероприятия по ликвидации отходов не предусмотрены. Общество не осуществляет деятельность, связанную со сбором, обработкой, обезвреживанием, транспортировкой, утилизацией, размещением отходов. С 01.01.2019 на территории Пермского края деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор ПКГУП «Теплоэнерго».
Из акта осмотра лесного участка от 03.08.2020, составленного ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» Добрянское лесничество, следует, что в квартале ... находится незаконная свалка бытовых отходов, на момент проверки свалка не убрана, по площади свалка составляет 0,4 га, не увеличивается, квартал находится в аренде ООО «Красный Октябрь». К акту приложена фототаблица.
Таким образом, в результате обследования вышеназванных земель выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно п.9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором ( п.10 Правил).
Из анализа Правил обращения с твердыми коммунальными отходами следует, что складирование твердых коммунальных отходов допускается только при наличии двух условий: 1) наличие заключенного с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе заключенного по основаниям, предусмотренным п.8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами; 2) складирование осуществляется способами, предусмотренными п.10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из материалов дела, а также не оспаривается ответчиком, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: ... с региональным оператором не заключался. Контейнерная площадка по указанному адресу отсутствует.
Складирование твердых коммунальных отходов вне контейнеров запрещено (п.15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Так, вышеуказанные места складирования твердых коммунальных отходов не указаны в государственном реестре объектов размещения отходов, и следовательно, не являются объектом накопленного вреда окружающей среды.
Ответчик, возражая относительно исковых требований указывает, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечивается региональным оператором в Пермском крае ПКГУП «Теплоэнерго», кроме того, не является собственником спорного земельного участка, условиями заключенного сторонами договора аренды лесного участка обязанность на ООО «Красный Октябрь» как арендатора лесного участка по выявлению нарушенного состояния окружающей среды, в том числе наличия размещения несанкционированных отходов производства, не возложена, в настоящем случае, обязанность по ликвидации спорных свалок возложена на Министерство природных ресурсов и экологии РФ, поскольку участок является федеральной собственностью. Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда Лесным планом Пермского края и лесохозяйственным регламентом Добрянского лесничества не предусмотрены, также проектом освоения лесов не предусмотрены мероприятия по ликвидации на арендованном лесном участке ООО «Красный Октябрь» несанкционированных свалок бытового мусора.
Действительно, судом установлено, что региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является ПКГУП «Теплоэнерго», однако последним несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов ... не обнаруживалось, собственник о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не уведомлялся, в связи с чем оснований для ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов силами ПКГУП «Теплоэнерго» в порядке, предусмотренном п.п.16,17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, не имеется.
Доводы ответчика относительно отсутствия в Лесном плане Пермского края и Лесохозяйственном регламенте Добрянского лесничества мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов также не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
В силу ст.88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных ст.39.37 ЗК РФ, публичного сервитута составляют проект освоения лесов соответствии со ст.12 ЛК РФ.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69.
В соответствии с п.9 приказа Раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» содержит в том числе: обоснование и характеристика видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентов, технология работ; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (и их пространственное размещение (тематическая лесная карта)).
Указанная правовая норма не ставит выполнение перечисленных мероприятий в зависимость от наличия таковых в лесохозяйственном регламенте лесничества или лесном плане субъекта.
Анализ правовых норм, содержащихся в приказе Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, свидетельствует о том, что только часть мероприятий, включаемых в проект освоения лесов, должна производиться в соответствии с лесохозяйственным регламентом, санитарно-оздоровительные мероприятия к таковым не относятся. Иное противоречило бы требованиям закона, суд считает, что именно арендатор земельного (лесного) участка несет ответственность за выявление негативных факторов, влияющих на лесопатологическое состояние лесных участков, находящихся в аренде.
В части доводов ответчика о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов на лиц, ее образовавших, суд исходит из следующего.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в п.4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт». Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, как территорий, используемых, но не предназначенных для размещения на них отходов. То есть обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.
Пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п.7.8 ГОСТа 30772-2001). Поскольку ответчику лесной участок принадлежит на основании договора аренды, ответчик и должен нести ответственность по ликвидации несанкционированной свалки.
Довод ответчика о том, что несанкционированная свалка может быть ликвидирована после выявления региональным оператором по обращению с отходами, по мнению суда, противоречат действующему законодательству, ответчик, достоверно зная о том, что на земельном участке, находящемся в его владении на праве аренды, находится несанкционированная свалка, не лишен права самостоятельного обращения к региональному оператору относительно заключения договора о ликвидации несанкционированной свалки отходов.
Учитывая изложенное, выявленная по результатам проверки истцом свалка твердых коммунальных отходов является несанкционированным местом размещения твердых коммунальных отходов, не является объектом накопленного вреда, а также навалом мусора.
Вышеуказанные несанкционированные свалки не ликвидированы до настоящего времени, указанное не опровергается ответчиком.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
С учетом положений ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, об ответственности землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков за сохранение почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, а также того факта, что спорные земельные участки находятся в пользовании ООО «Красный Октябрь», суд полагает, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на ООО «Красный Октябрь».
Вывод суда соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 13.10.2015 года № 26-П, согласно которой, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
В соответствии с условиями договора аренды ответчик взял на себя обязательства использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством РФ, иными нормативно-правовыми актами и условиями договора (п.13.1 договора), осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов (п.13.9 договора), осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством РФ и проектом освоения лесов (п.13.8 договора), приводить лесной участок в прежнее состояние в предусмотренных законом случаях (п.13.10,13.13.7 договора), а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативно правовыми актами РФ и Пермского края (п.13.20 договора).
По факту заключения договора аренды лесного участка между сторонами был подписан акт приема-передачи лесного участка, замечаний со стороны ООО «Красный Октябрь» относительно состояния переданного в аренду земельного участка не имелось.
Судом с достоверной точностью установлено, что переданный в аренду ответчику ООО «Красный Октябрь» лесной участок, расположенный в выделах ..., по состоянию на дату заключения договора аренды лесного участка и ранее имел в своих границах свалки с отходами производства и потребления, что подтверждается заключением специалиста ООО «Центр космических технологий и услуг», указывающим на то, что объекты с отходами производства и потребления, обнаруженные на снимке от 26.05.2011, стабильны по своим геометрическим параметрам, их форма и площадь не изменены и находятся в границах, определенных по состоянию на 2020 год. Таким образом, ответчик, заключая договор аренды лесного участка, принял во временное пользование лесной участок, определенный в п.2 договора для заготовки древесины в состоянии, при котором несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов частично имела место, принимая на себя обязанность субъекта, осуществляющего владение и использование лесов по проведению мероприятий по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст.13, 42 ЗК РФ). Исходя их системного толкования вышеуказанных положений закона следует, что арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда в силу установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в надлежащем состоянии и нести соответствующие расходы, связанные с его содержанием.
Факт образования несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на территории лесного участка, вверенного ответчику по договору аренды ..., до его заключения сторонами, более 30 лет назад подтверждается показаниями свидетелей ...., допрошенных в судебном заседании.
С учётом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, необходимость соблюдения баланса интересов сторон (неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, и ответчика), суд считает разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.06.2021.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить на ООО «Красный Октябрь» обязанность в срок до 01.06.2021 ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные на земельных участках, относящихся к категории земель лесного фонда ....
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке.
Судья К.А. Суворова